Доброго денечка всем моим подписчикам и читателям, заглянувшим на огонек. Пусть ваш день будет удачным и радостным!
Решила я продолжить рассказывать вам истории, как же пустынные арабские государства справляются/не справляются с острой нехваткой воды. В целом, можно рассказывать об этом скучно и заумно, применять по тексту термины и определения, которые будут понятны лишь ограниченному кругу лиц, для кого это профессия, или клубу "любителям все знать", но я не стану этого делать.
Да, моя профессия таки вопит мне в уши что-то вроде "Марьям, пиши как надо, не срами экологию", но я пропущу сей экологический вопль, ибо я не просто эколог, а инженер, то есть меня в меньшей степени интересует вопрос "кто виноват?", и больше напрягает вопрос "что делать?".
Пустыня - есть пустыня, там с водой всегда напряженка, даже если она есть, к примеру, в подземных водоносных горизонтах, то она находится там в очень тонком балансе с выпадающими осадками, питаясь ими, а их-то как раз в пустыне и очень мало. А тут еще миллионы страждущих пить, мыться и есть, а есть они хотят то, что тоже требует воды - растительную и мясную пищу, камни с песком переваривать еще не приспособились.
Вопрос с помыться без воды проработали в свое время египтяне, которые вместо воды для этих целей приспособили песок, которого там завались. Даже немецкая армия, ввалившаяся в прошлом веке в Египет (во время Второй Мировой войны) несколько прифигела от способа поддерживать чистоту тела таким странным способом и попросила их тоже научить. Их учили, но, судя по всему, безуспешно, немцам не понравилось, сауна куда привычнее оказалась.
Песочком потное и запашистое тело египтяне скребли, словно наждачкой. Благодаря свойствам песка, им соскребали с тела лишний кожный жир, осушивали и удаляли неприятные запахи. В этом деле было главное не проморгать подкравшегося скорпиона или змею, а то и до беды рукой подать.
Современные египтяне и прочие арабоговорящие не хотят скрести себя песком, а хотят мыться нормально, то есть водой и мылом душистым, да заворачиваться после водных процедур в полотенце пушистое, а потому проблемами дефицита воды крайне озабочены. Да так озабочены, что и войной грозят тем, кто им доступ к воде перекрывает, либо же наоборот, идут на мировую.
В прошлой статье про водные проблемы региона Ближнего Востока мы говорили об Аравийском полуострове, сегодня поднимем свои взоры по карте выше и рассмотрим водные трудности и лишения Ирака и Сирии.
А в следующей части детально поговорим об Иордании и Палестине, проект И тоже вниманием не обойдем, но, как всегда исключительно с негативной стороны, да, я конкретная редиска и проект И очень не люблю, чего и не скрываю)))
1. Ирак
Начнем мы с Ирака, так как даже при всем старании отойти от экологической логики, сделать это трудно, ибо эти территории сильно взаимосвязаны естественными процессами водосборных площадей и друг от друга сильно зависят, хотя и делают вид, что живут на "разных планетах".
У Ирака есть некоторый выбор по части обеспечения себя водой, в который входит (в порядке убывания возможностей): поверхностный водозабор (забор воды из рек), подземный водозабор из невосполняемых или практически невосполняемых источников, сбора дождевой воды и частично строительства опреснительных установок морской воды.
При должном отношении к водным ресурсам, ситуацию можно контролировать и как-то худо-бедно балансировать между конкретным звездецом и более-менее "жить можно". Но основная проблема Ирака, как и иных арабских государств, это довольно фривольное толкование проблем очистки промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод, что неминуемо буквально убивает сносное водоснабжение региона.
Человек такое существо, что непременно хочет жить хорошо, причем на соседей ему, как правило, сильно все равно. Я, к примеру, знаю одного не самого порядочного россиянина, который обеспечил себя канализационным стоком, врубив его в поселковый водопровод ниже по течению от своего участка. То есть он-то чистую водичку пил, а вот его соседи получили полный набор "прелестей", безуспешно обивая пороги администраций с жалобами на качество воды. А чем тут поможет администрация, если она и знать не знает про вот таких хитровыделанных граждан?
И это вполне себе образованный человек, бизнесмен средней руки, который рассуждает с умным видом про правительственные "косяки", а сам собственными руками своим соседям обеспечил проблемы с доступом к чистой воде, и манать хотел их проблемы. Ну, правильно, чё, он же не правительство?)))
Я к чему вам это рассказала? Представьте себе, что вот таких хитровыделанных в одной не очень большой стране миллионы, причем распределяются они по всем социальным уровням. Представили? А теперь перенесите эту фантазию на масштаб страны, где 80% водоснабжения приходится на сельское хозяйство...
Две основные реки на территории Ирака - это Тигр и Евфрат. Основное питание этих рек как раз за счет притоков и осадков, хотя и малая доля приходится на подземные воды. На обоих реках есть водозаборы и системы плотин, которые влияют на естественные процессы течения рек.
Но помимо плотин и водозаборов, в эти же реки устремляются стоки нечистот, причем как организованные (сбросы с очистных сооружений предприятий и бытовых стоков), так и неорганизованные (это те, что народец потихоньку спихивает). То есть, при всем катастрофическом дефиците питьевой воды в стране, ее еще и упорно загрязняют.
Люди изобретательны, поэтому понавыдумывали многоступенчатые системы очистки сточных вод с доведением их качества до приемлемого, чтобы потом матушка-природа уже справилась сама. Но, во-первых, придуманные системы не совершенны, а, во-вторых, ими нужно пользоваться с умом, а ум-то на нашей планете как раз в дефиците практически также, как и питьевая вода. И, в-третьих, ими нужно таки пользоваться, а не сливать втихаря всякую гадость, оглядываясь по сторонам, чтобы не поймали.
В условиях пустынного климата с малым количеством осадков и постоянно растущим населениям странам просто жизненно необходимо сосредоточиться на максимально возможном обороте воды. То есть, нужно строить новые очистные сооружения и внимательно следить за надлежащим их использованием.
Вроде бы все и так ясно, что тут такого сложного? Но сложности есть. Во-первых, постоянная политическая и военная напряженность в регионе легко сведет на нет все предпринятые усилия, даже если они от всей души и со всем вниманием.
Во-вторых, строительство таких станций и их надлежащее обслуживание (тут и замена оборудования, и ремонт, и смена фильтров, и усовершенствования) влетают в весьма ощутимую копеечку, а где ее взять, если выборная власть ворует как не в себя, на страну время от времени валятся "соседские военные подарки", страну колбасят третьи силы, а по территории бегают бесчисленные банды бандерлогов, которым на страну класть с прибором?
А потому растущее население Ирака просто обречено год от года испытывать все больший и больший дефицит пригодной для питья воды, и конца и края их проблемам нет, хотя так и тянет сказать "сами виноваты". Но виноваты тут не только они, но и еще целый ряд заинтересованных в раздрае Ирака лиц западной наружности.
2. Сирия
Плавно перетекаем в проблемы водоснабжения Сирии, где стараниями множества доброхотов не просто катастрофа с питьевой водой, а уже они дошли буквально до последней черты, где в ряде регионов есть очаги холеры и тифа из-за отсутствия доступа населения к чистой воде.
У Сирии основным источником пресной воды является река Евфрат, причем пополнение самой реки водой обеспечивают притоки на территории Турции и Сирии, также уровень воды поддерживают осадки на территории обоих стран и подземные воды, причем преимущественно на территории Турции.
Евфрат по территории Сирии течет 661 километр и на его воды претендует довольно внушительное число страждущих пить и есть, а именно 6,5 миллионов человек, и это если не считать тех желающих, кто живет в Турции и в Ираке.
По карте осадков видно, что основное питание осадками для реки Евфрат обеспечивается как раз на территории Турции, а далее по течению количество их только уменьшается. Тем временем водозаборы на этой реке устроены и в Турции, и в Сирии, и в Ираке.
Экономика Сирии до 2011 года сильно зависела от сельского хозяйства, которое и являлось основным потребителем воды в стране. В настоящее время за годы боевых действий в Сирии экономика, как и, собственно, сельское хозяйство сильно пострадала. Часть территорий пострадали от военных действий, с части территорий население попросту ушло "куда глаза глядят", спасаясь от того кошмара, что там был. В связи с этим в настоящее время вклад сельского хозяйства в экономику государства составляет только 26%.
С начала 2011 года львиная доля ирригационных (оросительных) каналов была разрушена и более 60% фермерских хозяйств констатировали факт нанесения серьёзного ущерба инфраструктуре водных ресурсов. В отдельных регионах, где отмечается наибольшая концентрация ирригационных земель, например, в провинциях Хасеке, Ракка и Алеппо, эта цифра превышает 70-90%.
В связи с разрушениями основная нагрузка добычи воды не только для питья и бытовых нужд, но и для сельского хозяйства, начала приходиться на подземные воды, которые на территории пустынных стран являются исчерпаемым источником воды.
Сегодня уже до 87% сельского хозяйства базируется на грунтовых водах, добываемых из артезианских скважин, а также речных и озёрных ресурсах. При этом ряд ключевых аграрных районов Сирии, расположенных в сельских пригородах Дамаска, Идлибе и Хаме, сегодня на 100% зависят от грунтовой ирригации. Соответственно, в южных районах Алеппо уровень грунтовых вод за последние годы снизился на 1,5 метра.
Чем дефицитнее ресурс, тем он становится дороже. В нашем случае мы говорим о воде, и многие домохозяйства тратят около 25% своего дохода именно на воду. Как следствие, в цене растет и все то, что требует в процессе своей подготовки использование воды, а это и овощи, фрукты и злаки, это и мясо, если говорить о пище. Однако вода нужна не только для этого, ни одно производство без воды не функционирует, то есть вместе с повышением цен на дефицитную воду, цена повышается на абсолютно все.
Это еще, кстати, к вопросу "почему сирийские беженцы не возвращаются в Сирию?". Они, может быть, и рады были бы вернуться, но возвращаться часто некуда, жить там будет не на что, да еще и те немногие ресурсы, что еще у страны остались, нужно хорошо оплачивать, а если нечем? Поэтому и многие сирийские беженцы выбирают жизнь в палаточных лагерях на территории других государств (Иордании, например), тем самым нанося экономический вред принявшему их государству, да и просто создают неудобства, но не торопятся вернуться в Сирию.
Существует в Сирии и проблема загрязнения поверхностных и подземных вод сточными водами, которая тоже решается ни шатко ни валко, а и без того скудные водные ресурсы делает еще более непригодными для использования. Причем тут проблема не только в сбросах сточных вод, но еще и в инфильтрационных водах со свалок бытовых отходов, а еще и во вскрытых военными действиями могильниках.
3. Личная история нерациональной эксплуатации очистных сооружений
Когда-то ваш автор успела поработать в нефтегазовой области нашей необъятной родины, после чего вынесла для себя урок внимательности к деталям и неверия в то, что говорят работники.
Работала я там недолго, ибо не вынесла дружный рабочий серпентарий, однако занимала я там руководящую должность. По моему личному убеждению, невозможно руководить тем, в чем ты ни шиша не понимаешь, поэтому все озвученные мне проблемы отправилась проверять на местах и, как оказалось, очень не зря)))
Жалоба звучала так: "очистные сооружения поверхностного стока построены и введены в эксплуатацию в 70-е годы прошлого века и не справляются со своей задачей".
Что ж, тут есть варианты причин почему же они не справляются: их неверно эксплуатируют; изменились характеристики стока; часть оборудования вышло из строя или давно не менялись фильтры; оборудование морально устарело. Последний вариант самый маловероятный)))
Приезжаю, внимательно читаю паспорт очистных сооружений, в котором указаны максимальные концентрации загрязняющих веществ в поверхностном стоке. Далее беру в руки документы от контролирующих органов РФ, где черным по белому написано, что в реку после очистных сооружений поступает в 5 раз больше нефтепродуктов, чем это позволяет закон РФ.
Причем тут уже не бьется "дебет с кредитом", потому что теоретический поверхностный сток со всей территории предприятия не может иметь такие концентрации нефтепродуктов, какие попадают потом после очистных сооружений в реку. Дилемма)))
Тут появляется еще один вариант проблемы - основательно загаженные и ни разу не чищенные пруды испарители перед сбросом, которые загрязняют воду еще сильнее, чем она была до попадания в них.
Оставляю документы и иду смотреть сами очистные сооружения на предмет определения с моими догадками. Смотрю. Все по цепочке, вроде бы, вполне ничего, кроме нефтеловушки, которая выглядит чрезмерно грязной для тех концентраций поверхностного стока, что указаны в паспорте сооружений.
Дохожу до тех самых прудов, которые, естественно, выглядят еще хуже нефтеловушки. Смотрю немигающим взглядом на эксплуататоров, те делают вид, что пришли в лес воздухом подышать.
Начинаю вытягивать из них информацию, первый сдается самый нервный и говорит, что они сливали из резервуара воду, которую туда заливают на проверку герметичности. Ну, ок, по правилам это делают раз в год, причем в теплое время года, а контролирующие органы уже 15 штрафов в разное время навыписывали. Рабочие опять изображают из себя слепо-глухо-немых.
И когда я уже продумывала законные способы пыток, дабы выбить из них реальную картину проблемы, на моих глазах, к нефтеловушке подъезжает илосос (ассенизаторская машина) и спокойненько сбрасывает откаченные на месте аварии нефтепродуктопровода нефтепродукты. Занавес...
Причина "не работающих" очистных сооружений была до банальности проста - они не предназначены для очистки стоков с такой огромной концентрацией нефтепродуктов. Тот илосос должен был сбросить содержимое в резервуар, а после сдать содержимое для производства мазута, либо утилизировать по правилам. Но нет, они нашли "идеальный способ" решить проблему)))
А с самими очистными сооружениями все в полном порядке было, после того, как их почистили положенным способом, заменили фильтры и строго настрого запретили туда сбрасывать почти чистый нефтепродукт)))
Проблема водоснабжения часто лежит не только в засушливости климата рассматриваемого региона, но и в бережном к воде отношении, в надлежащей очистке стоков, в экономических проблемах, в политических проблемах и в военных действиях. Это не меняет того факта, что миллионы людей по всему миру не имеют доступа к чистой питьевой воде и вынуждены выкручиваться, рискуя своим здоровьем, но принцип "делай, что должно, и будь, что будет" никто не отменял. Свои мысли по вопросу статьи пишите в комментариях)))