Найти в Дзене
Рисую в 50

Лежит груша, нельзя скушать. Еда из пластика стоит дороже настоящей

Оглавление

Страна Восходящего солнца удивляет каждого, кто впервые оказывается там по делам или по туристической путёвке. Она поражает не только своими новейшими технологиями, живописной природой, национальными костюмами и традициями, но и необычными, а подчас даже странными на взгляд европейца вещами, касающимися питания. Возможно, вы слышали о тамошних съедобных ложках и вилках, изготавливаемых из картофельного крахмала с добавлением сахара, или о генетически модифицированном чесноке без запаха. Но сегодня речь пойдёт о «шокухин сампуру» — пластиковой имитации еды и истории её создания. Она уже стала частью японской культуры и показала пример того, как могут пересекаться и взаимодействовать искусство и коммерция.

Выглядит невероятно реалистично, но это подделка.
Выглядит невероятно реалистично, но это подделка.

Первый муляж еды был создан в Японии столетие назад

В стране Восходящего солнца «шокухин сампуру» используется повсеместно: в ресторанах, кафе и уличных забегаловках, где можно наскоро перекусить. Мастера, занятые в этом виде бизнеса, демонстрируют потрясающий профессионализм при работе с натурой. Ведь им требуется изобразить блюда и продукты не просто с фотографической точностью, а сделать их неотличимыми от настоящих и пробудить в человеке, который взглянет на эту виртуозную подделку, жгучий аппетит.

-2

Например, чтобы изобразить рыбу, приготовленную на гриле, художнику нужно показать не только текстуру и складки её кожи, но и пузырьки на ней, переходы цвета, капли выступившего жира, помутившуюся от жара древесных углей оболочку глаз… Или вам хочется попробовать роллы, суши и сашими? А что скажете насчёт сочных свиных котлет, лежащих на горке рассыпчатого риса? По вкусу ли вам аппетитные стейки разной степени прожарки? Или вы поклонник итальянской пасты? Тогда специально для вас спагетти в любимом соусе… Ах, вы только что отобедали… Ну тогда обратите внимание на нарезку из спелых фруктов и вон те великолепные коктейли с густыми сливочными шапками, украшенными цукатами и вишенками! От них-то вы ведь точно не откажетесь!..

-3

Только тогда, когда имитация блюд не выглядит подделкой, она становится отличной рекламой для чего-то настоящего и вкусного. Этого правила придерживаются все мастера, изготавливающие «шокухин сампуру». Есть даже такое выражение, что «японцы едят глазами». То есть прежде чем житель островной страны решит поднести еду ко рту, он должен соблазниться её видом.

Модели еды появились ещё в прошлом веке. Делать муляжи с целью привлечения покупателей придумал Такизо Ивасаки. Именно он первым смастерил правдоподобную имитацию блюда. Фальшивый рисовый омлет с томатным соусом (омурайсу) внешне оказался настолько реалистичным, что на обман повелась не только жена Такизо, но и все, кто позже увидел аппетитное, но ненастоящее блюдо.

Омлет под томатным соусом.
Омлет под томатным соусом.

Поддельный омлет в 1932 году выставили в витрине универмага в Осаке. Такизо Ивасаки, смекнув, что у его изобретения вполне может оказаться большое будущее, открыл в родном городе Гудзё Хатиман компанию «Ивасаки», которая стала родоначальницей целой индустрии.

-5

Быстрый рост популярности «шокухин сампуру» объяснялся тем, что Япония являлась крупным импортёром продуктов питания, а пластиковые копии позволяли ресторанам показывать клиентам, как выглядит ввезённая еда. Сначала муляжи изготавливались из воска, но имели массу «побочек»: детали отламывались, цвета тускнели, а если на такую модель попадал прямой солнечный свет, она могла сильно деформироваться. Но в 1970-х годах производители образцов еды перешли на более дорогой, но зато долговечный пластик.

-6

Фирма «Ивасаки» до сих пор является лидером рынка поддельной еды и имеет десятки филиалов по всей стране. Современные муляжи изготавливаются из запатентованного компанией материала, позволяющего придавать максимальную реалистичность продуктам питания. К слову, индустрия фальшивой еды сегодня набирает обороты в Китае и Корее, которые вслед за Японией оценили её преимущества.

-7

Имитацию еды предпочитают арендовать, а не покупать

Сегодня красивые муляжи – самое обычное явление во всех точках общепита, продуктовых магазинах и сувенирных лавках Японии. В отличие от предшественников, современные материалы отличаются долговечностью и гибкостью.

Чтобы сделать муляж, нужно взять настоящий продукт, например, кусок бифштекса, и окунуть его в силикон для создания формы. После отливки и затвердевания пластиковая заготовка попадает в руки к художнику, который с помощью специальных светостойких и безопасных красок придаёт ей максимально реалистичный вид.

-8
«Окраска — самый важный шаг, — утверждает директор по производству фирмы «Ивасаки» Йоити Симидзу. — Финальный штрих, который часто используют, — глазурирование».

Цвета и детали должны быть показаны таким образом, чтобы любой посетитель сразу понимал, холодным подают то или иное блюдо или горячим. Для создания реалистичной имитации обжаренной в масле капусты каждый ломтик приходится изготавливать отдельно и придавать ему индивидуальную форму.

Но японские мастера говорят, что наиболее трудоёмким является процесс воссоздания сырой еды. Например, чтобы сделать имитацию свежей рыбы, требуется от десяти дней до двух недель. Изготовление реплик продуктов питания производится вручную, именно поэтому пластиковая еда — дорогое удовольствие. Муляж одного блюда может обойтись в 300 долларов, то есть примерно в десять раз дороже обычного съедобного аналога.

-9

Кусок пластикового помидора стоит примерно $ 11, банан — $13, стейк — $20, чашка чая — $36, кружка пива — $60. Чтобы красиво заполнить витрину, хозяину ресторана или кафе нужно значительно потратиться, и поэтому искусственные блюда обычно не покупают, а берут в аренду.

Кроме того, есть эксклюзивные модели, которые являются настоящими произведениями искусства, и цена на них может доходить до нескольких миллионов иен. Например, копию рыбы латимерии в магазине, принадлежащем фирме «Ивасаки», несколько лет назад можно было приобрести почти за 17 тысяч долларов. Такую роскошь могут позволить себе или очень известные рестораны, или богатые коллекционеры.

-10

Столица пластиковой еды

Самым популярным местом, где можно насладиться многообразием «шокухин сампуру», является Каппабаси-дори. На этой улице в Токио, называемой также «Кухонным городком», расположены сотни магазинов, торгующих всем, что может потребоваться хозяйкам для приготовления пищи: разнообразной посудой, столовыми приборами, текстилем, аксессуарами. Здесь можно найти искусные муляжи любой еды — от роллов и суши из разных видов рыбы до рамёна, спагетти и коктейлей. В Токийском небоскрёбе Skytree есть популярный и рассчитанный на туристов сувенирный магазин «Гансо Шокухин», где также можно приобрести красивую имитацию еды.

-11

Но многие иностранцы, желая прикоснуться к истории создания «шокухин сампуру», предпочитают отправиться в Гудзё Хатиман в префектуре Гифу. Это город сейчас называют столицей пластиковой еды Японии. Именно здесь жил и работал Такизо Ивасаки, а сейчас его родственники продолжают начатое им дело. Здесь нет толп народа, а в небольших магазинчиках продают продукты из пластика, качество исполнения которых считается непревзойдённым. В Нагое есть мастерская, также принадлежащая семье Ивасаки, где все желающие могут поучаствовать в процессе изготовления пластиковой еды.

-12

Для японцев пластиковая еда не только атрибут общепита, но и неотъемлемая часть их культуры. Для любого ресторана или кафе это способ красиво и недорого украсить помещение, а также создать эффектное 3D-меню. Особенно это ценно для иностранных туристов, не знающих японского языка: достаточно ткнуть пальцем в понравившееся блюдо (вернее, его муляж), чтобы не ошибиться с заказом.

Кроме того, современные копии еды многофункциональны. Подделки часто используют для рекламы и коммерческих фотосессий (особенно это удобно для замороженных десертов), а также в образовательных целях.