Однажды отечественные киноделы поймут, что можно делать хорошее кино без заигрывания с зумерами, но не сегодня, господа, не сегодня. Обсуждаем самую долгожданную российскую премьеру – вольную экранизацию булычëвской "Гостьи из будущего".
Фильм явно имеет огромный замах на выход из жанровых рамок, поэтому и судить мы его будем как большое кино с большим потенциалом. Дорогущая картинка, актëры-звëзды, экранизация Кира Булычëва, классика детской и подростковой литературы. Попытки создателей не отстать от Марвел по спецэффектам и переплюнуть их в драматизме достойны уважения, но...
Сначала, по традиции, о плохом
1. Главные герои играют отстойно
Тут мало что можно сказать, кроме одного этого факта, очевидного не только для кинокритиков, но и для обычных зрителей. Алиса взглядом и эмоциями в плохом смысле напоминает мою прекрасную бывшую коллегу-свою тëзку. Почему в плохом – потому что уровень проявления чувств в офисе и в момент краха всей твоей вселенной должен немного отличаться по интенсивности.
Коля Герасимов нагоняет испанского стыда на зрителя своей типа подростковой идентичностью, склонностью к бунтарству и всеми этими вашими проблемами современного мира, вроде СДВГ и непереносимости глютена. Кому-то может показаться милым, что он ведёт себя и разговаривает как ваши одноклассники или младшие братья. Но у меня от каждого его появления на экране поднималась буря неловкости в душе. Хороший, многоразовый фильм раскрывает вневременные черты персонажа в приоритете перед напускным и остроактуальным. Это позволит герою остаться актуальным при просмотре фильма через много лет.
Не хочется ругать молодого актёра, но у меня он невольно вызывает сравнение с другим дебютантом этого года, Домиником Сесса из "Оставленных". Обладая похожей внешностью, харизмой и даже игровыми персонажами, Марк Эдельштейн явно проигрывает своему зарубежному коллеге в роли неудобного подростка-трикстера с добрыми намерениями. То ли он не понял до конца своего героя, то ли недостаток опыта помешал вжиться в роль, но его Коля Герасимов получился неестественным.
Химии между Алисой и Колей к сожалению, тоже нет. Пожалуй, только в одной сцене, где он читает ей рэп, но романтика момента перебита хип-хоп самолюбованием режиссёра.
2. Их одноклассники тоже весьма плоские
Как снять фильм про школу – возьмите ботаника, популярного тупого качка, девочку-звезду с амбициями, "не такую как все" новенькую и главного героя –непонятого интеллектуала.
Вот они, герои фильма "Сто лет тому вперëд", слева направо. При этом вместо популярной сейчас темы в мировом подростковом кино, когда у подобных стереотипных персонажей оказывается второе дно, наши школьники не получают практически никакого развития за 2,5 часа хронометража. Разве что местная Токсинья Мерзоткина, словно сошедшая с ленты Reels, стала чуть менее мерзкой.
3. Без визуальных эффектов история становится в половину менее крутой
Картинка стерильно прекрасна, но об этом позже. Если снять розовые 3D-очки, которые намертво липнут к глазам после просмотра, и задуматься о вечном, становится понятно, что без визуальной жвачки история в общем обычная. Никаких новых для кинематографа конфликтов или важных вопросов история об Алисе не привносит. В целом, всë на уровне позднего Марвела.
4. То самое заигрывание с короткими трендами
Коля фристайлет рэп с немного пошлым подтекстом. Все поддерживают киберспортсмена Ефима, ведь государство взяло курс на киберспорт. Да и в целом геймерству и приставкам уделено непропорционально много времени. Алё, не все подростки такие. Очень глупо в 2024 году смотреть, как дети разговариваривают на сленге начала 10-ых, типа «замочить», снимают всё на новый ой-фон, чтобы выложить в сеть, и при этом выглядят как стереотипные школьники без времени и пространства.
Пытаясь сделать современное, но долгосрочное кино, близкое массам и не вызывающее испанский стыд, не нужно стараться заинтересовать кого-то утрированным настоящим. Дайте зрителю ценность от просмотра, которая заставит его посоветовать фильм своим детям, а потом их детям. Эта ценность не в ТикТок-трендах.
5. Продакт-плейсмент
Он не агрессивен, но отчëтливо читается людьми, следящими за миром вокруг. Ненавязчивые иконки в начале фильма напоминают нам о сберовском голосовом помощнике Пульс. Робот Вертер, превратившийся из блондина с порнострижкой начала 80-ых в обаятельную летающую машинку, тоже отсылает к разработкам SberDevices (тут могла бы быть ваша реклама).
Тема для отдельной статьи даже не на этом канале: как корпорации влияют на наше восприятие будущего?
5. Беззубые сцены насилия
В погоне за рейтингом 6+, постановщики лишили бурные сцены драк причитающегося им кровавого обаяния от слова совсем. Единственная капля крови за весь фильм вытекает у главного героя из носа, но этот момент нам и то показан мельком. Получилось постанова с мечами с убирающимися лезвиями в лучших традициях диснеевских "Наследников". Там, кстати, тоже были пираты, но кринж был настолько выкручен на максимум, что становился аж хорош.
При таком количестве трагических смертей и масштабных побоищ в купе с пошловатыми намёками создаëтся впечатление, что авторы, как и вышеупомянутый Дисней, пытались усидеть на двух стульях: понравиться детям и их родителям. Подними они рейтинг хотя бы до 12+, кино получилось бы более зрелищным и драматичным, а мелких все всë равно бы привели. Да и кто сказал, что детям нельзя видеть кровь? Как в рекламе прокладок, ей богу.
Но хватит критиковать, в целом-то фильм мне, на удивление, понравился.
Итак, теперь о хорошем:
1. Главные злодеи
Скриньте этот абзац, чтобы я не смогла отказаться от своих слов в будущем. Александр Петров, так подзадолбавший всех своим присутствием буквально в каждом кассовом фильме – гениальный актëр. Его Весельчак У – самобытный персонаж, которому можно простить даже сомнительную арку. Его действия не требуют особой логики, как и его преображение. Он такой, какой есть, несовершенный обычный человек, при этом космопират, и Петров отыгрывает эту роль со всей актëрской страстью и самоотдачей. Господи, я даже поверила в его чувства к Алисиной матери. Нет слов!
Но Юра Борисов в роли Глота пошёл куда дальше. Настоящий Харконнен (интересно, при создании образа художники вдохновлялись второй "Дюной" или это параллельное творчество), жестокий, холодный, но не равнодушный. Персонаж Борисова визуально совершенен и обладает продуманной мотивацией, но, на удивление, это не абстрактный злодей, а живой персонаж. Он общается, злится, верит и чувствует. И всë это читается под неприступной маской его бесстрастного лица. Браво!
2. Логика не хромает
Сама удивлена, но это так. Исправьте меня, внимательные подписчики, кто увидел логические несостыковки в сюжете. Но я, при всей своей критичности, не нашла, за что зацепиться. Даже кажущиеся такими дыры в сюжете лихо затыкаются следующими сценами. Всё ружья, висящие на стене, стреляют, причëм так умело, что ты уже успеваешь про них забыть к моменту разрешения конфликта. Отличная сценарная работа выпускников киношколы «Водорода».
3. Графика и звук, за которые не стыдно
Специально смотрела титры, чтобы понять, кто эти умельцы. Ни одного знакомого имени. Зато отработали не хуже маститых голливудских саунд- и визуальных продюсеров. Учитывая, как хромает графика в последних супергеройских фильмах, вот он – наш в кои-то веки достойный ответ Западу!
Шутки шутками, но я очень надеюсь, что фильм окупится и этих ребят будут привлекать ко всем российским съёмкам. Наше поколение, привыкшее к клиповому мышлению, скажет спасибо.
И хотя многие из этих эпическо-графических моментов явно задвигают собой сюжет, от их присутствия фильм становится только лучше. Он отлично выглядит на большом экране и в этом плане вызывает не стыд, но гордость.
4. Нормальные поп-культурные отсылки
Не путать с кринжатиной из раздела «Плохое». Явно вдохновлясь американской супергероикой, создатели не побоялись делать отсылки и трибьюты, как в сцене с молотом Тора. Смотрится смешно, свежо и достойно, без попыток «догнать и перегнать».
5. Общее впечатление от просмотра
Фильм, вызывавший болезненную неловкость и скепцидим в начале, уже к середине раскрыл свою обаятельную сущность и начал нравиться. Он не отличен, но хорош, пусть и без приставки "очень". Достойное кино для большого экрана, которое как будто мило признаëт свои недостатки, пробивая четвëртую стену голосом неловкого Коли, и уделяет внимание тому, что получилось лучше всего. Я получила удовольствие от просмотра, несмотря на очевидные неудачные моменты.
Поразмыслив, я поставлю фильму 7 из 10 в знак поддержки российского кино и собственного хорошего настроения. А что насчёт вас, мои читатели, предлагаю сходить в кино и самим решить для себя:
кринж или всë-таки шедевр?
Читайте про другие киноновинки этой весны:
——
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и подписаться, это очень важно для начинающих авторов. Также читайте меня в Телеграм https://t.me/kinomimimika