Конспекты занятия для детей 3-4 лет по развитию речи.
Занятие № 1 Пересказ русской народной сказки «Козлятки и волк» (обр. К.Д.Ушинского).
Задачи:
Связная речь: продолжать развивать умение самостоятельно пересказывать знакомую сказку.
Словарь: продолжать формировать умение подбирать названия признаков, действий объектов; способствовать обогащению словаря на основе ознакомления с художественными произведениями.
Грамматический строй речи: закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными.
Звуковая культура речи: развивать умение дифференцировать родственные по месту образования звуки ([п] — [б]) в небольших речевых единицах (слогах).
Материал: настольный театр к сказке «Волк и козлята»; игрушечные козленок и ежик; иллюстрированная книга «Волк и козлята».
Ход занятия
1. Воспитатель обращается к детям:
- Посмотрите, какую книгу я принесла! Хотите узнать, о чем она?
Можно предложить детям узнать сказку по обложке книги.
Воспитатель рассказывает (а не читает!) детям сказку; по ходу повествования показывает книжные иллюстрации.
2. - Вам понравилась сказка?
- Что построила себе коза? (Избушку)
- Что она наказывала, говорила своим детям? (Запереться и никому не открывать.)
- Какую песенку пела коза, когда возвращалась домой?
- Кто подслушал козу? (Волк)
- Каким голосом он пел песенку? (Толстым-претолстым)
- Впустили ли козлята волка? (Нет)
- Что сказала мама-коза, когда вернулась домой? («Умницы, деточки».)
Раздается стук в дверь.
- Ой, а кто это к нам стучится?
«Входит» козленок, здоровается. Воспитатель предлагает детям спросить у козленка, как его зовут: «Как тебя зовут, козленок?» (Бумка.)
- Бумка, а тебе мама-коза разрешила к нам прийти?
Козленок: Да, конечно, я отпросился у мамы.
Козленок приглашает детей поиграть с ним.
3. Физкультминутка.
- Побегайте, поскачите, попрыгайте, как козлятки на полянке. Через полянку бегите в лес. Что вы здесь будете делать? (Гулять, щипать травку, прыгать...)
Дети выполняют движения, имитирующие названные действия.
Козленок: - Где-то здесь в лесу живет мой знакомый ёжик Пых. Давайте его позовем: «Пых-пых-пых!»
«Появляется» ёжик, здоровается с детьми и козленком, предлагает поиграть и с ним.
4. Игра «Узнай, кто говорит».
Ёжик и козленок прячутся за ширму и оттуда по очереди поют свои песенки. Все песенки Бумки начинаются с того же звука, что и его имя - со звука [б]: «ба-ба, бу-бу, бы-бы, бо-бо». А все песенки Пыха начинаются со звука [п]: «па-па, пу-пу, по-по, пы-пы».
Воспитатель отчетливо, разборчиво произносит слоги то с одним, то со вторым звуком. Дети называют, кто пел эту песенку. Периодически воспитатель предлагает кому-нибудь из детей повторить услышанную песенку.
5. Дети прощаются с ёжиком. Вместе с козленком «возвращаются в группу».
- Козленок спрашивает, какую сказку рассказывали детям до его прихода. Он тоже хочет ее послушать. Давайте расскажем сказку козленку. И можем даже показать ее.
Выставляется настольный театр, или дети подходят к месту, где он заранее подготовлен к показу.
- Кто хочет рассказать сказку козленку?
2-3 ребенка пересказывают сказку. Можно в конце предложить пересказывать сказку двум детям: один начинает, второй заканчивает.
Воспитатель (или ребёнок) сопровождает пересказ элементарными действиями персонажей настольного театра.
При необходимости воспитатель помогает наводящими вопросами или выставляя персонажи настольного театра в соответствии с текстом.
6. Козленок: - Мама-коза похвалила козлят. Я очень люблю, когда меня хвалят.
-Дети, давайте и мы похвалим козленка. Я начну, а вы мне помогайте: «Козленок, какая у тебя мягкая шерстка!»
- Катя, похвали козленка.
Если дети затрудняются с ответами, воспитатель подсказывает: «Скажи про ушки; про хвостик; про шерстку - красивая она или нет; про глазки» и т. п.
Козлёнок: - Дети, я тоже хочу вас похвалить: какие вы умные, красивые, воспитанные, какие у вас добрые глаза, как интересно вы умеете рассказывать.
Дети благодарят козлёнка и прощаются с ним.
Занятие № 2
Составление сюжетного рассказа "Продолжение сказки «Козлята и волк»".
Задачи:
Связная речь: закреплять умение пересказывать знакомую сказку; формировать умение осуществлять самые элементарные способы связей предложений в контексте сюжетного рассказа; способствовать формированию представлений о структуре рассказа.
Словарь: самостоятельно использовать в речи активный и пассивный словарный запас.
Грамматический строй речи: упражнять детей в употреблении имен существительных в дательном падеже; продолжать формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён с помощью суффиксов.
Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звука [ф]; развивать умение слышать этот звук в словах.
Материал: настольный театр «Волк и козлята»; персонаж настольного театра - зайчик; игрушечный ёж; картинки с изображением рыбы, малины, орехов, яблока, лисы, медведя, белки; флажок.
Ход занятия
1. В гости к детям снова приходит козленок.
- Дети, вы помните, из какой сказки козленок?
Козленок: - Расскажите еще раз мою сказку.
Дети с помощью воспитателя рассказывают сказку, используя настольный театр.
Козленок: - Хотите узнать, что было дальше? Я буду рассказывать, а вы мне помогайте.
2. Козленок: -Ушла мама-коза снова в лес. Козлята остались одни. Вдруг в дверь опять постучали. Козлята испугались и... (спрятались). А это был маленький... (показывает персонаж настольного театра) зайчик. Зайчик говорит... («Не бойся меня, это я — маленький зайчик»). Козлята... (впустили зайчика). Они угостили его... (капустой, морковкой). Малыши поели и стали... (играть, веселиться). Тут и сказке конец.
3. - А в какую игру вы играли с зайчиком?
Козленок: - Игра называется «Ласковые имена», поэтому в этой игре имена всех детей нужно говорить ласково. Я вас сейчас этому научу. Становитесь, дети, в круг, а в середине надо положить флажок.
Дети водят хоровод и поют.
Хоровод водили, ласковыми были.
В кружок вызывали, имя называли:
Выйди, Леночка, в кружок,
Возьми, Леночка, флажок.
- А теперь, Леночка, становись на место, а флажок передай Ване, но сначала скажи его имя ласково.
Ребенок говорит «Ванечка» или «Ванюша» и передает флажок. Флажок передается по кругу, дети называют своего соседа ласковым именем.
4. Дети возвращаются на свои места.
- Козленок, а зачем же к вам зайчик приходил?
Козленок: - Он хотел пригласить нас на свой день рождения.
- Интересно, а кого он еще пригласил?
Козленок: - Вы сами отгадаете по угощениям, которые приготовил зайчик.
По очереди выставляются картинки.
- Кому он приготовил орехи? (Белке.) (Показывает картинку.) Кому зайчик приготовил малину? (Медведю.) Рыбу? (Лисе.) Яблоко? (Ёжику.)
5. Воспитатель показывает игрушечного ёжика.
- Дети, вы помните, что ёжик - лучший друг козленка. Послушайте, как смешно он фыркает: «Ф-ф-ф».
- Пофыркайте, как ёжики, сначала тихо ….. а теперь громко……, а теперь негромко, но сердито…
Дети хором и индивидуально произносят звук [ф].
- Ёжику очень нравятся слова «флажок», «фломастер», «кофта», «фартук», «конфета». (Слова произносятся с выделением звука [ф].)
- Как вы думаете, почему?
- Правильно, эти слова тоже «фыркают» - в них есть звук [ф].
- Вася, скажи слово «флажок» так, чтобы был слышен звук [ф].
Аналогичные задания с другими словами выполняют еще 2-3 ребенка.
- Козленок, я думаю, что вам будет весело на дне рождения в такой компании. А сейчас поторопитесь, невежливо опаздывать в гости.
Козленок и ёжик прощаются с детьми.
Примечание: детям предлагается самостоятельно в свободное время поиграть в театр и придумать, что могло бы быть дальше в сказке «Волк и козлята».