В сентябре 1990-го года Саша дописал подробный отчет о проделанной работе на всесоюзном сборе старшеклассников, чтобы привезти его ректору высшей школы комсомола. Ознакомившись с отчётом, ректор подписал приказ о Сашином переводе на полную ставку в качестве инструктора школы, как его об этом попросил лично Владимир Яковлевич.
Учитывая то, что Саше при этом ничто не мешало и дальше писать статьи, получая за них гонорары, то он быстро прикинул, что всех этих денег должно было хватить и на съём квартиры и на нормальный бюджет вполне такой семьи с ребёнком. Но Саша пока не торопился с этим серьёзным для него и для Маши жизненным шагом. Он решил для начала собирать деньги хотя бы на свадьбу, которую можно было бы сыграть следующим летом.
После высшей школы комсомола Саша поехал в ЦК ВЛКСМ, чтобы встретиться с секретарём, курировавшим его работу. Саша также передал ему отчёт о работе на сборе, план дальнейших действий и структуру будущего детско-юношеского информагентства. Секретарь дал ему дальнейшие указания, и Саша со спокойной совестью поехал домой, испытывая полное удовлетворение из-за проделанной весной и летом работы.
Выйдя на своей станции метро, Саша зашёл в цветочный ларёк и купил большой букет красных роз. Когда он пришёл к Маше, она прям ахнула на пороге.
- Саша, какие красивые розы! Спасибо! - воскликнула Маша и поцеловала Сашу, радостно улыбаясь. - Это просто так или повод есть?
- Конечно есть, - ответил радостно Саша. - Дома твои?
- Да, дома, - засияла радостно Маша, уже заподозрив, что за повод такой был у Саши.
- Маша, - не очень громко сказал Саша, - прежде чем я войду в зал, ответь мне, ты выйдёшь за меня замуж?
- Конечно выйду, - также негромко, но очень радостно ответила Маша. - Ты готов? Заходим?
- Заходим.
Маша с букетом в руках и Саша вошли в зал. В кресле сидел Сергей Юрьевич, Машин папа. Увидев Машу с букетом, он казалось тоже сразу всё понял.
- Добрый вечер, Сергей Юрьевич! - поприветствовал его Саша.
- Здравствуй, Саша, - встал с кресла Машин папа. - Ира, ты можешь подойти к нам на минутку? - позвал он свою супругу, которая в это время была на кухне.
Когда Ирина Михайловна вошла в зал и поздоровалась с Сашей, на её лице нарисовалась радостная улыбка. Увидев букет, она тоже всё сразу поняла. Наступила тишина и все стали ждать, что сейчас скажет Саша.
- Сергей Юрьевич, Ирина Михайловна, прошу у вас руки и сердца вашей дочери!
- Саша, мы будем рады видеть тебя мужем нашей Машеньки и своим сыном, - сказал Машин папа, видя как его дочь вся светилась от счастья.
Саша подошёл к родителям Маши, обнял сначала маму, потом папу.
- А свадьбу то когда планируете? - спросила Ирина Михайловна.
- Я думаю хорошо было бы следующим летом во время или сразу после летней сессии, пока студенты не успеют разъехаться куда-нибудь на каникулы. Хотелось бы пригласить ребят из наших групп и наших одноклассников.
- Ого, так это много гостей получается, - удивилась Машина мама. - Зал большой нужен будет. Наверно и стоить такая свадьба дорого будет.
- Ирина Михайловна, всё будет устроено со всем свадебным размахом, - сказал Саша с широкой улыбкой на лице. - Это я вам обещаю.
После того как Маша и Саша вошли в Машину комнату, Саша рассказал ей о своём "продвижении" по работе, и что он начнёт собирать деньги на свадьбу. Маша была просто безумно счастлива в тот вечер. Она так ждала этого момента, гадала, как это всё произойдёт, и произошло всё так, как Маша и представить себе не могла - не без сюрприза, раньше, чем она этого ожидала, у неё дома в присутствии её родителей.
Вечер Маша и Саша провели уже в новом качестве. Они уже считали себя женихом и невестой. Прошло чуть больше года, как Вика, их одноклассница, пошутила по поводу их свадьбы. И вот, хоть и не так скоро, но уже стал маячить где-то там их поход в ЗАГС. В этот вечер Маша и Саша особенно радовали друг друга своими объятиями по поцелуями.
Да, до свадьбы была ещё целая куча времени. На самом деле пока рано было думать о ЗАГСе, торжественном застолье, платье и костюме, приглашениях. Но уже пошёл обратный отсчёт. До предполагаемой свадьбы оставалось ещё или всего десять месяцев.
Дома Саша тоже объявил родителями о будущей свадьбе, до этого успев рассказать им о своём продвижении на работе. Сашины родители встретили новость о свадьбе с нескрываемой радостью. Саше было уже 21. Когда они поженились, Сашиной маме только исполнилось 19, а папе было 20. Так что они не считали его свадьбу преждевременной. Он бы закончил третий курс. У него была хорошая и перспективная работа. И сами они тоже решили потихоньку готовиться к его с Машей свадьбе и собирать на неё деньги.
В это время Юля с Гордеем также планировали свадьбу на будущее лето. Гордей сделал Юле предложение, когда она только вернулась из лагеря. Он пригласил её в ресторан и преподнёс ей кольцо с бриллиантом. Потом пришёл к Юле домой и попросил у Владимира Яковлевича руки его дочери. Юлины родители были рады его предложению и ориентировочно назначили свадьбу на те дни, когда Юля уже защитила бы свой диплом.
Юля училась на пятом курсе. После сдачи диплома уже было самое время выходить замуж. Тем более в её жизни и в жизни Гордея должны были произойти серьёзные изменения. Гордей этим летом закончил МГИМО и устроился на работу в министерство иностранных дел помощником директора Европейского отдела. Летом 1991-года после свадьбы Юля и Гордей должны были отправиться на два года на учёбу в США, чтобы получить там степень магистра делового администрирования.
Когда Юля и Саша встретились как-то на журфаке, и после того, как Юля узнала у Саши обо всех его делах, она рассказала ему о своих планах уехать с Гордеем учиться в Америку. Саша был этому очень рад. Он рассказал эту новость потом Маше. И конечно же для Маши это была очень радостная весть. Не то, чтобы она чего-то всё ещё опасалась насчёт Юли и её отца. Все опасения остались позади после Сашиного предложения. Но она была искренне рада, что у Юли так удачно складывалась её личная жизнь.
Саша работал потихоньку над созданием детско-юношеского информагентства. Было решено, что агентство должно было начать свою работу через год, осенью 1991-го года. У Саши был целый год на то, чтобы наладить все контакты на местах с теми ребятами, которые решили принять участие в работе агентства, когда они были на сборе в лагере "Орлёнок".
Саша в спокойном режиме работал над проектом агентства, проводил еженедельные встречи рабочей группы в школе юного журналиста на своем же журфаке и периодически ездил с отчётами в высшую школы комсомола и в ЦК ВЛКСМ. Эта работа не отнимала много времени, и поэтому Саша полноценно учился и иногда всё также писал статьи.
У Маши всё было без особых изменений. Учиться ей предстояло ещё два года, потом ещё год интернатуры. Так что у неё и у Саши впереди было ещё целых три года, до того момента, когда они станут полностью свободными от учебы и практик. Маша не только училась, но и занималась танцами. Она разучивала с Ромой новые танцы.
Студенческая жизнь на журфаке бурлила новыми смыслами и веяниями. Помимо вечеринок и творческих вечеров в жизнь факультета ворвались политические дебаты. Также как и год назад была демонстрация на седьмое ноября, после которой снова было мероприятие в Метелице уже по готовой схеме. Демонстрация на седьмое ноября 1990-го года оказалась последней в истории СССР. В 1991-году после августовских событий уже было не до ноябрьской демонстрации.
Новогодний творческий вечер также вновь состоялся, но уже без участия Маши и Ромы. Рома был чем-то сильно занят в своём институте культуры. У них там тоже было множество предновогодних мероприятий. Во всем остальном казалось бы за год ничего не изменилось. Девочки в Сашиной группе учились и занимались творческой самодеятельностью. Милана принимала самое активное участие в жизни факультета. Она часто общалась с Антоном, но их дружба так и не доросла до каких-либо отношений.
Антон хорошо раскрутился на своей работе в горкоме комсомола. Он и Коля Стеклянов организовали неплохой бизнес по закупке и продаже вычислительной техники, которую они поставляли комсомольским и коммерческим организациям по всей стране. Они неплохо приспособились к серым схемам продаж, на чём и зарабатывали столько, сколько в былые годы и представить было невозможно.
Помимо коммерческой деятельности Антон и Коля всерьёз ударились в деятельность общественную и политическую. Они были сторонниками Ельцина и в своих взглядах убеждали других студентов журфака. Но тут мнения разделилось. Даже "золотая молодежь" уже не имела единого мнения.
Владимир Яковлевич был приверженцем политики Горбачёва. Соответственно этой же позиции придерживались Юля и её ближайшее окружение. На этой же стороне был и Саша, поскольку он работал в проекте под покровительством Юлиного папы. Поручение по детско-юношескому информагентству было дано им, и поэтому Саша, весьма далёкий от политики, решил действовать в интересах Владимира Яковлевича.
Пока что все дебаты между студентами журфака хоть и были горячими, но не такими жёсткими. Сторонники политики Горбачёва и Ельцина просто спорили во время жарких дискуссий, но конечно до мордобоя не доходило.
Но у Саши уже было дурное предчувствие. Страну начало во всю шатать. Практически все союзные республики заявили о своём суверенитете. В национальных окраинах наблюдались массовые беспорядки, разгорались межэтнические конфликты, а где-то возникли и гражданские войны. У Саши всё ещё имелись опасения по поводу того, что его снова могут вызвать на военные сборы, и оттуда забрать в спецназ для участия в военном решении всех этих конфликтных ситуаций.
В феврале и марте 1991-года в Москве прошли массовые митинги в поддержку Ельцина и за отставку Горбачёва. Антон и Коля водили на эти митинги своих сторонников из числа студентов журфака. В апреле после серьезных экономических реформ в СССР были увеличены цены на ряд товаров. Нарастало напряжение по всей стране.
К июню на фоне всех политических и экономических процессов в стране Саше, его родителям и родителям Маши удалось собрать достаточную приличную сумму для того, чтобы сыграть свадьбу, даже несмотря на резкое увеличение цен и растущую инфляцию. У студентов жизнь казалось шла в своём привычном русле. Все готовились к летней сессии, а Маша, Саша, их родители и друзья ещё и к свадьбе.
Свадьба была назначена на конец июня. Викина мама сшила для Маши свадебное платье, а Саша заказал у портного костюм. Несмотря на некоторые политические разногласия, между Сашей и Антоном были дружеские отношения, и Антон взял организацию свадьбы на себя. Нашёл подходящее для этого помещение, хлопотал по поводу банкета и культурной программы, собирался быть тамадой.
Родственников у Маши и Саши было не очень много, и поэтому их свадьба обещала быть молодёжной. На неё пригласили очень многих одноклассников и одногруппников Маши и Саши.
Весь июнь Маша была в ожидании этого самого радостного в её жизни события. Это не мешало ей сдавать экзамены, но все её мысли были заняты тем, что скоро она и Саша узаконят свои отношения. Всю неделю до свадьбы Маша пребывала в очень волнительном предвкушении того самого похода в ЗАГС, и вот день свадьбы настал.
В торжественном зале дворца бракосочетания были Машины и Сашины родители, Серёга Шестаков и Вика Решетникова в качестве свидетелей, некоторые из ближайших родственников и друзей Маши и Саши.
Зазвучал "Вальс Мендельсона". Через весь зал регистрации к служащей ЗАГСа прошли Маша в красивом свадебном платье и Саша в элегантном новом костюме. Саша был немного серьёзный, а Маша не скрывала своей радостной улыбки, которая делала её ещё краше.
Служащая загса произнесла речь и задала сокровенный вопрос - согласны ли были Маша и Саша взять друг друга в законные супруги? Маша и Саша дали своё согласие, поставили подписи и обменялись кольцами. Их объявили мужем и женой, и под радостные взоры окружающих они поцеловались.
В довольно просторном но уютном кооперативном ресторане гости, которых было действительно много, находились в ожидании свадебного кортежа, который уже вот-вот должен был прибыть из ЗАГСа.
За одним из столов сидели также счастливые Юля и Гордей. Они выглядели такими влюблёнными, что казалось, будто бы это их свадьба и была. Хотя до их свадьбы была ещё неделя.
В центре зала Антон и Милана развлекали публику, рассказывая всем присутствующем о каждом госте, которого пригласили на торжественное мероприятие. Делать то всё равно пока было нечего.
Но вот наконец кортеж прибыл. Под радостные приветствия делегация, прибывшая из ЗАГСе, вошла в зал. Маша и Саша заняли свои места, и свадебный банкет начался в духе студенческой творческой вечеринки, со стихами, песнями и танцами. Звучали торжественные речи, тосты.
Поздравлений было много. От лица класса Маши и Саши молодожёнов поздравила Вика, рассказав историю о том, как высказала предположение о скорой свадьбе, когда Саша ещё только вернулся из армии и вместе с Машей пришёл к ней в гости. От лица нынешней Сашиной группы с поздравлением выступила Милана, пожелав жениху и невесте долгой и счастливой жизни. От лица бывшей Сашиной группы с очень теплыми пожеланиями любви и счастья новобрачным произнесла торжественную речь Юля.
Самым неожиданным номером банкета для всех стал танец Маши и Саши. Они целый месяц до этого репетировали не очень сложный для Саши бальный танец. За два года до этого Саша обещал Маше, что станцует с ней такой танец на их свадьбе, и вот настал тот день, когда он закружился с Машей в медленном вальсе. Маша была на седьмом небе от счастья.
Когда всё это торжественное веселье с криками "Горько!", громкой музыкой и танцами закончилось, когда гости разошлись по домам, после всех заключительных объятий и поздравлений Машу ждал ещё один сюрприз. Маша и Саша, их родители, близкие родственники и друзья вышли из ресторана и увидели, что на улице молодоженов ждал Антон, стоя возле своего новенького БМВ. Он пригласил молодых в машину и объявил всем, что отвезёт их на квартиру, которую Саша снял на той самой Остоженке, о которой он уже когда-то заикнулся Маше. Эта квартира должна была стать первым семейным гнёздышком Маши и Саши.
Антон подвез молодых к дому на Остоженке, пожелал им счастья и уехал, оставив Машу и Сашу одних посреди уже почти безлюдной улицы в центре Москвы. Счастливые Маша и Саша зашли в подъезд и поднялись на свой этаж. Саша открыл дверь в квартиру и они вошли в своё семейное логово.
Сразу же начались жадные объятия и поцелуи. Саша поднял Машу на руки и понёс её, спросив, познакомить ли её сначала с их жилищем или может сразу отнести её в спальню. Маша сказала, что знакомство с квартирой произойдёт завтра, а пока ей бы хотелось, чтобы Саша отнёс её туда, где им сейчас было самое место - в их укромное ложе. На этом мы оставим их одних и плавно перенесёмся уже к последующим событиям.
Через пару дней, в день, когда у Саши был последний экзамен, Юля подошла к нему для очень короткого разговора. Она сказала, что он выглядел очень счастливым, пожелала ему ещё раз счастья в его семейной жизни и попросила заехать к ним домой, так как её папе нужно было с ним срочно о чём-то поговорить.
Саша приехал к Юле домой и за чашкой кофе поговорил с Владимиром Яковлевичем. Юлин папа поздравил Сашу со вступлением в брачную жизнь, пожелал счастья и всех благ, и выразил надежду, что впереди Сашу и его молодую супругу будет ждать светлая жизнь. Потом он пригласил Сашу и Машу на свадьбу Юли и Гордея.
Причём сделал он это так настойчиво, что Саша, который хотел было воздержаться от этого семейного и важного мероприятия в жизни Юли, сославшись на то, что ему и Маше было бы не совсем удобно на нём оказаться, в конце концов принял это приглашение.
Но естественно одними пожеланиями счастливой жизни Саше и Маше и приглашением на Юлину свадьбу эта беседа не ограничилась. Владимир Яковлевич сразу после того, как Саша согласился оказать честь его семье своим и Машиным присутствием на свадьбе Юли и Гордея, приступил к сути разговора.
Он попросил Сашу временно приостановить работу над проектом детского информагентства для того, чтобы Саша смог написать серию статей, в которой бы он выразил мнение якобы большинства молодёжи в поддержку президента страны Михаила Горбачёва. Другими словами Саше поступил политический заказ на статьи.
Уговаривать Сашу долго не пришлось. Саша искренне верил в те перестроечные процессы, которые происходили в стране под руководством президента СССР. Он пообещал Юлиному папе, что сделает всё, что в его силах, чтобы внести свой посильный вклад в дело сохранения государства.
Ещё через несколько дней Маша и Саша оказались на Юлиной свадьбе. Мероприятие происходило в дорогом ресторане почти что в узком семейном кругу. На свадьбе были родители Юли и Гордея, их близкие родственники и друзья и некоторые высокопоставленные чиновники, включая генерала из министерства обороны, который помог разобраться с Сашиными армейскими делами.
Своим гостям Владимир Яковлевич представил Сашу как очень талантливого и перспективного работника молодёжных СМИ. Саше было очень неловко находиться среди всех этих пока ещё представителей советской элиты, но он старался вести себя достойно на протяжении всего мероприятия. Скромно сидел рядом с Машей и молча наблюдал за всем происходящим.
На Юлиной свадьбе не было того шумного веселья, которое было на его с Машей свадьбе. Высокопоставленные гости произносили свои почти торжественные речи. Саша и Маша выразили свои пожелания молодым, ещё в самом начале, когда преподнесли им свой подарок - командирские часы для Гордея и золотую цепочку с кулоном для Юли. Саша, и особенно Маша, искренне радовались за Юлю и Гордея и пожелали им очень много тёплых слов и счастливой учёбы в Америке, куда через несколько недель Юля и Гордей должны были отправиться.
Торжественный банкет по случаю вступления в брачные отношения Юли и Гордея закончились. Все разъехались по домам. Маша и Саша торопились в свою квартиру для продолжения счастливого медового месяца на Остоженке. Поехать в свадебное путешествие им не представилось возможности сначала из-за Сашиного проекта с детским информагентством. А теперь на Сашу ещё навалился заказ от Владимира Яковлевича по поводу серии политических статей.
Через какое-то время после успешной защиты диплома Юля с Гордеем уехали учиться в США. Счастливый июль Маши и Саши, а также Юли и Гордея пролетел очень быстро. Наступил август и через три недели страну ждали события, которые станут поворотными в судьбе всех граждан на тот момент пока ещё огромной державы.
(продолжение следует)