Найти тему
КиноДоктор

Спуск (2005) - Девчат, хотите атмосферы? Тогда айда со мной в пещеры!

Кадр из фильма "Спуск" (2005)
Кадр из фильма "Спуск" (2005)

Примерно так и было, когда симпатичная девушка Джуно предложила своим подругам испытать себя и почувствовать острые ощущения, отправившись в какую-то дыру в глухом лесу, которая являлась входом в целый лабиринт неизвестных пещер.

Изначально создатели фильма планировали, что в актёрском составе будут как мужчины, так и женщины, но затем поняли, что в фильмах ужасов (хотя я бы его отнёс к жанру "приключения" - ужасного тут немного) редко снимаются исключительно женщины. Дело в том, что мужчины и женщины ведут себя абсолютно по-разному в экстремальных ситуациях в том числе и, прямо скажем, когда всем руководит женщина, то до добра это не доведёт. Также мы знаем как женская дружба отличается от мужской, что фильм и подтвердил.

  • Не забудьте подписаться на мой канал "Зарубежный кинопрокат в СССР".
Кадр из фильма "Спуск" (2005)
Кадр из фильма "Спуск" (2005)

Хотя действие "Спуска" происходит в США, фильм был полностью снят в Великобритании. Внешние сцены были сняты в Шотландии, а внутренние сцены - на декорациях, построенных в Pinewood Studios, недалеко от Лондона. Пещера была построена в Пайнвуде, потому что создатели фильма посчитали, что снимать в настоящей пещере слишком опасно и отнимет много времени. Декорации использовались с осторожностью, и создатели фильма стремились ограничить освещение источниками, которые персонажи приносят с собой в пещеру, такими как фонари на шлемах.

Сара (Шона МакДональд) с подругами, среди которых и Джуно (Натали Мендоза), отправляется сплавляться по горной реке. Ну теперь это называют на американский манер - "рафтинг". На берегу их встречает муж Сары, Пол (Оливер Милберн), с дочерью Джессикой, но выйти на сушу он помогает не супруге, а её подруге, Джуно, что замечают и Сара, и Бет (Алекс Рид).

Кадр из фильма "Спуск" (2005)
Кадр из фильма "Спуск" (2005)

Когда Пол, сидя за рулём, везёт жену с дочерью домой, то начинает что-то мямлить и отвлекаться за рулём. Он вообще сразу производит впечатление "цветоножки" и "подкаблучника", хотя будет в кадре совсем немного. И по его вине совершается лобовое столкновение, в результате которого погибают и он, и Джессика.

Год спустя Сара, Джуно и Бет, а также их подруги - сёстры Сэм (МиАнна Бёринг) и Ребекка (Саския Малдер), и приглашённая Джуно, Холли (Нора-Джейн Нун), собираются в старой лесной хижине в Аппалачах, что в Северной Каролине, для спелеологического приключения. Хижина показана маленькая и ветхая, но внутри вдруг оказывается не одна комната, свет и даже вода. Кино да и только.

Кадр из фильма "Спуск" (2005)
Кадр из фильма "Спуск" (2005)

Они собираются посетить уже известную систему пещер, заранее предупредив о своём похоже спасателей и взяв с собой подробную карту. Вроде все знали что это за пещеры и читали рекламный буклет, но все пятеро слепо идут за Джуно, которая решила изменить план и отвести всех в неизвестную доселе дыру в земле, что находится в глухом лесу. Мне бы хватило одного её вида, чтобы послать эту затею куда подальше. Это даже не пещера. Это просто дырка в земле. Но все дружно спускаются.

Кадр из фильма "Спуск" (2005)
Кадр из фильма "Спуск" (2005)

Находясь в пещере, Джуно извиняется перед Сарой за то, что её не было рядом после аварии, но Сара как-то прохладно отстранилась. После того, как группа проходит по узкому проходу, он рушится позади них, отрезав путь назад. После бурной дискуссии Джуно признаёт, что она привела группу в неизвестную пещерную систему вместо полностью исследованной, которую они изначально планировали посетить, и теперь спасатели будут их искать совсем в другом месте. Затем она говорит Саре, что это приключение было предпринято в надежде восстановить их отношения. Дескать, она хотела исследовать эти пещеры и назвать их именем Сары.

Сама по себе Сара совершенно не приспособленная. Всего боится, сразу паникует, все ей помогают. Обуза. Так нам показывают в первой половине фильма и это важно, поскольку в конце всё перевернут с ног на голову.

Кадр из фильма "Спуск" (2005)
Кадр из фильма "Спуск" (2005)

По мере того, как группа продвигается вперёд в надежде найти выход, они обнаруживают старое альпинистское снаряжение и наскальную роспись, свидетельствующую о существовании выхода и о том, что кто-то здесь уже был давным-давно. Безбашенная Холли, думая, что видит солнечный свет, бежит вперёд, но падает в яму и ломает ногу. Здесь мы увидим, что англичане такие же хреновые медики как и американцы.

У Холли открытый перелом голени со смещением и "умная" студентка медицинского Сэм, начинает ей вправлять кость, чтобы затем перевязать открытую рану и наложить шину. Так вот первыми двумя действиями она бы убила Холли. При открытом переломе, да ещё и со смещением, категорически нельзя вправлять кость и перебинтовывать. Накладывается только жгут, да и то не более чем на десять минут и не более часа в целом. И шина. Всё. Но, поскольку до больницы они за час не доберутся, то Холли уже была обречена.

Кадр из фильма "Спуск" (2005)
Кадр из фильма "Спуск" (2005)

Пока остальные помогают Холли, Сара отходит в сторону и наблюдает за бледным гуманоидным существом, пьющим из лужи. Существо быстро исчезает во тьме. Позже группа натыкается на логово с костями животных и внезапно подвергается нападению существа, известного как "ползун". Все дамы бросаются врассыпную кто куда. Холли, которая никуда бежать не может, погибает, когда ползун нападает и прокусывает ей горло. Причём сразу падает замертво. Сара бежит и проваливается в яму, где теряет сознание. Джуно, пытаясь помешать утащить тело Холли, убивает ползуна своей киркой и вступает в бой с другими тварями, но затем, заведённая и шокированная, случайно наносит удар Бет по шее. Тут, к слову, никакой вины Джуно нет. Бет сама тихо подошла и положила ей руку на плечо. В пылу схватки ты будешь бить всё, что будет находится в досягаемости. Бет падает, срывая при этом кулон Джуно и умоляет не оставлять её, но, понимая что подруга уже почти труп, Джуно убегает.

Кадр из фильма "Спуск" (2005)
Кадр из фильма "Спуск" (2005)

Сара приходит в себя и обнаруживает что находится в логове, заваленном трупами людей и животных, и становясь свидетельницей того, как тело Холли растерзали и съели ползуны. Джуно обнаруживает отметки пещер в виде стрелок, оставленные предыдущими исследователями, которые указывают на определенный путь к выходу. Джуно находит Сэм и Ребекку. Сэм пришла к выводу, что ползуны слепы и при охоте полагаются только на звук. Джуно рассказывает им о стрелках, но отказывается уходить без Сары.

Кадр из фильма "Спуск" (2005)
Кадр из фильма "Спуск" (2005)

Тем временем Сара натыкается на Бет, которая по какой-то причине всё езё жива. Холли умерла сразу от одного укуса в шею, а тут пробили всё горло топором и хоть бы что. Она говорит Саре, что Джуно напала на неё, а затем бросила. Бет отдаёт кулон Джуно Саре, говоря ей, что это был подарок её мужа Пола, и Сара понимает, что у Джуно и Пола был роман перед его смертью. Хотя безусловно она и так это знала - отсюда и холодность в отношениях подруг. Да и Бет знала и молчала. В общем такая вот "женская дружба". Вот тут, поняв что она вовсе не была такой уж любимой женой, у Сары крышу сносит окончательно. Бет умоляет Сару об убийстве из милосердия, что Сара делает с особой жестокостью, разбивая ей голову камнем. Наверное за то что знала, но молчала. Затем Сара встречает нескольких ползунов и умудряется убить их всех, падая при этом в наполненный кровью пруд и выныривая вся в крови. Вот как? Как эта рохля, даже будучи обозлённой, могла разобраться с группой подземных монстров? Ещё час назад она падала в обморок при виде летучих мышей. Не бывает такого перевоплощения. Человек никогда не меняется, да ещё и так быстро и резко.

Кадр из фильма "Спуск" (2005)
Кадр из фильма "Спуск" (2005)

В другом месте Джуно, Сэм и Ребекку преследует большая группа ползунов. При этом Джуно утверждает что они находятся на глубине в три с половиной километра под землёй. Странно, нам получается не показали и четверти их пути вниз. Они достигают пропасти, и Сэм в панике пытается перелезть через неё, хотя это тупиковый путь назад. Ползун, подкрадывается по потолку, атакует и вырывает ей гортань. Сэм, не умирает сразу, а закалывает его, прежде чем эффектно сдохнуть. Затем Ребекку утаскивают и съедают заживо, когда Джуно убегает. Да, Ребекке особенно "повезло". Джуно встречает Сару и лжёт ей о том, что видела смерть Бет. После очередной уже победы над группой ползунов недалеко от выхода, Сара показывает Джуно кулон и говорит, что знает как она ударила топором Бет и что та крутила роман с её Полом. И вот она, женская сущность и дружба. Сара с особым удовольствием ударяет Джуно киркой по ноге и оставляет её на съедение ползунам. Последний раз слышен крик Джуно, зовущий Сару, когда та убегает. Но она срывается и падает в яму, в которой снова теряет сознание.

Кадр из фильма "Спуск" (2005)
Кадр из фильма "Спуск" (2005)

Когда Сара приходит в себя, она видит солнечный свет и быстро карабкается вверх по склону, усеянному костями, чтобы выбраться из пещеры. После изнурительного бега к своей машине, она выезжает из леса, прежде чем съехать на обочину, заливаясь слезами. После того, как мимо неё проезжает грузовик, её по старой американской традиции рвёт из окна машины. Когда она садится, то видит галлюцинацию окровавленной Джуно, сидящей рядом с ней, и кричит.

На самом деле только сейчас Сара просыпается в пещере и видит видение дочери Джессики. Она улыбается, когда крики ползунов становятся всё ближе...

Кадр из фильма "Спуск" (2005)
Кадр из фильма "Спуск" (2005)

Так заканчивается фильм. Логично, что все умерли. Такая "дружба" обречена на смерть. Но американцы не любят безнадёжные концовки. В "американской версии" Сара сбегает из пещеры и видит Джуно, но фильм не возвращается обратно к пещере. Но сути это в целом не меняет. Никто не спасся, хотя через четыре года вышло неудачное продолжение, в котором говорится о том, что Сара-таки выбралась. Но об этом в следующий раз.

Немного о ползунах. Режиссёр Нил Маршалл хотел, чтобы они были изображены как пещерные люди, которые никогда не покидали пещер и эволюционировали в темноте. Режиссёр включил матерей и детей в "колонию существ", определив своё видение так: "Это колония, и я подумал, что это гораздо правдоподобнее, чем изображать их классическими монстрами. Если бы все они были мужчинами, это не имело бы смысла, поэтому я хотел создать для них более реалистичный контекст. Я хотел, чтобы этот очень дикий, очень первобытный вид жил под землёй, но я хотел сделать их людьми. Я не хотел делать из них инопланетян, потому что люди - самые страшные существа".

И с этим, увы, не поспоришь...

Кадр из фильма "Спуск" (2005)
Кадр из фильма "Спуск" (2005)