Найти в Дзене
Болтовня буквоеда

Польская антиутопия «О-би, о-ба. Конец цивилизации» Петра Шулькина.

Оглавление
«Ядерная война уничтожила почти всю жизнь на планете. Остатки человечества численностью около одной тысячи человек прячутся в подземном Бункере в ожидании великого чуда — прибытия Ковчега. Пока стены Бункера в буквальном смысле трещат по швам, большая часть населения верит в легенду о священном Ковчеге, который однажды прилетит и спасёт всех.
Главный герой, инженер Софт, получает задание узнать — действительно ли Бункеру грозит скорое разрушение. В поисках ответа Софт общается с жителями Бункера и погружается в глубины человеческих страхов, пороков и безумств...» (с) Из описания в интернете.

Здравствуйте. Сегодня я расскажу вам о польском фильме «О-би, о-ба. Конец цивилизации», который снял режиссёр Пётр Шулькин в символическом 1984 году. Произведение относится к жанрам антиутопии и постапокалиптики: оно рассказывает, как всё может быть плохо после Третьей мировой войны с применением ядерного оружия. Для начала поговорим о сюжете.

Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.
Баннер «О-би, о-ба. Конец цивилизации» (1984 г.).
Баннер «О-би, о-ба. Конец цивилизации» (1984 г.).

***

Картина Шулькина рассказывает о смерти человечества в ходе мировой ядерной войны. Нам не говорят, почему так произошло, но показывают ужасные последствия войны и то, как сильно изменилась человеческая цивилизация. На земной поверхности наступила ядерная зима, и вся жизнь вымерла из-за высокого уровня радиации и сильного холода. Остатки былой цивилизации прячутся в подземном Бункере. Главный герой кинокартины (инженер Софт) пытается быть человеком в нечеловеческих условиях.

Показанное общество людей сильно деградировало и находится в практически полном упадке. Кроме того, это общество социально раздроблено, у каждого общественного «класса» есть свои проблемы, но они никем не решаются. Данные «классы» объединяет лишь одно основное желание: поскорее попасть на чудесный Ковчег, где наступит новая жизнь. Так, по крайней мере, гласит местная легенда.

Местный магазин. Так себе атмосферка.
Местный магазин. Так себе атмосферка.

Среди населения Бункера мы можем увидеть несколько социальных групп: например, там есть низшая каста «уродов» (как их называют) — это простые люди. Они отчаялись и оскотинились, и только и могут, что толкаться в очереди за едой. А еду им (как свиньям) выбрасывают из раздаточной трубы, около которой они толкаются и дерутся за лишний кусок.

Также мы видим условный «средний» класс — это инженеры, торговцы и солдаты, зарабатывающие паёк своими умениями и навыками. От «среднего» класса в зависимости находится класс «обслуги»: бармены и проститутки. Последние за банку тушёнки готовы если на на всё, то на многое.

А вот и «элита» данного паноптикума — военные генералы. Они как дети играют в игрушечных солдатиков, будто им не хватило реальной ядерной войны, что уже свершилась при их прямом участии и содействии.

Так и тянет сказать: доигрался, скотина?
Так и тянет сказать: доигрался, скотина?

Кроме того, в обществе Бункера есть разного рода сумасшедшие и опустившиеся личности: так, один богатый человек решил воплотить в жизнь библейскую притчу о Ноевом ковчеге и собрал в своей комнате всякой твари по паре. Ещё показан опустившийся маргинал, развлекающий людей тем, что он гавкает за еду.

Но больше всего меня поразил человек, который заперся в морозильной камере и там же умертвил двух молодых девушек. Он надеется, что когда-нибудь прилетит Ковчег, девушек разморозят, и он возродит с ними человечество.

Как я уже говорил, главный герой по имени Софт получает задание узнать, действительно ли Бункер в скором времени разрушится. И потому Софт пускается в недолгое путешествие по Бункеру, на пути встречая разных людей и постепенно приходя к выводу, что Бункер и правда скоро развалится.

***

Таков сюжет обозреваемого фильма. А я же теперь хочу немного рассказать о других кинокартинах, тематически близких «О-би, о-ба. Конец цивилизации». Возьму три произведения: «Дорога» (2009 г.), «Письма мёртвого человека» (1986 г.) и «Посетитель музея» (1989 г.).

Рекомендую.
Рекомендую.

Все эти картины я очень люблю. Мне кажется, тематически они во многом пересекаются с «О-би, о-ба. Конец цивилизации». Например, «Дорога» повествует о великой надежде и о бытии человеком в любых условиях, несмотря ни на что. Если вкратце: нам рассказывают, как сын с отцом путешествуют по разрушенной стране. Они встречают разных людей, каждый из которых выживает согласно личной морали.

Люди в «Дороге» в основном ужасные: на пути отца и сына встречаются каннибалы, убийцы, воры и прочие существа, утратившие человечность. Отец же учит сына доброму и вечному, он учит сына «хранить огонь» в сердце. Эта фраза про огонь напоминает мне Книгу Притч из Библии:

«Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни». Притчи, 4:23.

И в целом воспитание отца похоже на завет из той же Книги:

«Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения». Притчи, 4:14—17.
«Человеки» в мире постапокалипсиса. Это явно не самые приятные люди.
«Человеки» в мире постапокалипсиса. Это явно не самые приятные люди.

Так что объединяет «Дорогу» с «О-би, о-ба. Конец цивилизации»? Я думаю, фильмы схожи общим посылом: необходимо оставаться человеком в любых условиях. Да, фраза звучит избито — оставаться человеком, но на самом деле это сложнейшее испытание для всех нас, и тут со мной многие согласятся.

Инженер Софт сохранил в себе сострадание к другим людям, и поэтому он безвозмездно отдавал им часть своего рациона. Люди же вокруг сильно удивлялись таким поступкам. К слову, в «Дороге» есть похожая сцена со слепым стариком, которого на своём пути встретили отец и сын. Моменты человечности, показанные двумя режиссёрами, наиболее трогательные и сильные части данных фильмов.

О великой надежде повествует и «Письма мёртвого человека». Сюжетно эти произведения достаточно близки, как я уже и сказал: нам показывают замкнутые помещения, общий упадок и безнадёжность, философствования персонажей о сути и будущем человека. Отмечу, что «Письма мёртвого человека» для меня показалось гораздо более сильным авторским высказыванием, чем «О-би, о-ба. Конец цивилизации».

Идите и смотрите, пока хватит сил.
Идите и смотрите, пока хватит сил.

В первую очередь, в «Письмах мёртвого человека» больше философии, так как там есть несколько проникновенных монологов о нашей судьбе. Пожалуй, сильнейший из них — это так называемая «Речь в защиту человечества». Я влюбился в фильм Лопушанского, как только услышал эти слова. Процитирую речь целиком:

«Итак, судя по всему, история человечества закончилась. Что ж, пора подвести итоги. Думаю, сделать это надо спокойно, без вульгарной аффектации. Сегодня я хочу говорить с вами, как мёртвый с мёртвыми. То есть откровенно. Позвольте предложить вашему вниманию небольшую речь в защиту человечества, как биологического вида.
Это был трагический вид. Возможно, и впрямь изначально обречённый. Роковая и прекрасная наша участь заключалась в том, что мы стремились прыгнуть выше самих себя, быть лучше, чем было положено нам природой. Мы находили в себе силы сострадать, хотя это противоречило законам выживания. Испытывать чувство собственного достоинства, хотя его всегда топтали. Создавать шедевры искусства, сознавая их бесполезность и недолговечность.
Мы находили в себе силы любить. Господи, как это было трудно! Ибо неумолимое время предавало тлению и тела, и мысли, и чувства. Но человек продолжал любить, и любовь создала искусство. Искусство, которое запечатлело нашу неземную тоску по идеалу, наше бесконечное отчаяние и наш вселенский крик ужаса. Вопль одиноких, мыслящих существ в холодной, безразличной к нам пустыне космоса.
Здесь, в этих стенах, прозвучало много слов ненависти к человеку. Презрений к нему и насмешек. Но сегодня я не брошу в него камень. Нет. Я скажу так: «Я любил человечество. И люблю его сейчас, когда его уже нет, ещё больше. Именно, за его трагическую судьбу». И я хочу сказать вам, коллеги. Я хочу сказать вам: «Я люблю вас». Для каждого свой скачок сознания. Возможно, это мой. Я хочу, чтобы вы это знали. Сейчас я уйду в свою комнату, и для меня всё кончится. В конце концов, мы взрослые люди, и смерть не так уж страшна, когда погибло всё».
Наверно, это самый страшный фильм, который я когда-либо смотрел.
Наверно, это самый страшный фильм, который я когда-либо смотрел.

К сожалению, шулькинский «О-би, о-ба. Конец цивилизации» не предлагает зрителю хотя бы одного такого же сильного монолога. Кроме того, общий посыл у Шулькина и у Лопушанского сильно различается. Фильмы однозначно объединяет идея о спасении и надежде, но «О-би, о-ба. Конец цивилизации» показывает нам тотальную беспросветность, безвыходность ситуации. А «Письма мёртвого человека» надежду не убивает, а даёт.

Не хочу портить ваше впечатление от сюжета, и потому лишь намекну на разницу концовок в этих двух картинах. Финал «О-би, о-ба. Конец цивилизации» — это мрачное молчание режиссёра, он согласился со смертью цивилизации и проклял нас всех за глупость, алчность и ничтожность. А вот в финале «Писем мёртвого человека» режиссёр говорит другое, цитирую:

«Идите, идите пока хватит сил. Ибо пока человек в пути — есть у него надежда».

Тем не менее, оба фильма, несомненно, заслуживают внимательного и вдумчивого просмотра.

Ещё одна лакмусовая бумажка от Лопушанского.
Ещё одна лакмусовая бумажка от Лопушанского.

Последнее произведение, с которым я хочу провести аналогию, называется «Посетитель музея» всё того же Константина Лопушанского. Здесь меня зацепила идея социального расслоения, во всём остальном аналогий с фильмом Петра Шулькина я не увидел. Вполне возможно, что они всё же там есть.

В «Посетителе музея» общество разделено на два главных социальных лагеря: так называемые «дебилы» и «нормальные люди». «Дебилами» считаются те, кто верит в легендарный Музей посреди моря, дойти до которого представляется удачей и спасением. Однако до Музея никто и никогда ещё не добирался. А «нормальные люди» — это все остальные: торговцы, владельцы гостиниц, проститутки и так далее. «Нормальные люди» смеются над «дебилами» и презирают их.

В «О-би, о-ба. Конец цивилизации» есть каста «уродов», которых тоже все унижают и презирают, держат в подчинении. Но, на мой взгляд, «дебилы» в «Посетителе музея» показаны гораздо человечнее «уродов» Шулькина. Если рассматривать эту аналогию в связи с религией, то получается, «дебилы» из «Посетителя музея» — это хорошие люди, но их обозвали «дебилами», потому как они не участвуют в мерзопакостных забавах «нормальных людей».

Всё наоборот, всё шиворот-навыворот в этом мире:

«И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слёзы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у них нет». Книга Екклесиаста, глава 4, стих 1.
Вот они, «нормальные люди». Три из четырёх.
Вот они, «нормальные люди». Три из четырёх.

Хорошие и плохие люди будто бы намеренно названы противоположными именами. И подобное противоречие напоминает мне цитату из Откровения Иоанна Богослова:

«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг». Откровение, 3:14—17.

Действительно. Персонажи в «Посетителе музея» полностью подпадают под описание из Книги Откровение. К сожалению, «О-би, о-ба. Конец цивилизации» такой глубиной мысли похвастаться неспособен. Обычный народ в польском фильме показан забитым и глупым быдлом, у которого нет других целей, кроме как попасть на Ковчег.

Если «Посетитель музея» содержит положительную картину религиозного человека, то «О-би, о-ба. Конец цивилизации» показывает религиозных людей исключительно с негативной стороны. К данной метафоре я ещё вернусь чуть позже. Хочу ещё раз обратить ваше внимание: каждый из упомянутых фильмов однозначно достоин просмотра. Это всё хорошее кино, которое заставляет задуматься над тем, как мы живём на нашей планете.

У Шулькина люди разобщены даже после апокалипсиса.
У Шулькина люди разобщены даже после апокалипсиса.

***

В конце статьи стоит сказать о метафорическом смысле «О-би, о-ба. Конец цивилизации». Прочитанные рецензии иностранных авторов натолкнули меня на мысль, я немного покопался в интернете и, наверное, теперь готов согласиться, что метафорическая основа фильма сильна и выразительна. Я назову три главные метафоры, которые Пётр Шулькин закладывал в фильм:

  • Бункер — СССР, а Ковчег — страны Запада.

С позиций этой метафоры можно сказать: Бункер (он же — Советский Союз) разваливается и доживает последние годы, а народы хотят, чтобы их спасли страны Запада. Тут нужно заметить, что «О-би, о-ба. Конец цивилизации» снят в 1984 году, в Польше. Насколько я понимаю, в истории двадцатого века Польша особо не поддерживала строительство коммунистического общества, она желала идти своим путём развития. Тем не менее, в 1944 году была создана Польская Народная Республика.

В конце 1981 года в Польше ввели военное положение.
В конце 1981 года в Польше ввели военное положение.
Историческая справка:
В 1980-х годах в Польше начался системный коллапс, обусловленный большими международными долгами и кредитными займами у других стран. На политическом, социальном и прочих уровнях государственности Польша переживала чудовищный кризис. В стране начались народные волнения.
В начале 1980-х годов на сцену вышло профсоюзное объединение «Солидарность», которое призывало к свержению коммунистического режима. Режим отреагировал введением военного положения и массовыми репрессиями всех недовольных.
Это усилило волнения в стране, и в конце 1989 года Польскую Народную Республику упразднили. На смену ей пришла новая власть и новое название страны — Польская Республика.

Полагаю, метафорический Ковчег из «О-би, о-ба. Конец цивилизации» представляется режиссёром спасительной ниточкой, которая обеспечит народам Польши лучшую жизнь. Я, однако, не берусь судить, насколько там в действительности улучшилась жизнь после 1989 года.

  • Бункер — это СССР, а Ковчег — идея коммунизма в общем.
Тогда реальность отличалась от красивых плакатов.
Тогда реальность отличалась от красивых плакатов.

В отличие от первой, эта метафора — обобщённая. Её можно трактовать следующим образом: ранний СССР вдохновлялся утопическими идеями о коммунизме. Но со временем люди стали понимать, что реализовать идею подобного масштаба невероятно сложно, и делается это не за одну-другую пятилетку. Они стали понимать, что и весь остальной мир на месте не стоит, а некоторые страны и вовсе противодействуют строительству счастливого коммунистического общества.

Быть может, Польша, которая не очень-то поддерживала курс на строительство коммунизма, к концу 70-х годов в итоге поняла: польский коммунизм окончательно изжил себя? И, возможно, Ковчег символизирует именно идею Коммунизма с большой буквы, идеала, который вроде бы вот-вот должен наступить, но всё никак не наступает?

  • Ковчег — обобщённая идея религии как «опиума для народа».
Агитационный плакат 1930 года.
Агитационный плакат 1930 года.

Третья метафора — самая прямая, её легче всего увидеть. Идея о Ковчеге искусственно создана властью Бункера, чтобы управлять массами, держать их в покорности и апатии, взамен давая хлебушек из переработанных книжек.

И я вовсе не для красоты сказал про книжки: в «О-би, о-ба. Конец цивилизации» присутствует сцена, где специально обученный человек кидает книги в котёл, готовя из них еду. Там есть и довольно циничный момент, в ходе которого выясняется, что даже Библию давно скормили толпе, и от этой книги осталась только её дорогая кожаная обложка. А самое ценное, что сохранили от переработки — это картинки с голыми тётками.

Разве это не злободневная метафора на нашу современность?

***

Вот и всё. Обзор получился большим и чутка запутанным. Что я могу сказать в самом конце? Посмотреть «О-би, о-ба. Конец цивилизации» однозначно нужно. Это интересное, пессимистичное, циничное и даже чернушное произведение польского кинематографа середины 1980-х годов. Фильм является своего рода исторической хроникой и зеркалом, в котором отражена Польша тех лет. Спасибо за ваше внимание.

«Мир после ядерного апокалипсиса, с позиции отдельно взятой страны: немногие спасшиеся доживают в бункере, сходя с ума всяк на свой лад. Пролетариат кормят целлюлозной кашей из переработанных книг и галетами с беспочвенной надеждой, остатки военной верхушки играют в солдатиков, интеллигенция либо истерично хихикает, либо проникновенно толкает речи, полные разочарования в людях.
Кто-то барыжит столовым серебром, кто-то лает за еду, отдельные маньяки окружают себя гусями и щенками, в попытках буквально следовать библейской притче о ковчеге, — а герой идёт и смотрит на последствия голода, войны, болезни и смерти.
У Софта усталый и потухший взгляд, но он творит локальное добро в пост-адовой вселенной, добрым самаритянином раздавая дефицитные шпроты. Он уже бросил попытки объяснить, что никто не придёт на помощь — людям настолько опротивела действительность, что они готовы верить в любую чушь, которая будет тонкой гранью отделять их от собственных страхов и безрадостной неизбежности». (с) Негативный отзыв пользователя mephistic на КиноПоиске.

***

Ссылки на мой проект «Болтовня буквоеда»:

***

Использованные картинки (в порядке появления):

Фэнтези
6588 интересуются