Найти в Дзене

Как реклама и СМИ кормятся нашими страхами?

В ассортименте средств массовой информации полно эмоционально неприятных передач: новости, криминальные сводки, сериалы и фильмы. А в перерывах непременно крутится реклама. Казалось бы, ну что за логика у маркетологов: если с рекламируемым продуктом увяжутся неправильные ассоциации, то его никто не купит! Купит и еще как. Но давайте обо всем по порядку. Ни одному человеку, понятное дело, не нравится мысль о том, что он смертен. Мы не любим лишний раз думать об этом и не любим, когда нам про это напоминают. Тем временем новости, передачи и фильмы тревожного спектра именно этим и занимаются, в завуалированной форме. После потребления подобного контента мы испытываем либо выраженную тревожность, либо легкое беспокойство, которое кажется беспричинным. Но даже если факт, что нам надавили на больную мозоль, проходит мимо нашего сознания, мозг требует скомпенсировать тревогу. Выпивка, еда, покупки – все это играет роль быстрого утешения после переживаемого негатива. Эксперименты зарубежных уч
Оглавление

В ассортименте средств массовой информации полно эмоционально неприятных передач: новости, криминальные сводки, сериалы и фильмы. А в перерывах непременно крутится реклама. Казалось бы, ну что за логика у маркетологов: если с рекламируемым продуктом увяжутся неправильные ассоциации, то его никто не купит!

Купит и еще как. Но давайте обо всем по порядку.

Изображение от freepik
Изображение от freepik

Как используют страх №1

Ни одному человеку, понятное дело, не нравится мысль о том, что он смертен. Мы не любим лишний раз думать об этом и не любим, когда нам про это напоминают. Тем временем новости, передачи и фильмы тревожного спектра именно этим и занимаются, в завуалированной форме.

После потребления подобного контента мы испытываем либо выраженную тревожность, либо легкое беспокойство, которое кажется беспричинным. Но даже если факт, что нам надавили на больную мозоль, проходит мимо нашего сознания, мозг требует скомпенсировать тревогу. Выпивка, еда, покупки – все это играет роль быстрого утешения после переживаемого негатива.

Эксперименты зарубежных ученых продемонстрировали, как страх смерти влияет на характер трат.

➡️ В первом эксперименте людей просили какое-то время подумать о своей смерти. После этого они составляли гораздо более внушительный список покупок для похода в магазин.

➡️ Во втором эксперименте было выявлено, что после просмотра тревожных новостей люди с большим энтузиазмом воспринимают рекламу дорогих статусных вещей. (И не потому, что они им нужны; а потому, что эти вещи способны вернуть ощущение уверенности и контроля).

➡️ В третьем эксперименте группа испытуемых, просмотрев трагичную сцену из фильма, готова была втридорога купить совершенно не нужный товар. Другая группа испытуемых, посмотревшая спокойный научпоп о подводном мире, предлагаемым товаром нисколько не впечатлилась.

Изображение от freepik
Изображение от freepik

В связи с этим напрашивается вывод, что тревожным людям не стоит лишний раз смотреть новости, да и вообще потреблять сомнительный контент. Средства массового вещания нисколько не заинтересованы в сохранении нашего психического благополучия: им это не выгодно. Спокойный человек, пребывающий в гармонии с собой, не нуждается в чрезмерном потреблении и плохо поддается манипуляциям.

А что мы видим в самой рекламе?

Забавно, что и реклама порой умело жонглирует нашими страхами.

Любой человек боится повреждения, разрушения и старения тела, потому что любая из этих дорожек ведет в одну, так сказать, точку назначения. Тем временем в рекламных роликах старательно визуализируются болезни, недомогания и главные проблемные точки нашего тела; наглядно или метафорично показывается, как разрушаются органы и зубы.

На страхе разрушения тела держится почти вся индустрия косметики, демонстрируя нам морщины, заломы, дряблость кожи и выпадение волос.

Бактерии и вирусы, которые на каждом шагу угрожают нашему здоровью – песня той же оперы.

После подобной рекламы люди находят у себя все симптомы болезни и старости и начинают скупать добавки, которые им не нужны; пользоваться косметикой-пустышкой; лечить простуду антибиотиkами или принимать душ с антибактериальным мылом, уничтожая естественный кожный микробиом.

Изображение от freepik
Изображение от freepik

Относительно недавние события

Вспомните пандемию. Едва на горизонте замаячила угроза нового вируса, как полки магазинов были незамедлительно опустошены. Пресловутая гречка или туалетная бумага скупались не столько в качестве запаса на случай "ухода в бункер"; безудержное потребление сыграло роль поддержки и утешения на фоне нахлынувшей тревоги. Приятная тяжесть пакета с десятком пачек крупы давала иллюзию, что мы еще хоть чем-то можем управлять.

Подводя итоги

🟠 Испытывая тревогу, мы нуждаемся в компенсации и сильно рискуем уесться, упиться или спустить ползарплаты на маркетплейсе за один вечер.

🟠 Реклама и СМИ услужливо нашу тревогу подпитывают, потому что тревожный человек – это лучший потребитель.

🟠 Напуганный человек более склонен к тому, чтобы принимать транслируемую информацию на веру и уязвим для манипуляций.

Сознательное ограничение потребляемого контента сомнительного характера – это часть психогигиены. Мы же поддерживаем свой дом в чистоте; так почему мы должны забивать хламом свою голову?

***

Надеюсь, публикация была вам полезна!

Подпишитесь на мой канал, если хотите узнать больше о личной эффективности и инструментах саморазвития.

Еще больше полезного вы найдете в телеграм-канале ⬇️⬇️⬇️

Валя Рейстар. Личная эффективность. Self-менеджмент. Нейрохакинг