Вся эта ситуация с «борьбой мнений» вокруг имени и наследия философа И. А. Ильина заставила многих авторов начать рассуждать о борьбе «красных с белыми».
Мол, Россию пытаются ослабить, стравив «современных красных» с «современными белыми».
Я же лично для себя задался вопросом: а есть ли у нас вообще сейчас в сколько-нибудь заметном количестве именно что «идейные сторонники белого движения» и «идейные сторонники большевиков».
Именно тех большевиков, которые периода Гражданской войны.
То есть речь не о тех людях, которые используют имена белых или красных в своей политической риторике (иногда — и тех, и других одновременно).
И не о тех, которые навешивают на своих оппонентов ярлык «белогвардейца», «необольшевика» или «фашиста» (вот, скажем, на меня навешивали все три этих ярлыка представители разных «политических флангов»). И не о тех, кто тоскует по советскому прошлому 1970 — 1980-х гг. И не о тех, кто плачет по «России, которую потеряли», ничего толком не зная о дореволюционных порядках и уровне жизни основной массы населения.
Вот сколько у нас в стране сейчас людей, готовых искренне поверить в Мировую революцию и реальность построения коммунизма в ближайшие несколько десятилетий?
А сколько тех, кто желает «возвращения собственности дореволюционным владельцам» (белые возвращали заводы-пароходы хозяевам, а землю планировали компенсировать за счет очередных выкупных платежей от крестьян) и «созыва Национального собрания»?
Я ведь тот человек, который читал прессу «последних белогвардейцев» и их потомков в 1990-е годы («Наши Вести» и т.д.). Знаете, они ведь не считали себя победителями. Они говорили о том, что власть взяли бывшие советские партийцы, которые будут действовать в своих интересах.
И каково нынче политическое влияние что тех, что других? То бишь искренних ленинцев или искренних врангелевцев?
Да, левых у нас полно в стране. И КПРФ — вторая по факту партия после «Единой России». Вот только в среде разнообразных «коммунистов» о КПРФ зачастую говорят презрительно (и это ещё мягкая формулировка).
Есть и другие левые — популярные блогеры, очень любящие признаки современного капитализма — рекламные интеграции, донаты и мелкий бизнес (а иногда и не очень мелкий).
С условными правыми или консерваторами ситуация ещё забавнее. Вот, скажем, Владимир Ростиславович Мединский — сын советского офицера, бывший вожатый пионерлагеря. Больше семи лет министром культуры был. В 2016 году при его участии повесили в Питере ту самую доску Карлу Густаву Маннергейму, войска которого замкнули кольцо блокады Ленинграда (потом доску перенесли).
А в 2023 году выходит «учебник Мединского», который как раз резко критикуют правые, так как там советский период представлен достаточно комплиментарно.
Ну то есть учебник, в сравнении с предыдущими, был серьезно подправлен именно в «советскую» сторону.
Кстати, любопытный факт: если взять и почитать учебники по истории России, скажем, 1990-х, 2010-х и 2020-х годов, то может сложиться впечатление... что речь там идет о каких-то разных странах. Настолько смещены акценты во многих случаях.
И вот есть такое мнение, что все эти споры вокруг Ильиных... всего лишь «сотрясание информационного пространства».
«Я думаю, нет никого противостояния красных и белых в России, потому что отсутствует культурно-социально-династическая база для белых. Мы все – мир дворняжек и детдомовцев, бывших холопов, у которых нет никакой материальной преемственности со старым миром...
Косплей белогвардейщины косплеем, но всегда надо смотреть на реальные дела.
Главный индикатор преодоления советскости в России и во всех странах соцлагеря – была ли там проведена реституция, хотя бы символическая. В России – нет, не проведена...» (с) телеграм-канал Толкователь
А действительно, кому у нас принадлежат «газеты-заводы-пароходы» сейчас? Так или иначе, в массе своей — именно что бывшим советским людям. Которые никакой связи с белым движением и не имели.
Но ведь это лишь один из многих аспектов.
Я всегда говорил о том, что мир за сотню лет радикально изменился, что не очень-то серьезно отразилось в трудах правых и левых деятелей.
Сейчас интернет и географическая мобильность сделали для той же молодежи «революционную романтику» (или «контрреволюционную») не шибко привлекательной. У меня лично масса знакомых спокойно уехала из России. И... зарабатывать-то прекрасно можно в почти любой точке мира, если дистанционно работаешь.
Проще говоря: раньше крестьянин или казак не мог взять, да и уехать в другую страну, продолжая при этом, по возможности, получать доход из родного государства.
Так разве что богатые помещики жили, да некоторые представители интеллигенции и «того» рабочего класса, которому терять кроме оков нечего (но эти последние категории — уже больше ближе к XX веку). Народ был к земле привязан, очень серьезно. Кстати, многих сейчас интересует земельный вопрос? Вот квартирный, да, прямо по Булгакову.
Иными словами, нынче, если ты не согласен с властью («большевистской» ли, «белогвардейской» ли) — куда как проще уехать. Или просто наслаждаться «обывательской жизнью», не лезть в политику. Радикализм общества XXI века несопоставим с теми же показателями века XX. Хотя это и нельзя однозначно «измерить».
Таким образом, непрестанное восхищение белогвардейцами или большевиками начала XX века становится либо «сиюминутным политическим товаром» («вот сейчас похвалю Сталина или поругаю Колчака, сразу рейтинг вырастет... а потом поеду в свой ресторан»), либо «кружковщиной». Кружковщиной, которая именно что напоминает банальный косплей. Ну или историческую реконструкцию.
На всё на это накладывается ещё и восприятие истории массами. Скажем, коммунистов многие представители молодого поколения называют «консерваторами»: они ведь «тоскуют по прошлому». Прямо как более «древние» консерваторы, плачущие по дореволюционным временам (которые даже не застали).
Мне думается (не настаиваю, как всегда, на таком взгляде), что XXI век, с его всё возрастающей «индустрией развлечений», нанес очень серьезный удар по массовой политике. И «партийности с идеологиями» нынче сами по себе мало кому интересны. Это либо «индивидуальное увлечение», либо, что гораздо чаще — путь к «материальному достатку» (потому что как-то так выходит, что даже «опальные политики» лучше многих простых граждан живут).
И говорить в такой обстановке про «идейных красных» и «идейных белых»... сложно. По крайне мере, как о каких-то значимых факторах...
PS: но прошлое исследовать нужно, учитывая ошибки и достижения предков...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!