Работа с Мацуевым, пианино от губернатора и предконцертные ритуалы: интервью с Сергеем Давыдченко
В Ставрополе отгремел музыкальный фестиваль «Денис Мацуев представляет: диалог поколений». Его закрыло выступление пианиста Сергея Давыдченко, уроженца станицы Александрийской Георгиевского округа. В беседе с корреспондентом «Победы26» 19-летний пианист рассказал, как на его жизнь и творчество повлияла встреча с маэстро, за что он благодарен губернатору Ставрополья, а также поделился способом взбодриться перед концертом.
Сначала рояль, затем квартира
— Сергей, расскажите, кто вас вдохновил получить музыкальное образование? Каких педагогов вспоминаете с благодарностью?
Моя мама — Светлана — всегда хотела, чтобы я стал пианистом. В шесть лет по её настоянию я пошёл в музыкальную школу. Собственно, по сей день и занимаюсь этим делом. Я с большой благодарностью вспоминаю Татьяну Борисовну Левадную — педагога Ставропольского краевого музыкального колледжа имени В. И. Сафонова, — с которой я занимался до отъезда в Ростов-на-Дону. Благодаря ей выиграл международные конкурсы юных музыкантов «Щелкунчик» в 2016 году и Astana Piano Passion в 2017 году. Сейчас я учусь в Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова у профессора Сергея Ивановича Осипенко. Это очень важный для меня человек.
— В 2017 году майский паводок затопил ваш дом в Александрийской и лишил фортепиано. Тогда продолжить музыкальную карьеру удалось благодаря главе края Владимира Владимирова, который привёз пианино Zimmermann. Расскажите о судьбе музыкального инструмента.
Оно до сих пор у меня. Тот поступок губернатора Ставрополья по-прежнему вызывает очень тёплый отклик в душе. Фортепиано переехало со мной в ростовское общежитие. На нём я играю в последнее время не часто, поскольку выиграл рояль в конкурсе Grand Piano Competition. Однако разместить громоздкий инструмент в комнате оказалось весьма затруднительно. Тогда нам с мамой предоставили возможность выбрать квартиру. В этом отдельная заслуга таких людей как Валерий Абисалович Гергиев (дирижёр, глава Мариинского и Большого театров — Прим. ред.), Денис Леонидович Мацуев (пианист-виртуоз, народный артист РФ — Прим. ред.) и, разумеется, Василий Юрьевич Голубев (губернатор Ростовской области — Прим. ред.).
— Как вы попали в команду Дениса Мацуева?
— Я ему очень многим обязан. Он был председателем жюри конкурса имени П. И. Чайковского. Ещё в детстве я понимал, что стать лауреатом такой премии — большая ответственность. Это несгораемый титул. Поэтому, можно сказать, Денис Леонидович дал мне дорогу в жизнь. Для меня работать с ним ответственно, важно. Сейчас, учитывая невероятный график концертов, когда их в день могут предложить два-три, я стараюсь в приоритет ставить приглашения от Мацуева.
77-й концерт за год
— Как изменилась ваша жизнь после победы на самом престижном смотре в мире академической музыки?
Я подсчитал, что в Ставрополе я сыграл уже свой 77-й концерт. С момента победы на конкурсе Чайковского прошло меньше года. До лета, возможно, эта цифра достигнет 100. Сейчас моя жизнь в высшей степени активная. Я часто летаю из аэропорта Минвод и таким своеобразным способом стал видеться гораздо чаще с родными и близкими людьми на Ставрополье. До конкурса такой возможности не было.
— Расскажите, что для вас музыка?
Музыка — это вся моя жизнь. В ней есть всё, что может найти отклик в моей душе. Я не могу её не любить. Это для меня и работа, и смысл жизни.
— Когда вы играете на сцене может ли что-то отвлечь внимание?
Зависит от множества факторов. Важно быть полностью сконцентрированным на музыке. В большинстве случаев это удаётся.
— Может ли пианист адекватно оценить свою игру во время исполнения?
Вопрос интересный. На самом деле, умению слышать себя «со стороны» тоже нужно учиться, этот навык вырабатывается со временем. Должен сказать, что в последнее время это уже начинает получаться. После концерта могу сделать выводы по поводу своей игры и провести работу над ошибками, хотя это всё-таки на данный момент больше прерогатива педагога — такие вещи мы с Сергеем Ивановичем делаем почти всегда и, по возможности, совместно.
— Скажите, выработали ли вы для себя какие-либо правила предконцертного режима?
Да, есть своеобразный ритуал, недавно появившийся в «пылу» концертных поездок: за полчаса до выхода на сцену выпиваю двойной эспрессо со сливками без сахара. Тонизирует отлично, особенно учитывая, что, кроме как перед концертом, я в обычной жизни кофе стараюсь не пить. Больше всё же люблю чай.
Оказаться в сонме композиторов
— С кем из мэтров (или правильнее сказать маэстро) современности вам удалось поработать?
Буквально на днях были гастроли с Российским национальным оркестром под управлением народного артиста РФ Александра Рудина. Также имел возможность работать многократно и с Валерием Абисаловичем Гергиевым, и с Юрием Абрамовичем Башметом (советский и российский дирижёр, альтист, педагог, общественный деятель — Прим. ред.), и с Владимиром Теодоровичем Спиваковым (художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и камерного оркестра «Виртуозы Москвы» — Прим. ред.).
— Интересует география концертной деятельности: в каких местах уже удалось побывать?
Перед фестивалем в Ставрополе последняя концертная поездка открыла для меня два новых города — Петрозаводск и Хабаровск. Также играл и играю концерты по всей России, в Китае, Сербии, Узбекистане и ОАЭ.
— Какие планы на карьеру? Быть может, вы задумывались о пути композитора?
Планирую продолжать концертировать. У меня уже расписан весь следующий сезон. Большое количество концертов в октябре, в феврале, даже есть расписание на март 2025 года. И конечно, как любой уважающий себя пианист, я не могу не писать музыку. У меня есть свой опыт композиторства, он небольшой, но со временем, возможно, приобретёт какие-то более смелые очертания. Быть может я покажу свои творения широкой публике.