«Ядерная война уничтожила почти всю жизнь на планете. Остатки человечества численностью около одной тысячи человек прячутся в подземном Бункере в ожидании великого чуда — прибытия Ковчега. Пока стены Бункера в буквальном смысле трещат по швам, большая часть населения верит в легенду о священном Ковчеге, который однажды прилетит и спасёт всех.
Главный герой, инженер Софт, получает задание узнать — действительно ли Бункеру грозит скорое разрушение. В поисках ответа Софт общается с жителями Бункера и погружается в глубины человеческих страхов, пороков и безумств...» (с) Из описания в интернете.
Здравствуйте. Сегодня я расскажу вам о польском фильме «О-би, о-ба. Конец цивилизации», который снял режиссёр Пётр Шулькин в символическом 1984 году. Произведение относится к жанрам антиутопии и постапокалиптики: оно рассказывает, как всё может быть плохо после Третьей мировой войны с применением ядерного оружия. Для начала поговорим о сюжете.
Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.
***
Картина Шулькина рассказывает о смерти человечества в ходе мировой ядерной войны. Нам не говорят, почему так произошло, но показывают ужасные последствия войны и то, как сильно изменилась человеческая цивилизация. На земной поверхности наступила ядерная зима, и вся жизнь вымерла из-за высокого уровня радиации и сильного холода. Остатки былой цивилизации прячутся в подземном Бункере. Главный герой кинокартины (инженер Софт) пытается быть человеком в нечеловеческих условиях.
Показанное общество людей сильно деградировало и находится в практически полном упадке. Кроме того, это общество социально раздроблено, у каждого общественного «класса» есть свои проблемы, но они никем не решаются. Данные «классы» объединяет лишь одно основное желание: поскорее попасть на чудесный Ковчег, где наступит новая жизнь. Так, по крайней мере, гласит местная легенда.
Среди населения Бункера мы можем увидеть несколько социальных групп: например, там есть низшая каста «уродов» (как их называют) — это простые люди. Они отчаялись и оскотинились, и только и могут, что толкаться в очереди за едой. А еду им (как свиньям) выбрасывают из раздаточной трубы, около которой они толкаются и дерутся за лишний кусок.
Также мы видим условный «средний» класс — это инженеры, торговцы и солдаты, зарабатывающие паёк своими умениями и навыками. От «среднего» класса в зависимости находится класс «обслуги»: бармены и проститутки. Последние за банку тушёнки готовы если на на всё, то на многое.
А вот и «элита» данного паноптикума — военные генералы. Они как дети играют в игрушечных солдатиков, будто им не хватило реальной ядерной войны, что уже свершилась при их прямом участии и содействии.
Кроме того, в обществе Бункера есть разного рода сумасшедшие и опустившиеся личности: так, один богатый человек решил воплотить в жизнь библейскую притчу о Ноевом ковчеге и собрал в своей комнате всякой твари по паре. Ещё показан опустившийся маргинал, развлекающий людей тем, что он гавкает за еду.
Но больше всего меня поразил человек, который заперся в морозильной камере и там же умертвил двух молодых девушек. Он надеется, что когда-нибудь прилетит Ковчег, девушек разморозят, и он возродит с ними человечество.
Как я уже говорил, главный герой по имени Софт получает задание узнать, действительно ли Бункер в скором времени разрушится. И потому Софт пускается в недолгое путешествие по Бункеру, на пути встречая разных людей и постепенно приходя к выводу, что Бункер и правда скоро развалится.
***
Таков сюжет обозреваемого фильма. А я же теперь хочу немного рассказать о других кинокартинах, тематически близких «О-би, о-ба. Конец цивилизации». Возьму три произведения: «Дорога» (2009 г.), «Письма мёртвого человека» (1986 г.) и «Посетитель музея» (1989 г.).
Все эти картины я очень люблю. Мне кажется, тематически они во многом пересекаются с «О-би, о-ба. Конец цивилизации». Например, «Дорога» повествует о великой надежде и о бытии человеком в любых условиях, несмотря ни на что. Если вкратце: нам рассказывают, как сын с отцом путешествуют по разрушенной стране. Они встречают разных людей, каждый из которых выживает согласно личной морали.
Люди в «Дороге» в основном ужасные: на пути отца и сына встречаются каннибалы, убийцы, воры и прочие существа, утратившие человечность. Отец же учит сына доброму и вечному, он учит сына «хранить огонь» в сердце. Эта фраза про огонь напоминает мне Книгу Притч из Библии:
«Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни». Притчи, 4:23.
И в целом воспитание отца похоже на завет из той же Книги:
«Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения». Притчи, 4:14—17.
Так что объединяет «Дорогу» с «О-би, о-ба. Конец цивилизации»? Я думаю, фильмы схожи общим посылом: необходимо оставаться человеком в любых условиях. Да, фраза звучит избито — оставаться человеком, но на самом деле это сложнейшее испытание для всех нас, и тут со мной многие согласятся.
Инженер Софт сохранил в себе сострадание к другим людям, и поэтому он безвозмездно отдавал им часть своего рациона. Люди же вокруг сильно удивлялись таким поступкам. К слову, в «Дороге» есть похожая сцена со слепым стариком, которого на своём пути встретили отец и сын. Моменты человечности, показанные двумя режиссёрами, наиболее трогательные и сильные части данных фильмов.
О великой надежде повествует и «Письма мёртвого человека». Сюжетно эти произведения достаточно близки, как я уже и сказал: нам показывают замкнутые помещения, общий упадок и безнадёжность, философствования персонажей о сути и будущем человека. Отмечу, что «Письма мёртвого человека» для меня показалось гораздо более сильным авторским высказыванием, чем «О-би, о-ба. Конец цивилизации».
В первую очередь, в «Письмах мёртвого человека» больше философии, так как там есть несколько проникновенных монологов о нашей судьбе. Пожалуй, сильнейший из них — это так называемая «Речь в защиту человечества». Я влюбился в фильм Лопушанского, как только услышал эти слова. Процитирую речь целиком:
«Итак, судя по всему, история человечества закончилась. Что ж, пора подвести итоги. Думаю, сделать это надо спокойно, без вульгарной аффектации. Сегодня я хочу говорить с вами, как мёртвый с мёртвыми. То есть откровенно. Позвольте предложить вашему вниманию небольшую речь в защиту человечества, как биологического вида.
Это был трагический вид. Возможно, и впрямь изначально обречённый. Роковая и прекрасная наша участь заключалась в том, что мы стремились прыгнуть выше самих себя, быть лучше, чем было положено нам природой. Мы находили в себе силы сострадать, хотя это противоречило законам выживания. Испытывать чувство собственного достоинства, хотя его всегда топтали. Создавать шедевры искусства, сознавая их бесполезность и недолговечность.
Мы находили в себе силы любить. Господи, как это было трудно! Ибо неумолимое время предавало тлению и тела, и мысли, и чувства. Но человек продолжал любить, и любовь создала искусство. Искусство, которое запечатлело нашу неземную тоску по идеалу, наше бесконечное отчаяние и наш вселенский крик ужаса. Вопль одиноких, мыслящих существ в холодной, безразличной к нам пустыне космоса.
Здесь, в этих стенах, прозвучало много слов ненависти к человеку. Презрений к нему и насмешек. Но сегодня я не брошу в него камень. Нет. Я скажу так: «Я любил человечество. И люблю его сейчас, когда его уже нет, ещё больше. Именно, за его трагическую судьбу». И я хочу сказать вам, коллеги. Я хочу сказать вам: «Я люблю вас». Для каждого свой скачок сознания. Возможно, это мой. Я хочу, чтобы вы это знали. Сейчас я уйду в свою комнату, и для меня всё кончится. В конце концов, мы взрослые люди, и смерть не так уж страшна, когда погибло всё».
К сожалению, шулькинский «О-би, о-ба. Конец цивилизации» не предлагает зрителю хотя бы одного такого же сильного монолога. Кроме того, общий посыл у Шулькина и у Лопушанского сильно различается. Фильмы однозначно объединяет идея о спасении и надежде, но «О-би, о-ба. Конец цивилизации» показывает нам тотальную беспросветность, безвыходность ситуации. А «Письма мёртвого человека» надежду не убивает, а даёт.
Не хочу портить ваше впечатление от сюжета, и потому лишь намекну на разницу концовок в этих двух картинах. Финал «О-би, о-ба. Конец цивилизации» — это мрачное молчание режиссёра, он согласился со смертью цивилизации и проклял нас всех за глупость, алчность и ничтожность. А вот в финале «Писем мёртвого человека» режиссёр говорит другое, цитирую:
«Идите, идите пока хватит сил. Ибо пока человек в пути — есть у него надежда».
Тем не менее, оба фильма, несомненно, заслуживают внимательного и вдумчивого просмотра.
Последнее произведение, с которым я хочу провести аналогию, называется «Посетитель музея» всё того же Константина Лопушанского. Здесь меня зацепила идея социального расслоения, во всём остальном аналогий с фильмом Петра Шулькина я не увидел. Вполне возможно, что они всё же там есть.
В «Посетителе музея» общество разделено на два главных социальных лагеря: так называемые «дебилы» и «нормальные люди». «Дебилами» считаются те, кто верит в легендарный Музей посреди моря, дойти до которого представляется удачей и спасением. Однако до Музея никто и никогда ещё не добирался. А «нормальные люди» — это все остальные: торговцы, владельцы гостиниц, проститутки и так далее. «Нормальные люди» смеются над «дебилами» и презирают их.
В «О-би, о-ба. Конец цивилизации» есть каста «уродов», которых тоже все унижают и презирают, держат в подчинении. Но, на мой взгляд, «дебилы» в «Посетителе музея» показаны гораздо человечнее «уродов» Шулькина. Если рассматривать эту аналогию в связи с религией, то получается, «дебилы» из «Посетителя музея» — это хорошие люди, но их обозвали «дебилами», потому как они не участвуют в мерзопакостных забавах «нормальных людей».
Всё наоборот, всё шиворот-навыворот в этом мире:
«И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слёзы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у них нет». Книга Екклесиаста, глава 4, стих 1.
Хорошие и плохие люди будто бы намеренно названы противоположными именами. И подобное противоречие напоминает мне цитату из Откровения Иоанна Богослова:
«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг». Откровение, 3:14—17.
Действительно. Персонажи в «Посетителе музея» полностью подпадают под описание из Книги Откровение. К сожалению, «О-би, о-ба. Конец цивилизации» такой глубиной мысли похвастаться неспособен. Обычный народ в польском фильме показан забитым и глупым быдлом, у которого нет других целей, кроме как попасть на Ковчег.
Если «Посетитель музея» содержит положительную картину религиозного человека, то «О-би, о-ба. Конец цивилизации» показывает религиозных людей исключительно с негативной стороны. К данной метафоре я ещё вернусь чуть позже. Хочу ещё раз обратить ваше внимание: каждый из упомянутых фильмов однозначно достоин просмотра. Это всё хорошее кино, которое заставляет задуматься над тем, как мы живём на нашей планете.
***
В конце статьи стоит сказать о метафорическом смысле «О-би, о-ба. Конец цивилизации». Прочитанные рецензии иностранных авторов натолкнули меня на мысль, я немного покопался в интернете и, наверное, теперь готов согласиться, что метафорическая основа фильма сильна и выразительна. Я назову три главные метафоры, которые Пётр Шулькин закладывал в фильм:
- Бункер — СССР, а Ковчег — страны Запада.
С позиций этой метафоры можно сказать: Бункер (он же — Советский Союз) разваливается и доживает последние годы, а народы хотят, чтобы их спасли страны Запада. Тут нужно заметить, что «О-би, о-ба. Конец цивилизации» снят в 1984 году, в Польше. Насколько я понимаю, в истории двадцатого века Польша особо не поддерживала строительство коммунистического общества, она желала идти своим путём развития. Тем не менее, в 1944 году была создана Польская Народная Республика.
Историческая справка:
В 1980-х годах в Польше начался системный коллапс, обусловленный большими международными долгами и кредитными займами у других стран. На политическом, социальном и прочих уровнях государственности Польша переживала чудовищный кризис. В стране начались народные волнения.
В начале 1980-х годов на сцену вышло профсоюзное объединение «Солидарность», которое призывало к свержению коммунистического режима. Режим отреагировал введением военного положения и массовыми репрессиями всех недовольных.
Это усилило волнения в стране, и в конце 1989 года Польскую Народную Республику упразднили. На смену ей пришла новая власть и новое название страны — Польская Республика.
Полагаю, метафорический Ковчег из «О-би, о-ба. Конец цивилизации» представляется режиссёром спасительной ниточкой, которая обеспечит народам Польши лучшую жизнь. Я, однако, не берусь судить, насколько там в действительности улучшилась жизнь после 1989 года.
- Бункер — это СССР, а Ковчег — идея коммунизма в общем.
В отличие от первой, эта метафора — обобщённая. Её можно трактовать следующим образом: ранний СССР вдохновлялся утопическими идеями о коммунизме. Но со временем люди стали понимать, что реализовать идею подобного масштаба невероятно сложно, и делается это не за одну-другую пятилетку. Они стали понимать, что и весь остальной мир на месте не стоит, а некоторые страны и вовсе противодействуют строительству счастливого коммунистического общества.
Быть может, Польша, которая не очень-то поддерживала курс на строительство коммунизма, к концу 70-х годов в итоге поняла: польский коммунизм окончательно изжил себя? И, возможно, Ковчег символизирует именно идею Коммунизма с большой буквы, идеала, который вроде бы вот-вот должен наступить, но всё никак не наступает?
- Ковчег — обобщённая идея религии как «опиума для народа».
Третья метафора — самая прямая, её легче всего увидеть. Идея о Ковчеге искусственно создана властью Бункера, чтобы управлять массами, держать их в покорности и апатии, взамен давая хлебушек из переработанных книжек.
И я вовсе не для красоты сказал про книжки: в «О-би, о-ба. Конец цивилизации» присутствует сцена, где специально обученный человек кидает книги в котёл, готовя из них еду. Там есть и довольно циничный момент, в ходе которого выясняется, что даже Библию давно скормили толпе, и от этой книги осталась только её дорогая кожаная обложка. А самое ценное, что сохранили от переработки — это картинки с голыми тётками.
Разве это не злободневная метафора на нашу современность?
***
Вот и всё. Обзор получился большим и чутка запутанным. Что я могу сказать в самом конце? Посмотреть «О-би, о-ба. Конец цивилизации» однозначно нужно. Это интересное, пессимистичное, циничное и даже чернушное произведение польского кинематографа середины 1980-х годов. Фильм является своего рода исторической хроникой и зеркалом, в котором отражена Польша тех лет. Спасибо за ваше внимание.
«Мир после ядерного апокалипсиса, с позиции отдельно взятой страны: немногие спасшиеся доживают в бункере, сходя с ума всяк на свой лад. Пролетариат кормят целлюлозной кашей из переработанных книг и галетами с беспочвенной надеждой, остатки военной верхушки играют в солдатиков, интеллигенция либо истерично хихикает, либо проникновенно толкает речи, полные разочарования в людях.
Кто-то барыжит столовым серебром, кто-то лает за еду, отдельные маньяки окружают себя гусями и щенками, в попытках буквально следовать библейской притче о ковчеге, — а герой идёт и смотрит на последствия голода, войны, болезни и смерти.
У Софта усталый и потухший взгляд, но он творит локальное добро в пост-адовой вселенной, добрым самаритянином раздавая дефицитные шпроты. Он уже бросил попытки объяснить, что никто не придёт на помощь — людям настолько опротивела действительность, что они готовы верить в любую чушь, которая будет тонкой гранью отделять их от собственных страхов и безрадостной неизбежности». (с) Негативный отзыв пользователя mephistic на КиноПоиске.
***
Ссылки на мой проект «Болтовня буквоеда»:
- Группа ВКонтакте: https://vk.com/bookwoed
- Канал Дзен: https://dzen.ru/bookwoed1
- Канал YouTube: https://www.youtube.com/@bookwoed2
***
Использованные картинки (в порядке появления):
- Баннер и кадры из «О-би, о-ба. Конец цивилизации» (1984 г.): https://www.kinopoisk.ru/film/263849/
- Баннер и кадры из «Дорога» (2009 г.): https://www.kinopoisk.ru/film/395523/
- Баннер и кадры из «Письма мёртвого человека» (1986 г.): https://www.kinopoisk.ru/film/42984/
- Баннер и кадры из «Посетитель музея» (1989 г.): https://www.kinopoisk.ru/film/43137/
- Кадр из «О-би, о-ба. Конец цивилизации» (1984 г.): https://www.kinopoisk.ru/film/263849/
- Статья «Военное положение в Польше»: https://foto-history.livejournal.com/12280026.html
- Статья «Как КПСС стала одной из самых богатых партий в мире»: https://dzen.ru/a/XP71mAUeWgCu-PM9
- Статья «Вывернутое наизнанку христианство»: https://lenta.ru/articles/2020/10/25/antigod/