Найти в Дзене
Елена Лисенкова

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович – «связал в одно живое целое с человеком всю молчаливую, хмурую, грандиозную природу Урала». ИЖЗ.

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович – «связал в одно живое целое с человеком всю молчаливую, хмурую, грандиозную природу Урала». ИЖЗ. «С далеких гор угрюмого Урала, Из глубины сибирских деревень Он к нам пришел, как витязь без забрала; Избытком сил душа его играла, В его груди лежал талант-кремень. Огнивом бодрой самобытной воли Ударил он по этому кремню, - И сотни искр, предвестниц лучшей доли, Усеяли родное наше поле – Навстречу солнцем рдеющему дню. ……. И перенес – случайный гость столицы – От Чусовой, с Тагила синих вод На яркие и сочные страницы Кряжистые героев вереницы Сибиряков приветливый народ…» («Памяти Д.Н.Мамина-Сибиряка» А.Коринфский) Мамин-Сибиряк отличался писательской плодовитостью. Одно беглое перечисление его произведений может занять целый ряд страниц. Его литературное наследство велико. Все выдающееся его произведения носят яркий отпечаток Урала. В его произведениях чувствуется любовь и нежность к тому, что связано с его родным краем, с прошлым, настоящим и будущим Ур

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович – «связал в одно живое целое с человеком всю молчаливую, хмурую, грандиозную природу Урала». ИЖЗ.

«С далеких гор угрюмого Урала,

Из глубины сибирских деревень

Он к нам пришел, как витязь без забрала;

Избытком сил душа его играла,

В его груди лежал талант-кремень.

Огнивом бодрой самобытной воли

Ударил он по этому кремню, -

И сотни искр, предвестниц лучшей доли,

Усеяли родное наше поле –

Навстречу солнцем рдеющему дню.

…….

И перенес – случайный гость столицы –

От Чусовой, с Тагила синих вод

На яркие и сочные страницы

Кряжистые героев вереницы

Сибиряков приветливый народ…» («Памяти Д.Н.Мамина-Сибиряка» А.Коринфский)

Мамин-Сибиряк отличался писательской плодовитостью. Одно беглое перечисление его произведений может занять целый ряд страниц. Его литературное наследство велико. Все выдающееся его произведения носят яркий отпечаток Урала. В его произведениях чувствуется любовь и нежность к тому, что связано с его родным краем, с прошлым, настоящим и будущим Урала. Это видно и в картинах природы и в фигурах даже фантастического характера. Имя Мамина-Сибиряка по замечанию его биографа – «должно бы быть навсегда вырезано на самых высоких вершинах Уральского хребта. Он связал в одно живое целое с человеком всю молчаливую, хмурую, грандиозную природу Урала».

Перу Мамина-Сибиряка принадлежит целый ряд романов, повестей и рассказов. Не менее популярен он и как писатель для детей – его прелестные сказки и рассказы для детского чтения, художественные и искренние, составляют обильный и прекрасный вклад в русскую детскую литературу. Его знаменитые «Аленушкины сказки» долгое время были любимейшей книгой юношества.

Дмитрий Наркисович родился в 1852 году. Его родина –Урал Висимо-Шайтанский завод вблизи Нижнего Тагила. Его отец был местным священником, и будущий писатель также готовился к духовной деятельности: получил воспитание в Екатеринбургском духовном училище и в Пермской духовной семинарии. Но по окончании семинарии, не захотел поступать в священники и вместо этого отправился в Петербург. Здесь он поступил в Медико Хирургическую Академию, затем перешел в Университет на юридический факультет. Но университетского курса ему не удалось окончить, в столице он вел полуголодное существование, кое как перебиваясь мелкой литературной работой, которая увлекла его и заставила посвятить себя литературному творчеству. Голодное житье - бытье в Петербурге и первые литературные шаги он описал в автобиографическом романе «Черты из жизни Пепко». Прожив около пяти лет в Петербурге, он вернулся на родину, здесь он серьезно занялся литературным творчеством.

В течение 1882 года он опубликовал в различных изданиях несколько рассказов и фельетонов, которые понравились читателям и «Сибиряк», псевдоним, под которым они появлялись стал известен.

Но еще больше заговорили о Сибиряке, когда появились его романы «Бойцы», «Золотуха»; «Переводчица на приисках», «Максим Бенелявдов», «Приваловские миллионы», и т.д.

В Уральской серии Мамин-Сибиряк выступил как художник-этнограф, как блестящий летописец своего края.

В 1891 году Мамин-Сибиряк возвращается в Петербург уже признанным писателем, столица встречает его с почетом.

В августе 1911 года, на концерте в его любимым Павловске, с ним случился инсульт.

2-го ноября 1912 года Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк ушел из жизни.

Мамин-Сибиряк умер в один день с митрополитом Санкт-Петербургского и Ладожского высокопреосвященным Антонием , и печальный обряд похорон талантливого беллетриста померк в соседстве с церемониями у гроба иерарха.

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

1852-1912

Немного биографии:

Дмитрий Мамин родился в Пермской губернии в Нижне-Тагильском горном округе на земле завода Демидовых 25 октября 1852 года. Его отец местный заводской священник Наркис Мамин.

«Приход у отца, - рассказывал в своих воспоминаниях писатель, - был маленький, и соответственно с этим были малы доходы. Деревенские приходы, были лучше, особенно в благословенном Зауралье, но отец ни за что не хотел туда идти, потому что там священники ходят по приходу с «ручкой», собирая «петровское», «осеннее» и «ругу». Он предпочел свою бедную заводскую независимость». Его отец был человек глубоко нравственный, здоровый духом, бодрый телом, пользовавшийся в семье огромным авторитетом. «Везде отец выступал в ореоле своей спокойной, мужественной любви, которая проявлялась с особенной силой, - писал Мамин, - когда мы, дети бывали больны. Стоило ему войти в комнату, как уже чувствуешь себя лучше… отлично помню, что в детстве я совсем не испытывал страха смерти…Я объясняю это тем, что всегда около был отец спокойный, ласковый, строгий». Несмотря на недостаток денег, страстно любя книги, Наркис Мамин тратил на них последние гроши. Дмитрий Наркисович вспоминал, что у них в доме «книга играла главную роль», и его отец «пользовался каждой свободной минутой, чтобы заняться чтением». Мать писателя, не смотря на все хлопоты по дому, умудрялась в течение нескольких лет вести дневник и до последних дней своей жизни (она умерла в Екатеринбурге в 1911 году) не засыпала не просмотрев газеты. «Без работы, - рассказывает Дмитрий Наркисович в своих воспоминаниях,- я не видал ни отца, ни матери. Их день всегда был полон трудом. Все утро отец проводил в заводской школе, где занимался один, а там шли требы, чтение и бесконечная работа с разными церковными отчетными книгами». В семье Дмитрий Наркисович закалился духом, получил правильное воспитание.

-2

До восьми лет он и его брат, который был на два года старше его, жили в тепличных домашних условиях. А когда братья Мамины начали посещать заводскую школу, они сразу получили полную свободу. Это совпало с нахлынувшими шестидесятыми годами, когда даже в самой глухой провинции появились новые книги – главным образом популярно-научные. С новыми книгами появились и новые люди, которые познакомили Дмитрия Наркисовича с другой жизнью, с сочинениями М.Шлейдена, Я.Молешотта, Ч.Лайеля. Перед его глазами раскрывался совершенно новый мир, манивший к себе светом настоящих знаний и настоящей науки. «Мы были просто ошеломлены и не знали, за что взяться. А главное, как взяться с самого начала, чтобы не вышло потом ошибки. Имена прежних любимцев, как Загоскина, Марлинский, Лажечников и другие сразу померкли и стушевались. Выступали вперед другие требования, интересы и стремления» - писал Мамин. Но это не помешало Дмитрию Наркисовичу заниматься любимыми увлечениями: охотой, рыбной ловлей, прогулками по реке, знакомится с географией и этнографией края.

В двенадцать лет, в 1864 году, Дмитрий вместе с братом Михаилом поступили в Екатеринбургское духовное училище. Но Дмитрию не понравилось в училище и отец забрал его домой. Через два года, в 1866 году, он вторично отправился в Екатеринбургское духовное училище, окончив курс, перешел в Пермскую духовную семинарию.

-3

Петербург:

Окончив курс семинарии, в 1871 году Мамин уехал в Петербург, поступил в Медико-хирургическую Академию на ветеринарное отделение, спустя два года, перешел на медицинское отделение, в 1874 году выдержал экзамен в университет, два года учился на естественном факультете, а в 1876 году перешел на юридический факультет, но и его не окончил. В Петербурге он прожил около пяти лет. Эти годы - годы неудач, разочарований, острой нужды, сомнений, Мамин описал в романе «Черты из жизни Пепко». Роман впервые был напечатан в малоизвестном журнале, его никто не заметил, а писателю ничего не заплатили.

В эти же года он написал небольшую повесть «Старатели», отдал в «Отечественные Записки», но потерпев неудачу, в 1877 году он возвращается на родину.

-4

1877-1891 года:

Уральская серия.

Приехав в родные места, Дмитрий Наркисович серьезно занялся литературным творчеством. Разбирал, привезенный с собой целый ворох рукописей, переделывал свои рассказы, очерки, писал новые произведения. Много времени посвящал задуманной им серии «Уральские рассказы». Первый из них «Старатели. Очерки приисковой жизни» были напечатаны в издании «Дело». Читатели впервые познакомились с удивительным краем железа, золота и самоцветов, о котором мало кто знал. В течение 1882 года он опубликовал в различных изданиях рассказы: «В камнях», «Все мы хлеб едим», «На рубеже Азии», «В худых душах», несколько фельетонов и очерков. Читатели обратили внимание на его рассказы и этюды, и «Сибиряк», псевдоним, под которым они появлялись стал известен. Талант писателя был признан, двери редакций гостеприимно раскрылись для него. С этого момента его усиленная литературная деятельность не прекращалась, его плодовитость вызывала удивление.

Но еще больше заговорили о Сибиряке, когда в 1883 году в «Отечественных Записках» появились его «Бойцы. Очерки весеннего сплава на реке Чусовой», - пестрая колоритная картина гигантского человеческого труда, со множеством персонажей, во главе которых стоял сплавщик Савоська, подчинивший себе толпу бурлаков. Бойцы – это грозные утесы на реке Чусовой, которых страшились сплавщики, проводившие мимо них барки с железом, медью и чугуном.

В один год с «Бойцами» появились в изданиях «Дело», «Отечественные Записки», «Вестник Европы» и «Русская Мысли» - очерки приисковой жизни «Золотуха»; «Переводчица на приисках», рассказ из уральской жизни; повесть «Максим Бенелявдов»; большой роман «Приваловские миллионы», об истории знаменитых уральских Шатровских заводов, темное прошлое этого завода Мамин-Сибиряк и историю рода Приваловых передал с большими подробностями.

Вслед за «Приваловскими миллионами» появилось другое крупное во всех отношениях произведение Мамина-Сибиряка – «Горное гнездо», напечатанное в «Отечественных Записках» в 1884 году. «Горное гнездо» посвящено горнозаводскому Уралу, описанию его нравов, на первый план выдвинута во всей красе и неприкосновенности заводская администрация и интеллигенция. Спустя два года после появления «Горного гнезда» писатель выступил с новым крупным произведением – романом «На улице», позднее вышедшим в отдельном издании под заглавием «Бурный поток».

Незадолго до отъезда в Петербург, после длинного ряда его рассказов и очерков появилось новое крупное произведение - «Три конца», длинная и обстоятельная уральская летопись. В печати она появилась в 1890 году.

-5

Второй Петроградский период:

В 1891 году Мамин-Сибиряк возвращается в Петербург уже признанным писателем, столица встречает его с почетом. В литературном салоне Александры Аркадьевны Давыдовой, издательницей журнала «Мир Божий», он познакомился со многими писателями, подружился с Глебом Успенским и с Н.К.Михайловским.

В Петербурге он написал «Братья Гордеевы», эпизод касается заводских «заграничных», т.е. получивших воспитание заграницей. Владельцы уральских заводов стали посылать молодежь, из своих крепостных, заграницу для изучения горного дела. У заводчиков это стало какой-то манией. Заграницей молодые люди получали специальное образование, чувствовали себя на чужбине лучше, чем дома, за десять лет пребывания в чужих краях привыкали к новому устою жизни, женились на немках или француженках. А когда по требованию их хозяев они возвращались домой, начинались трагедии. На родине они оставались крепостными, и их жены также попадали в крепостничество, эту тему и затронул писатель в романе.

В 1892 году в «Северном Вестнике» был напечатан его роман «Золото» в пяти частях.

Романом «Хлеб», изданный в 1895 году, Мамин-Сибиряк закончил серию Уральских произведений. В этой серии Мамин – Сибиряк выступил как художник-этнограф, как блестящий летописец. Он возбудил громадный интерес к изучению этого края.

В последнем периоде литературного творчества Мамин уже не старался выводить длинную галерею персонажей в своих произведениях, он глубже проникал в душевный мир своих героев.

Д.Н.Мамин-Сибиряк. Рисунок И.Стреблова
Д.Н.Мамин-Сибиряк. Рисунок И.Стреблова

В августе 1911 года, на концерте в его любимым Павловске, с ним случился инсульт.

2-го ноября 1912 года Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк ушел из жизни.

Мамин-Сибиряк умер в один день с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием, и печальный обряд похорон талантливого беллетриста померк в соседстве с церемониями у гроба иерарха.

Похороны Д.Н.Мамина-Сибиряка
Похороны Д.Н.Мамина-Сибиряка

Личная жизнь:

В 1877 году, на своей родине, он женился на Марии Якимовне Алексеевой, которая стала для него другом. В 1890 году, он разошелся с ней и стал жить с Марией Марицовной Абрамовой, артисткой Екатеринбургского драматического театра. Но в 1892 году двадцативосьмилетняя Мария Марицовна умерла при родах, оставив не его попечение малютку дочь Аленушку, которой он отдал всю любовь, все свои думы и заботы. Ради Аленушки он переехал в Царское Село, ради Аленушки он стал детским писателем и издал «Аленушкины сказки». После смерти Марии Марицовны, для Мамина наступил тяжелый период жизни, но близкие люди сумели его поддержать, главным образом Александра Аркадьевна Давыдова и Н.К.Михайловский. Давыдова приняла на себя в первое время заботы об Аленушки. За эти услуги Мамин чувствовал себя бесконечно обязанным Давыдовой, и когда она основала журнал «Мир Божий» (позднее стал называться «Современный Мир»), он оказал ей поддержку, работая на издание на самых льготных условиях.

Бессемейная одинокая жизнь была не в характере Дмитрия Наркисовича, и он вторично женился на той, которая заботилась об его дочери и заменила ей мать. Это была известная в литературных кружках «тетя Оля» - Ольга Францевна Гувале.

Мамин-Сибиряк был удивительно общительным, стоял вне всяких партий, имел много приятелей, но друзей, настоящих друзей перед которыми он мог развернуть всю свою широкую души было мало, одиночество в идейном смысле было спутником его жизни. При всей шумности своего поведения на людях, шумности, покрытой постоянным смехом, бравурными речами, вечными шутками и прибауткам, в нем таилась какая то тоска, которую он глубоко оберегал в своей душе, не давая к ней прикасаться чужим рукам.