Маркетплейс – это платформа в интернете, которая позволяет продавцам продавать свои товары, а покупателям – приобретать их, сравнивая по таким критериям, как качество, скорость доставки и стоимость. Маркетплейсы стали неотъемлемой частью современной экономики, новый быстро растущий канал для сбыта продукции оказался эффективным для продавцов за счёт упрощенной логистики, большим количеством возможностей по размещению товаров, доступ к большой аудитории, расширение географии продаж. В свою очередь для простых покупателей плюсами стали широкий выбор товара, удобство поиска товара, экономия времени и безопасность сделки.
Маркетплейс представляет собой не только платформу для продавцов. Сейчас такие платформы не выступают "доской для объявлений", маркетплейсы помимо электронной площадки для торговли обладают огромными центра логистики, подразделениями финтех сектора, под их управлением находится 1,7 млн кв. м. складских помещений.
Согласно исследованию агентства "Data Insight"[1], начиная с 2021 года, общий доход российских крупнейших маркетплейсов превышал 1.5 трлн. рублей, а рост объемов рынка с тех пор ежегодно превышал более 50% г/г. Один из главных игроков рынка компания "Ozon", за 2023 год увеличил оборот в 2.1 раза, до 1.7 трлн. рублей. Количество активных пользователей "Озона" за 3 кв. 2023г., составляло более 42,4 млн. человек [2]. Высокий темп роста ключевых показателей наблюдается не только в комапнии "Ozon", но и у других крупных представителей сектора: "Wildberries", "Мегамаркет" и "ЯндексМаркет".
Отличительной особенностью компании "Ozon" является то, что в отличии от "Мегамаркета" и "ЯндексМаркет", "Ozon" не является частью уже действующей экосистемы головной компани. Маркетплейс "Ozon" является тем основным, флагманским продуктом вокруг которого может строиться дальнейший бизнес компании. Уже с 2021г., компания на фоне правоотношений возникающих на их площадке, начала предлагать пользователям и клиентам маркетплейса, банковский услуги. В 2021г. Ozon купил «Оней банк» у Совкомбанка.[3] В прошлом году руководство компании заявляло о намерениях выйти на рынок страхования и автолизинга.
Из за таких возможностей некоторых игроков рынка электронной коммерции, ведутся споры о занятии ими различных сфер экономики, а следовательно увеличенной возможности влиять на экономическое регулирование, которое традиционно считаются принадлежащими государству.
В такой ситуации актуальность правового регулирования становится очевидной. Несмотря на то, что маркетплейсы уже долгое время являются частью экономики, частью общественной жизни и их деятельность генерирует правовые отношения, в законодательстве отсутствует на данный момент четкое определение таким сервисам, для осуществления электронной коммерции. В Законе "О защите прав потребителей" понятие "маркетплейс" заменяет понятие - "агрегатор". Согласно основным положениям Закона "О защите прав потребителей", владелец агрегатора информации о товарах или услугах определяется как организация или индивидуальный предприниматель, которые являются обладателями веб-сайта или программного обеспечения, предоставляющих клиенту возможность в отношении конкретного товара изучить предложение продавца о заключении договора купли-продажи товара, заключить такой договор и произвести предоплату путем перечисления денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых систем безналичных расчетов.[4] Важность определений и наименований маркетплейсов в гражданском законодательстве заключается не сама по себе, а в том, что она отражает процесс определения границ. Основная цель этого описания - определить степень влияния и ответственности маркетплейсов в экономических отношениях внутри страны.
Важно определить границы права и ответственности, которую несёт маркетплейс. На данный момент огромной объём заказов осущетсвляются по правилам прописанными самими маркетплейсами, в свою очередь которые согласованы с онлайн-продавцами. Эти положения прописаны в «Правилах пользования торговой площадкой». Данные правила зачастую не противоречат и совпадают с нормами , установленными законодательством, но они написаны с учетом интересов компании, а не конечного потребителя и государства в целом. В силу такого принципа при составлении "правил", негативные обстоятельства трактуются в пользу компаний владеющих маркетплейсами.
Маркетплейс вторгается в сферы, которые традиционно находятся под контролем государства: заключение и исполнение договоров, защита прав потребителей и конкуренции.
На данный момент ограничениями злоупотребления маркетплейсами доминирующего положения на рынке выступают статья 10.1. "Запрет на осуществление монополистической деятельности хозяйствующим субъектом, владеющим цифровой платформой"[5] , а также " Правила продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи". Согласно статье 10.1, владелец цифровой платформы не имеет права ограничивать конкуренцию на рынке, создавая препятствия для доступа на рынок другим участникам. Это может включать в себя ограничение доступа к информации, дискриминацию в отношении условий продажи товаров или услуг, а также создание барьеров для входа на рынок новых участников.
Также статья запрещает использование своего доминирующего положения на рынке для получения необоснованных преимуществ перед другими участниками рынка. Например, владелец цифровой платформы не может устанавливать несправедливые цены или условия продажи товаров или услуг, которые создают преимущества для него самого.
Наконец, статья требует от владельцев цифровых платформ предоставлять равный доступ к своим ресурсам всем участникам рынка. Это означает, что все участники должны иметь равные возможности для использования функций и сервисов цифровой платформы, независимо от их размера или статуса.
В правилах продажи товаров при дистанционном способе упоминаются основные демонстрирует явное ограничение прав продавцов в соответствии с этими нормами. Здесь важно отметить, что они регулируют исключительно обязанности онлайн-продавцов, никак не регулируя деятельность маркетплейсов, которые и предоставляют площадку для осуществления таких коммерческих отношений между продавцом и покупателем.
В 2023 и уже в 2024 году, были внесены два законопроекта № 445923-8 о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"[6], а также законопроект № 568223-8 о государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". [7]
Первый законопроект ещё раз должен закрепить понятие цифровых платформ (маркетплейсов), а так же лиц участвующих в торговой электронной деятельности - поставщиков и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Помимо этого предлагается установить следующие: " Устанавливаются особенности изменения и прекращения договора с учетом специфики электронной коммерции (условия договоров могут пересматриваться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год; не менее чем за 30 календарных дней стороны обязуются уведомлять о намерении изменить условия договоров и (или) заключить новый договор).
Вводится порядок применения договорных неустоек (штрафов маркетплейсов) в отношении контрагентов - обязательное направление в адрес продавца товара и (или) владельца ПВЗ мотивированного письменного уведомления о принятии решения о наложении штрафных санкций и (или) иных удержаний. Также устанавливается заперт на одностороннее ограничение доступа к личному кабинету продавца товара и (или) владельца ПВЗ.
Устанавливается запрет на продажу собственных товаров маркетплейсов с оборотом более 150 млрд. рублей., если аналогичные товары уже представлены на маркетплейсе."
В отличие от законопроекта № 445923-8, законопроект № 568223-8 частично совпадает с законопроектом №445923-8, однако охватывает более широкий круг вопросов, связанных с работой маркетплейсов. Главная его задача - устранить неоднозначность в определениях и подробно регламентировать права и обязанности маркетплейсов, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов в их взаимоотношениях друг с другом и с конечными потребителями. Законопроект предлагает использовать уже введенные определения положения о маркетплейсах из Закона " О защите прав потребителей", дополняя следующими положениями:
1. Установление основ государственного регулирования деятельности агрегаторов информации о товарах (маркетплейсов).
2. Определение прав и обязанностей владельцев маркетплейсов, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов.
3. Установление требований к агрегаторам информации о товарах, включая размещение форм договоров, проверку продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов, обеспечение соразмерности санкций нарушениям и соблюдение требований к обороту товара.
4. Введение специальных требований для агрегаторов, совершающих более 20% общего объема сделок, включая запрет на включение в договор условий об отказе от конкуренции, ценовом паритете, дискриминационных условиях и навязывание невыгодных условий.
5. Обязанность владельцев агрегаторов, занимающих значимое положение на рынке, уведомлять об изменении договора, ухудшающем положение продавцов или владельцев пункта выдачи заказов, за 30 дней до их вступления в силу.
6. Ограничение выплат и компенсаций владельцам агрегаторов, занимающих значимое положение на рынке, не являющихся стоимостью услуг или мерами ответственности.
7. Обязанность владельцев агрегаторов, занимающих значимое положение на рынке, принять и разместить в свободном доступе торгово-сбытовую политику, предусматривающую стоимость услуг и основания предоставления скидок.
8. Установление правового статуса продавцов и владельцев пункта выдачи заказов.
9. Определение ФАС России как уполномоченного органа по государственному контролю за соблюдением требований законопроекта.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела анализ конкурентной среды на рынке электронной коммерции, выявив, что 80% рынка принадлежит компаниям Ozon и Wildberries. [8]Это подчеркивает важность эффективного правового регулирования маркетплейсов в РФ, ведь есть уже доминирующие компании на этом рынке, и их доля в этом секторе продолжает расти. 28 марта перестал действовать мораторий на антимонопольные проверки в ITсекторе, что позволит более эффективно бороться с негативными последствиями доминирующего положения компаний на рынке со стороны крупнейших представителей сектора.
В 2023 году вступил в силу разработанный ФАС «Пятый антимонопольный пакет». [9]Он привнес изменения, которые дополнительно влияют на контроль по предотвращения созданию монополий в среди владельцев цифровых платформ. Закон ввёл понятие «сетевой эффект». Под ним понимается свойство товарного рынка, при котором потребительская ценность цифровой платформы изменяется в зависимости от изменения количества продавцов и покупателей, совершающих через нее сделки. Условиями для признания монополии в сфере электронной коммерции становятся:
1. за счет сетевого эффекта владелец платформы может оказывать решающее влияние на обращение товара, устранять конкурентов, затруднять им доступ на рынок;
2. доля сделок на определенном товарном рынке, совершенных через цифровую платформу, превышает 35%;
3. выручка платформы за последний календарный год превышает более 2 млрд руб.
Маркетплейсы играют важную роль в современной экономике России, обеспечивая удобство и продавцам, и покупателям. Однако, с увеличением доли рынка, возникает необходимость в эффективном правовом регулировании для обеспечения честной конкуренции, защиты прав потребителей и борьбы с негативными явлениями, такими как нарушения авторских прав, продажа контрафактной продукции и несоблюдение сроков поставки товара.
В связи с актуальностью вопроса регулирования маркетплейсов, законодательство постепенно совершенствуется и адаптируется к изменяющимся рыночным условиям. Внесение изменений в законы о защите прав потребителей, об основах государственного регулирования торговой деятельности и другие нормативные акты, а также разработка специальных законов, связанных с деятельностью маркетплейсов, способствует более эффективному контролю за их работой и защите интересов всех участников онлайн-торговли.
Тем не менее, необходимо продолжать работу по совершенствованию законодательства и контроля за деятельностью маркетплейсов, чтобы обеспечить прозрачность, честность и безопасность в данном сегменте экономики. Активное взаимодействие государства, компаний и общественности в этом направлении позволит создать благоприятные условия для развития электронной коммерции в России и удовлетворения потребностей всех участников рынка.
[1] Овчинников Б. Маркетинговое исследование Развитие рынка маркетплейсов в 2020-2021 году // «Дейта Инсайт» . URL:https://datainsight.ru/New_Retail_Forum_2021. ( Дата обращения 25.03.2024)
[2] Оборот Ozon в третьем квартале вырос в 2,4 раза, продажи продавцов – в 2,6 раза // Озон URL: https://corp.ozon.ru/tpost/pghdz8efh1-oborot-ozon-v-tretem-kvartale-viros-v-24#:~:text=%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8F%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0,%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%2032%2C7%20%D0%BC%D0%BB%D0%BD. (дата обращения: 09.04.2024).
[3] Почти половина платежей Ozon проходит по картам дочернего банка // Ведомости URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2023/06/07/978991-pochti-polovina-platezhei-ozon-prohodit-po-kartam-dochernego-banka (дата обращения: 09.04.2024).
[4] Закон Российской Федерации "Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей"" от 7.02.1992 № 2300-1 // Официальный интернет-портал правовой информации. - с изм. и допол. в ред. от 04.08.2023.
[5] Федеральный закон "О защите конкуренции" " от 26.07.2006 № N 135-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - с изм. и допол. в ред. от 1.01.2024 г..
[6] Законопроект № 445923-8 О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части организации деятельности маркетплейсов) // Система обеспечения законодательной деятельности URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/445923-8#bh_histras (дата обращения: 25.03.2024).
[7] Законопроект № 568223-8 О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части введения правового регулирования деятельности агрегаторов информации о товарах) // Система обеспечения законодательной деятельности URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/568223-8#bh_histras (дата обращения: 25.03.2024).
[8] ФАС В СМИ: ГЛАВА ФАС НАЗВАЛ ДОМИНИРУЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЕ WILDBERRIES И OZON НА РЫНКЕ // ФАС России URL: https://fas.gov.ru/publications/24239 (дата обращения: 20.03.2024).
[9] ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ПОДПИСАЛ РАЗРАБОТАННЫЙ ФАС «ПЯТЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ПАКЕТ» // ФАС России URL: https://fas.gov.ru/news/32676 (дата обращения: 09.04.2024).