Существует заблуждение, что маржинальность и маржа это одно и то же. Но нет. Совсем не так.
Маржа — разница между выручкой и себестоимостью товара. При этом в себестоимости должны быть учтены все переменные затраты. Маржа считается в рублях. Но для демонстрации можно привести ее в проценты, сравнивая с себестоимостью.
Маржинальность — оценивает эффективность продаж в бизнесе. Для ее расчета следует поделить маржу на выручку. Она измеряется в процентах и не может превышать 100%.
Разберем на примере
Будем печь торты на заказ дома. Переменные расходы для изготовления одного торта:
• продукты — 1000 ₽
• упаковка — 200 ₽
• доставка — 300 ₽
• реклама — 100 ₽
• зарплата кондитеру — 500 ₽
• оплата воды и электричества — 100 ₽
• прочие переменные расходы — 150 ₽
Итого расходов: 2350 рублей
Каждый испеченный торт будем продавать за 5000 ₽, а за месяц продадим 10 тортов. Начинаем считать.
Выручка за месяц — 50.000 рублей. Переменные расходы за месяц — 23.500 рублей.
Таким образом маржа домашней пекарни за месяц 50.000 — 23.500 = 26.500 рублей.
А маржинальность (26.500 / 50.000) * 100% = 53%
Переменные расходы могут меняться с каждым периодом времени из-за роста цен, зарплат и услуг. Поэтому будет меняться и маржа и маржинальность.
Хорошим показателем будет считаться растущая или не падающая маржинальность от периода к периоду. Но при этом надо учитывать и маржу.
Если в следующем месяце выручка упадет до 40.000 рублей, а расходы составят 17.500, то маржа составит 22.500. Кажется что стало хуже.
Но маржинальность при этом 22.500 / 40.000 = 56.25%. Эффективность бизнеса в этом месяце выше. И если обеспечить такие же объемы продажи как в прошлом месяце, то и прибыль будет больше.
Теперь все понятно.👍
В следующей статье я расскажу про примеры из жизни бизнесов с очень высокой маржой!
Если информация была полезна ставь лайк и подписывайся, здесь об экономике простыми словами 🤝