Совершенно случайно узнала о японском фильме «Жизнь – волнующее волшебство уборки». Дело в том, что я недавно подписалась на очень интересный блог под названием «Япония глазами одного гайджина». Его ведёт женщина по имени Диана, наша бывшая соотечественница, которая уже несколько лет живёт с мужем в Японии. Диана очень увлекательно рассказывает о стране проживания, охватывая самый широкий круг тем: от красот природы до тонкостей политики. Её блог хвалят даже мужчины. «Это просто бриллиант среди дзеновского мусора», – написал один из них. Недавно Диана рассказала как раз о мусоре, вернее о проблеме мусорных домов в Японии. Одинокие работающие женщины очень сильно захламляют своё жильё. Они замусориваются до такой степени, что не находят в себе сил взяться за уборку и вынуждены жить в изоляции. Вот в комментариях к этому посту я и увидела название фильма 2013 года. Я очень заинтересовалась и сразу посмотрела его. К проблеме мусорных домов я ещё вернусь, а сейчас хочу рассказать о фильме.
Симпатичная девушка по имени Каори работает в фирме, продающей различные пищевые добавки для похудения. Она мечтает встречаться с одним очень приятным молодым человеком. Однажды вечером пятницы они вместе засиделись в баре, а потом оказались у дверей квартиры Каори. Казалось бы, удобный момент, но девушка не может пригласить парня к себе – у него будет шок. Быстренько назначив свидание через неделю, Каори скрывается за дверями квартиры. Теперь надо к предстоящей субботе сделать дома генеральную уборку. Но с чего начать? Придётся позвать специалиста. Кстати, вызов клининговой компании на дом в Японии – очень дорогая услуга, не каждому по карману.
Главная героиня фильма (Мокико Сан) – хозяйка клининговой компании. Она невероятно красива, выглядит просто как фея. Многие зрительницы отметили, что она похожа на Мери Поппинс. Действительно, безупречный внешний вид молодой женщины и свтелый зонтик в руках напоминают о героине Памелы Трэверс. Но японка гораздо мягче жестковатой строгой англичанки. Макико разговаривает вполголоса, очень вежливо. Сама она не делает уборку у клиентов, она только показывает, как её правильно делать. Макико учит организовывать жизнь вокруг себя так, чтобы она «заставляла сердце биться».
В этом замечательном фильме рассказаны три истории. Есть здесь ещё двое маленьких детей и одинокая женщина. Мальчика и девочку практически бросила мать, к ним приходит дальняя родственница, а мама появляется очень редко. Она, видимо, злоупотребляет спиртным. У героини третьей истории, одинокой женщины, на самом деле есть сын, но 15 лет назад после крупной ссоры он ушёл из дома и больше не возвращался. Женщина цепляется за прошлое, которое для неё олицетворяют старые вещи. Ни с одной из них она не хочет расстаться. «Если она не хочет, мы бессильны», – говорит Макико.
Я бы не назвала фильм «Жизнь – волнующее волшебство уборки» полностью предсказуемым. Есть здесь и неожиданные повороты сюжета, и один очень трогательный момент ближе к финалу. В целом фильм добрый, светлый и даже немного сказочный. Он напоминает картины Хаяо Миядзаки. Такое кино просто не могло мне не понравиться.
Фильм был снят в 2013 году, за прошедшее десятилетие проблема мусорных домов в Японии никуда не делась, она расширилась и обострилась. О мусорных домах пишет пресса, их показывают по ТВ. Работающих японок, конечно, в лени обвинять нельзя. Многие знают, что в Стране восходящего солнца люди трудятся очень напряжённо. У работающего человека здесь может быть только один выходной в неделю. Далеко не все фирмы предоставляют два. Ещё в Японии очень сильна корпоративная этика. Если работник принят в крупную фирму (Далеко не каждому удаётся туда устроиться, требования очень высоки!), то он как бы приходит в семью. И вот новый(ая) сотрудник(ца) должен отдать фирме-семье всё, что может, и даже больше. Японцы так и делают, поскольку они все перфекционисты. Переработки для них не исключение, а скорее правило. Фирма, конечно, поощряет своих «хороших детей» – тех, кто уже наработал какой-то стаж. Поощрения могут быть разными, но самая большая награда, конечно, очень приличная пенсия, которую получаешь на выходе, если долгие годы трудился безупречно. Обо всём этом я читала ещё у Цветова.
А вот недавно наткнулась на рассказ о японце, который однажды опоздал на работу. Человек так сильно расстроился и был деморализован, что решил покончить жизнь самоубийством. Не шутка. Но потом он одумался, не стал накладывать на себя руки, а только обрил голову. Для японца лишить себя волос – знак позора, полного признания вины и молчаливого покаяния. Я так поняла, эта весьма показательная история произошла недавно.
Спрашивается, как поддержать чистоту дома при таком напряге на работе? Да ещё если живёшь одна и ничего не хочется просто делать. Допустим, развился синдром пренебрежения к себе и навалилась апатия. Я задала себе вопрос и честно на него ответила. Если бы трудилась, как в Японии, 65% против 35% за то, что всё равно старалась бы поддерживать порядок. Просто не хочется после тяжелющего дня приходить в квартиру, как на помойку. Пусть мало времени на отдых, но он должен проходить в уюте. А вот как правильно прибраться, если уже всё захламлено?
Помните один замечательный наш мультик – «Жили рядом Ох и Ах…»? Ох был апатичным грустным, постоянно чихал, и всё валилось у него из рук. Однажды «все соседи вышли, встали возле вишни» и решили помочь. Они вместе за один день не только в доме порядок навели, но и помогли герою преобразиться. Из этого чудесного мультфильма видно, что в России распространён авральный подход к уборке. У нас даже один человек может устроить у себя дома аврал, и я раньше тоже так делала. Но лет 20 назад познакомилась с английской системой «Флай-Леди». Я взяла оттуда основополагающий принцип – «не сделать, а поделать». Не надо пытаться всё сразу успеть, а лучше распределить все дела по дням и постепенно двигаться к цели, не упрекая себя за то, что не успеваешь. Этот по-настоящему гениальный принцип очень помогает мне в жизни. Если бы я захламилась, то прибирала бы именно постепенно, но каждый день понемногу. Не могу, конечно, категорично утверждать, что всё бы делала правильно, если бы работала, как в Японии. Говорить всегда легче, чем делать, преодолевая обстоятельства.
Закончить свой пост хочу совсем коротким рассказом о ещё одном японском фильме. Он называется «Магазинные воришки». Фильм режиссёра Хирокадзу Корээда был награждён Золотой пальмовой ветвью в 2018 году. В центре внимания здесь маргинальная семья из нескольких разновозрастных человек. Они живут в трущобах среди мусора, питаются тем, что удастся украсть в супермаркетах, они почти никогда не работают, но эти люди уделают друг другу много времени, между ними существуют прочные невидимые душевные связи…
Сейчас, вспомнив фильм «Магазинные воришки», я захотела его пересмотреть. Обе картины, о которых рассказала сегодня, безусловно, достойны внимания. Если интересно, посмотрите.