Обилия выставок современного искусства Москве не занимать. После осенне-зимнего сезона, который славится Cosmoscow и вслед за ним Artlife Fest, весна нас радует ярмаркой Art Russia группы компания «Синергия» и Арт Москва, которые традиционно проходят в Гостином дворе. У ярмарки Art Russia в этом году 5-й юбилейный выпуск. Посмотрим, чем запомнилась выставка.
Art Russia, как площадка, которая задает тренды и меняет мир искусства, впервые стала говорить о видеоиграх и комиксах, как видах искусства. Этому был посвящен большой блок арт-форума.
Между тем на выставке все было довольно традиционно: без демонстрации роботов, пишущих полотна. А кто-то даже нарочито подчеркивал на экспозиции: «Сделано без использования искусственного интеллекта», обозначая ценность человеческого таланта и ручной работы художника. Мероприятие прошло без громких художественных высказываний, без того, что может быть интерпретировано, как прорыв в современном искусстве. Это был спокойный вернисаж, демонстрация разного качества живописи последователей классиков, сильно напоминающее ярмарку Artlife Fest. Многие авторы и работы в буквальном смысле перекочевали с одной ярмарки на другую, ожидая своего покупателя. Я бы выделила несколько тем, которые прошли рефреном выставки.
Назад, в будущее
То ли следуя тренду – ностальгия по прошлой жизни, будь то советское время или 90-е – то ли формируя этот тренд, многие художники обратились к теме, вызывающей интерес у широкой публики, используя традиционные образы: сгущенка, березы, соленые огурцы и пиво «Жигулевское». Ведь это так близко и знакомо многим.
Русское бедное
В продолжение ностальгии по советскому и 90-м молодой художник из Перми Дмитрий Хлебников представил инсталляции до боли известные большинству русских городских жителей, чье взросление и сознательная жизнь проходили в 90-е. Да и сейчас в старом жилом фонде аналогичную картину можно наблюдать в подъездах. В Перми сильны традиции современного искусства, заданные еще в начале нулевых музеем Permm и беспрецедентной выставкой Марата Гельмана «Русское бедное» (признана иностранным агентом). Это и традиции фотохудожника, недавно покинувшего мир, Дмитрия Маркова – певца и бытописателя глубинной России.
Темные времена
Ужасы инсталляции вторят происходящему в мире и внутреннему состоянию человека.
От темного к светлому
Пронзительно чистые светлые образы, навеянные путешествием в Гималаи художницы Анастасии Ермаковой. Девичьи косы, белая лошадь, парящий в небесах орел – дух свободы, красоты, добра. То, что нам так нужно сегодня.
Психологизм
Психологический портрет героини художница Валерия Молочникова соткала из наблюдений за множеством женщин. Красивая, нежная, уязвимая, неприступная.
Хрупкость и уязвимость
О хрупкости и уязвимости своего я художница Анастасия Кустова говорит нам через образы металла. Тонкая, гибкая фольга обертки шоколада в детстве. Твердый, стальной металл взрослой жизни. И коррозия старости. Автор приглашает поразмышлять на тему хрупкости и прочности в разных обстоятельствах.
Последователи дадаизма
Приписанные усы к портрету Моны Лизы Марселем Дюшаном в 10-е прошлого века вызвали резонанс. Это был вызов шедеврам Возрождения, «опрокидывание» всего святого. Заявляя искусством реди мейд – любой утилитарный предмет, Дюшан перечеркнул сакральность, божественное начало в художнике. Спустя век, смыслы утрачены, а последователи, соединяющие классические традиции с современными бунтарскими граффити, эмодзи, мемами, остались
Яркое страстное
Кульминация экспозиции – завирусившийся в лентах социальных сетей взрыв граната на множестве полотен. Яркое художественное высказывание кроме приятной эстетической составляющей, рождающее разные восприятия – от страстного танго до крови.
Gi Gallery и Сапронов Константин, имеющие успех на Artlife Fest, продолжили сказочную тему милого кролика и девочки, как из детских снов.
Технологии
Дамир Кривенко поразмышлял на тему технологий в нашей жизни, представив работы «Wi fi в деревне», «Wi Fi на Красной площади». Картины деревенских пейзажей и главной площади страны выполнены из микросхем. Мне работы навеяли проект «Устранение цифрового неравенства», который не увенчался успехом. Интернет пришел не во все деревни страны, а мог бы.
«Молочные реки. Мазутные берега», «Переворот», «Душа» - через знакомые бытовые образы автор передает реалии современной жизни и недавней истории нашей страны.
Какие смысловые или чувственные интерпретации вам пришли при просмотре картин?