Найти тему

Пересказ сказки "Козлятки и волк" и придумывание её продолжения.

Конспекты занятия для детей 3-4 лет по развитию речи.

Занятие № 1 Пересказ русской народной сказки «Козлятки и волк» (обр. К.Д.Ушинского).

Задачи:

Связная речь: продолжать развивать умение самостоятельно пересказывать знакомую сказку.

Словарь: продолжать формировать умение подбирать названия признаков, действий объектов; способствовать обогащению словаря на основе ознакомления с художественными произведениями.

Грамматический строй речи: закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными.

Звуковая культура речи: развивать умение дифференцировать родственные по месту образования звуки ([п] — [б]) в небольших речевых единицах (слогах).

Материал: настольный театр к сказке «Волк и козлята»; игрушечные козленок и ежик; иллюстрированная книга «Волк и козлята».

Ход занятия

1. Воспитатель обращается к детям:

- Посмотрите, какую книгу я принесла! Хотите узнать, о чем она?

Мож­но предложить детям узнать сказку по обложке книги.

Воспитатель рассказывает (а не читает!) детям сказку; по ходу повествования показыва­ет книжные иллюстрации.

2. - Вам понравилась сказка?

- Что построила себе коза? (Избушку)

- Что она наказывала, говорила своим детям? (Запереться и никому не открывать.)

- Какую песенку пела коза, когда возвращалась домой?

- Кто подслушал козу? (Волк)

- Каким голосом он пел песенку? (Толстым-претолстым)

- Впустили ли козлята волка? (Нет)

- Что сказала мама-коза, когда вернулась домой? («Умницы, деточки».)

Раздается стук в дверь.

- Ой, а кто это к нам стучится?

«Входит» козленок, здоровается. Воспитатель предлагает детям спро­сить у козленка, как его зовут: «Как тебя зовут, козленок?» (Бумка.)

- Бумка, а тебе мама-коза разрешила к нам прийти?

Козленок: Да, конечно, я отпросился у мамы.

Козленок приглашает детей поиграть с ним.

3. Физкультминутка.

- Побегайте, поскачите, попрыгайте, как козлятки на полян­ке. Через полянку бегите в лес. Что вы здесь будете делать? (Гулять, щипать травку, прыгать...)

Дети выполняют движения, имитирующие названные действия.

Козленок: - Где-то здесь в лесу живет мой знакомый ёжик Пых. Давайте его позовем: «Пых-пых-пых!»

«Появляется» ёжик, здоровается с детьми и козленком, предлагает по­играть и с ним.

4. Игра «Узнай, кто говорит».

Ёжик и козленок прячутся за ширму и оттуда по очереди поют свои пе­сенки. Все песенки Бумки начинаются с того же звука, что и его имя - со звука [б]: «ба-ба, бу-бу, бы-бы, бо-бо». А все песенки Пыха начинаются со звука [п]: «па-па, пу-пу, по-по, пы-пы».

Воспитатель отчетливо, разборчиво произносит слоги то с одним, то со вторым звуком. Дети называют, кто пел эту песенку. Периодически воспи­татель предлагает кому-нибудь из детей повторить услышанную песенку.

5. Дети прощаются с ёжиком. Вместе с козленком «возвращаются в группу».

- Козленок спрашивает, какую сказку рассказывали детям до его прихода. Он тоже хочет ее послушать. Давайте расскажем сказку козленку. И мо­жем даже показать ее.

Выставляется настольный театр, или дети подходят к месту, где он за­ранее подготовлен к показу.

- Кто хочет рассказать сказку козленку?

2-3 ребенка пересказывают сказку. Можно в конце предложить пе­ресказывать сказку двум детям: один начинает, второй заканчивает.

Воспитатель (или ребёнок) сопровождает пересказ элементарными действиями персонажей настольного театра.

При необходимости воспитатель помогает наводящими вопросами или выставляя персонажи настольного театра в соответствии с текстом.

6. Козленок: - Мама-коза похвалила козлят. Я очень люблю, когда меня хвалят.

-Дети, давайте и мы похвалим козленка. Я начну, а вы мне помогайте: «Козленок, какая у тебя мягкая шерстка!»

- Катя, похвали козленка.

Если дети затрудняются с ответами, воспитатель подсказывает: «Скажи про ушки; про хвостик; про шерстку - красивая она или нет; про глазки» и т. п.

Козлёнок: - Дети, я тоже хочу вас похвалить: какие вы умные, красивые, воспитанные, какие у вас добрые глаза, как интересно вы умеете рассказывать.

Дети благодарят козлёнка и прощаются с ним.

Занятие № 2

Составление сюжетного рассказа "Продолжение сказки «Козлята и волк»".

Задачи:

Связная речь: закреплять умение пересказывать знакомую сказку; формировать умение осуществлять самые элементарные способы связей предложений в контексте сюжетного рассказа; способствовать формированию представлений о структуре рассказа.

Словарь: самостоятельно использовать в речи активный и пассивный словарный запас.

Грамматический строй речи: упражнять детей в употреблении имен суще­ствительных в дательном падеже; продолжать формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён с помощью суффиксов.

Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звука [ф]; развивать умение слышать этот звук в словах.

Материал: настольный театр «Волк и козлята»; персонаж настольного театра - зайчик; игрушечный ёж; картинки с изображением рыбы, мали­ны, орехов, яблока, лисы, медведя, белки; флажок.

Ход занятия

1. В гости к детям снова приходит козленок.

- Дети, вы помните, из какой сказки козленок?

Козленок: - Расскажите еще раз мою сказку.

Дети с помощью воспитателя рассказывают сказку, используя настоль­ный театр.

Козленок: - Хотите узнать, что было дальше? Я буду рассказывать, а вы мне помогайте.

2. Козленок: -Ушла мама-коза снова в лес. Козлята остались одни. Вдруг в дверь опять постучали. Козлята испугались и... (спрятались). А это был маленький... (показывает персонаж настольного театра) зайчик. Зайчик говорит... («Не бойся меня, это я — маленький зайчик»). Козлята... (впустили зайчика). Они угостили его... (капустой, морковкой). Малыши поели и стали... (играть, веселиться). Тут и сказке конец.

3. - А в какую игру вы играли с зайчиком?

Козленок: - Игра называется «Ласковые имена», поэтому в этой игре имена всех детей нужно говорить ласково. Я вас сейчас этому научу. Стано­витесь, дети, в круг, а в середине надо положить флажок.

Дети водят хоровод и поют.

Хоровод водили, ласковыми были.

В кружок вызывали, имя называли:

Выйди, Леночка, в кружок,

Возьми, Леночка, флажок.

- А теперь, Леночка, становись на место, а флажок передай Ване, но сначала скажи его имя ласково.

Ребенок говорит «Ванечка» или «Ванюша» и передает флажок. Флажок передается по кругу, дети назы­вают своего соседа ласковым именем.

4. Дети возвращаются на свои места.

- Козленок, а зачем же к вам зайчик приходил?

Козленок: - Он хотел пригласить нас на свой день рождения.

- Интересно, а кого он еще пригласил?

Козленок: - Вы сами отгадаете по угощениям, которые приготовил зай­чик.

По очереди выставляются картинки.

- Кому он приготовил орехи? (Белке.) (Показывает картинку.) Кому зайчик приготовил малину? (Медведю.) Рыбу? (Лисе.) Яблоко? (Ёжику.)

5. Воспитатель показывает игрушечного ёжика.

- Дети, вы помните, что ёжик - лучший друг козленка. Послушайте, как смешно он фыркает: «Ф-ф-ф».

- Пофыркайте, как ёжики, сначала тихо ….. а теперь громко……, а теперь негромко, но сердито…

Дети хором и индивидуально произносят звук [ф].

- Ёжику очень нравятся слова «флажок», «фломастер», «кофта», «фар­тук», «конфета». (Слова произносятся с выделением звука [ф].)

- Как вы думаете, почему?

- Правильно, эти слова тоже «фыркают» - в них есть звук [ф].

- Вася, скажи слово «флажок» так, чтобы был слышен звук [ф].

Аналогичные задания с другими словами выполняют еще 2-3 ребенка.

- Козленок, я думаю, что вам будет весело на дне рождения в такой компании. А сейчас поторопитесь, невежливо опаздывать в гости.

Козленок и ёжик прощаются с детьми.

Примечание: детям предлагается самостоятельно в свободное время поиграть в театр и придумать, что могло бы быть дальше в сказке «Волк и козлята».