Море тихо шумело и его края плескались недалеко от Сашиных ног, который загорал и немного отдыхал от всех своих многочисленных дел, навалившихся на него во время работы на всесоюзном сборе старшеклассников. Сбор проходил во всероссийском лагере "Орлёнок". который раскинулся на гористых берегах Черного моря между Геленджиком и Туапсе. Но вернёмся на некоторое время в конец января и начало февраля 1990-го года.
За полгода до летнего сбора на море, во время зимних каникул Маша и Саша съездили в Минск, где они опрашивали людей по поводу придания белорусскому языку статуса государственного. Большинство опрошенных поддерживали этот шаг со стороны белорусского руководства.
В свою первую совместную поездку Маша и Саша, ещё не имевшие в паспорте штампа о браке, ночевали разных номерах. Но даже если бы им гипотетически и удалось бы поселиться в одном номере, то спали бы они всё равно в разных кроватях. Такое у них было воспитание. Ну разве что они могли бы себе позволить полежать на одной кровати в обнимку какое-то время. И это всё.
Через несколько дней после возвращения в Москву, они пошли на Пушкинскую площадь, по адресу Большая Бронная 29. Недалеко от дома в котором жила Юля, открылся первый в СССР Макдоналдс. Очередь была настолько длинная, чуть ли не на пол-улицы, что Саша тут же принялся её фотографировать.
Сделав несколько снимков, Саша повёл Машу к служебному входу. Там он представился корреспондентом "Комсомольской правды". Ему всё показали, рассказали и даже пригласили его и Машу в кабинет заведующего заведения, попробовать гамбургер, картофель фри и колу. Необычный вкус американского фастфуда им понравился.
Саша написал репортажи о поездке в Минск и о походе в Макдоналдс. Зимние каникулы заканчивались, и Саша наконец решил зайти к ректору Высшей Школы Комсомола. После беседы с ректором, Сашу оформили инструктором школы. Пока обычным, не для иностранных студентов, и для начала на полставки. Поскольку Саша стал официально трудоустроен, то он отнёсся к делу со всей серьёзностью.
Он дозвонился до Владимира Яковлевича и сказал ему, что устроился инструктором и готов приступить к своей работе. Юлин папа дал телефон секретаря ЦК ВЛКСМ, который курировал проведение сбора старшеклассников в лагере, и который должен был помогать Саше создавать детско-юношеское информагентство "Юнпресс".
После обстоятельной беседы с секретарём Саша понял, что именно от него требовалось тогда, и он приступил к своей новой деятельности. Пока что вся его работа заключалась в знакомстве с методическими материалами, необходимыми для работы на предстоящем сборе старшеклассников.
Из-за неплохой, хоть и неполной, ставки на новой работе у Саши не было необходимости писать много статей. Он писал по одной развернутой статье не в неделю, а в месяц. В приоритете была учёба. Можно было больше времени посвятить книгам. Как раз в самом начале семестра его увлек роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея. Ему нравилось читать и разбирать его.
По какой-то причине преподавательница по зарубежной литературе больше всего к нему и обращалась для анализа этого произведения. Возможно она для себя уловила некоторое сходство между Сашей и Дорианом. Саша это понял и пытался всеми силами доказать обратное - что между ним и главными героем романа не было ничего общего.
Весенний семестр был невероятно насыщенным. Когда голова не была занята учёбой или статьей, Саша прорабатывал план своей работы на предстоящем сборе старшеклассников. Маша как правило была рядом. Но иногда Саша проводил вечера с мамой и папой. Сидел в зале с книгой в присутствие своих родителей.
Началась летняя сессия. Маша и Саша практически всё время были вместе - готовились в Машиной комнате к экзаменам, часто гуляли или выбирались куда-нибудь. Они оба понимали, что Саша скоро поедет в лагерь на море, и они целый месяц будут в разлуке. К большому сожалению, Машу не удалось бы взять с собой в лагерь. Даже если бы Саша об этом кого-нибудь сильно попросил, у Маши в любом случае была медицинская практика в больнице. Так что они весь июнь пытались надышаться друг другом.
И вот наступил июль. Саша сел в самолет и полетел в Адлер. Погода его там ожидала просто чудесная. Небольшой морской бриз был освежающе приятным в июльскую жару. Небо было чистым без единого облачка. Саша автобусом доехал из Адлера в Сочи. Там он сел в электричку и поехал до Туапсе. Вид из окна вагона был просто изумительный. Небо и море были красивого голубого и лазурного цвета.
В Туапсе Саша сел в маленький автобус и несколько часов трясся, пока не доехал до посёлка Новомихаловский, рядом с которым и раскинулся на холмистой прибрежной территории всероссийский лагерь "Орлёнок". Он состоял из дружин, каждая из которых уже сама по себе равнялась целому пионерскому лагерю.
Самой большой из них была дружина "Комсомольская", чья территория могла вместить в себя несколько детских лагерей. В этой дружине и должен будет пройти всесоюзный сбор старшеклассников, на котором Саше нужно будет набрать костяк для будущего всесоюзного детско-юношеского информагентства "Юнпресс".
Когда Саша подошёл к воротам лагеря, его там встретили студенты Ленинградского Государственного Педагогического Института. Из них в основном и состоял вожатский состав лагеря, а преподаватели ЛГПИ занимались организацией сбора. Сашу отвели в вожатский корпус. Детей ещё не завезли, и поэтому Саша просто гулял по территории огромного лагеря и по побережью, думая о предстоящем сборе.
Скоро детей начали завозить и ещё несколько дней лагерь постепенно наводнялся детьми. Когда приехали делегации из всех республик, краёв и областей, а также некоторых социалистических стран, жизнь в дружине "Комсомольская" закипела. Саша организовал на площади дружины "тумбу гласности", на которой вывешивались стенгазеты.
Сам он стал давать мастер-классы о творческом подходе в создании стенгазет. Вспомнил про свою школьную стенгазету "От фонаря" и стал её воспроизводить в виде картонного уличного светильника или некоторых других элементов экстерьера. Также он организовал работу редакции радио-выпусков, которые транслировались на весь лагерь по радиоузлу.
Кроме этого, все старшеклассники, которые имели отношение к стенгазетам, или ходили в своём городе в школу юного журналиста, или вообще хотели в будущем поступить на журфак и связать свою жизнь с журналистикой, стали приходить на Сашины семинары, посвящённые работе СМИ. Из самых активных участников семинаров он и стал формировать будущее детско-юношеское информационное агентство.
Работа кипела. На Сашины семинары приходили сотни старшеклассников, большинство из которых хотели принять участие в работе детского информационного агентства. Многие подростки не просто зажглись этой идеей, но и захотели связать свою жизнь с журналистикой.
Похоже, что Саша весьма неплохо справлялся со своими обязанностями. Но на всякий случай, чтобы проконтролировать всё это и для того, чтобы может быть немного Саше морально помочь, Владимир Яковлевич отправил на неделю в лагерь Юлю. Она охотно согласилась, когда папа предложил ей немного развеяться на море.
Когда Саша увидел в лагере Юлю, он был крайне удивлён и даже немного взволнован, от чего выражение его лица стало серьёзным и задумчивым.
- Ну как у тебя тут дела, Саша? - спросила Юля, широко улыбнувшись. - Что, не ожидал меня здесь увидеть?
- Всё хорошо, Юля, спасибо, - стал отвечать Саша, всё ещё немного волнуясь. - Всё идёт так, как и задумывалось, по плану. А как ты тут оказалась? Это просто такой сюрприз. Никак не ожидал, что ты тут можешь появиться.
- Саша, ты что не рад меня видеть? - спросила Юля, глядя ему в глаза.
- Я рад, Юля. Просто было очень неожиданно.
- Ну что неожиданного. Папа переживает за тебя. Хочет знать, всё ли у тебя получается. Вот и прислал меня, чтобы я посмотрела, как тут всё продвигается. Это же и его дело тоже. Ну заодно развеюсь тут, отдохну на море несколько дней.
- Понятно, - улыбнулся наконец Саша. - Я действительно рад тебя здесь видеть.
- И я рада слышать, что у тебя всё тут проходит так, как и задумано. Ладно, я пока схожу в корпус. Расскажешь мне потом подробно, что тут происходит. Увидимся позже.
- Увидимся, Юля.
Юля пошла в сторону вожатского корпуса. Саша всё ещё боролся с небольшим волнением. Он стал продумывать тактику своего поведения по отношению к ней и заранее готовился к тому, как и что он будет говорить ей в том или ином случае. А как потом быть с Машей? Сказать ли ей по приезде домой о том, что Юля была в лагере? Если она об этом узнает... Саша даже думать об этом не хотел, о том, что будет, если Маша узнает о Юлином приезде в лагерь.
После обеда Юля смотрела за всем, что делал Саша. За его мастер-классом, семинаром, заседанием рабочей группы детского информагентства. Вечером после ужина она предложила ему прогуляться с ней вдоль побережья, чтобы он рассказал ей в подробностях о том, что это вообще был за сбор такой, и чем все старшеклассники на нём занимались.
Был приятный тёплый вечер. Юля и Саша медленно брели по побережью вдоль длинного песчаного пляжа. Саша рассказывал о цели всесоюзного сбора старшеклассников. Самых талантливых и творчески одарённых школьников со всей страны собрали в одном месте, чтобы через множество творческих лабораторий, в которых они могли бы принять самое активное участие, можно было бы найти решения разных проблем связанных с молодёжью.
Саша рассказывал подробно о том, как он видел работку детско-юношеского информационного агентства. Он вообще старался рассказывать Юле о жизни лагеря как можно больше и как можно подробнее, чтобы все разговоры с ней не выходили за рамки идеи сбора и детских СМИ.
Он старательно избегал разговоры на любые другие темы, кроме тех, что касались жизни лагеря. А событий в лагере было очень много. Это и экономическая игра "День капитализма", когда сотням старшеклассников давали игровую валюту под названием "блямзик", на которую можно было заняться какой-нибудь бизнес моделью, почувствовать себя предпринимателем.
Был "День Древней Греции", когда дружину поделили на несколько команд под названиями древнегреческих государств, и проводились своего рода Олимпийские игры. В этот день все заматывались в простыню и так и ходили, как древние греки или римляне.
Было много других дней - английского языка, авторской песни, день смеха. Жизнь в лагере была очень насыщенной. Саша мог рассказывать об этой жизни часами. Юле всё это было чрезвычайно интересно, и она всё внимательно слушала. Саша увлекал Юлю такими беседами до самой Юлиной комнаты в вожатском корпусе, после чего желал ей спокойной ночи и шёл спать.
Через два дня после Юлиного приезда был трехдневный поход по одному из туристических маршрутов всесоюзной категории в горах Адыгейской Автономной области Краснодарского края. Саша и Юля тоже отправились в поход. Саша переложил часть Юлиного груза из её рюкзака в свой. Он был замыкающим очень большой группы детей и вожатых. Юля шла рядом.
Саша часто давал ей руку для преодоления несложных природных препятствий. Но даже в таком случае он пытался занудствовать своими разговорами о молодёжи и своём будущем агентстве. Также Саша договаривался с ребятами, чтобы спать вместе с ними в одной палатке, дабы случайно не оказаться в одной палатке с Юлей.
После того, как они вернулись из похода, у Юли было ещё пару дней до её отъезда из лагеря. Вечером после ужина они снова прогуливались вдоль моря. Казалось, что Саша рассказал ей всё, что мог и уже просто выдавливал из себя разговоры на молодёжную и лагерную тематику, а также на тему того, что касалось детских СМИ.
Лунный вечер был необычайно красив. Спокойное море блестело под звёздным небом и полной луной на нём. Было очень тепло. Юля предложила искупаться в море. Отказать ей в этом Саша не мог. Он понимал, что Юля не упустит возможности искупаться в такой дивный тёплый вечер и в таком чудном месте. Саша предложил ей выйти немного за территорию лагеря, так как в лагере в такое время и купаться запрещено, да и делать это можно было только в присутствие инструкторов.
Они вышли за территорию лагеря и нашли небольшой пляж. На нем было несколько взрослых любителей поплавать в море в вечернее время. Юля с Сашей покупались немного и стали возвращаться по побережью моря в сторону вожатского корпуса. Песчаная полоса на территории лагеря была пустой. Старшеклассники, участники сбора, находились в своих жилищах на бетонных палубах недалеко от моря и готовились ко сну. Юля остановилась.
- Саша, я хочу обнять тебя по дружески. Помнишь, как это был на факультете?
У Саши бешено заколотилось сердце. Ему бы сказать "нет, это плохая идея". Но он не понимал, как ему поступать. Мысли его путались. Голова ничего не соображала.
- Хорошо, - наконец тихо выдавил он из себя.
Юля знала, что Саша к ней сам бы не приблизился, и поэтому она сделала к нему два коротких шага и заключила его в свои объятия. Саша думал, что его сердце сейчас выскочит из груди. Волнение охватило его целиком. Он пытался успокоиться.
Ему казалось, что пусть лучше он так немного с ней постоит, чем если она будет продолжать следовать своему порыву. В какой-то момент её щека скользнула по его. Всё произошло очень быстро. Саша не успел ничего понять. Своими устами он почувствовал её влажные губы, но не стал резко отстранять её от себя. Подождал несколько секунд, и после этого деликатно оторвал её от себя, отвернув свою голову в сторону.
- Довольно, Юля, твои дружеские объятия затянулись. И они не такие, какие были там, на факультете.
- Прости, Саша, если что не так. А что это у тебя?
- Где?
- В нагрудном кармане. Что-то царапается.
- Это блокнот.
Юля замолчала на какое-то время. Выпустила Сашу из своих рук. Подумала о чём-то.
- Это тот самый блокнот?
- Да.
- Покажи мне его.
Саша достал блокнот и дал его Юле. Юля открыла блокнот и начала его изучать. Света полной луны было достаточно для того, чтобы было видно, что в нём было написано. Юля прочла "Спасибо, Маша!".
- Этот блокнот тебе дала Маша?
- Да, - спокойно ответил Саша, - В качестве моего оберега.
- Ладно, пойдём в корпус. Поздно уже, - сказала Юля.
По её щекам вдруг потекли слёзы. Пока они шли в сторону корпуса, она продолжала рассматривать блокнот, трогая пальцем отверстие и выемку в монете.
- Это что за ребята? Они все погибли? - спросила Юля, глядя на Сашины записи.
- Это все кого я знал, кто был со мной в учебке, служил со мной. Некоторых из них нет в живых.
- И много было таких случаев?
- Много ли было засад?
- Ну я не знаю, что вы там делали. Ну наверное засад.
- Мы в основном в засадах сидели. Всего за несколько месяцев было пять засад. Та, о которой написали в газете, для меня оказалась самой неудачной, но тогда кроме меня никто не пострадал. В остальных четырёх засадах, в которых я был, я находился в самой надёжной позиции. Мне ничего не прилетело, но некоторым ребятам и офицерам не повело.
- Ой, Саша, всё, хватит об этом. Тяжело всё это слушать, - сказала Юля вернув Саше его блокнот. - Саша, ты прости меня. Я не хотела сделать тебе ничего такого. Считай, что это были дружеские объятия и поцелуй.
- Юля, - улыбнулся впервые Саша, - если это были дружеские объятия и поцелуй, то почему ты просишь прощения? Хочется у тебя спросить. Ты довольна теперь этими дружескими объятиями и поцелуем? Мне не нужно ничего другого брать себе в голову?
- Всё нормально, Саша. Не бери ничего в голову. Тебе не о чем беспокоиться. У тебя вон, оберег какой есть. Я аж сразу пришла в себя, и всё моя романтика сошла на нет. Спасибо, что хоть не оттолкнул меня.
Так они дошли до вожатского корпуса. Саша проводил Юлю до её этажа и пожелал ей спокойной ночи. На следующий день Юля сказала, что расскажет папе очень подробно о том, как у него шли в лагере дела, и о том, что у него всё получается как нельзя лучше. Потом она попрощалась с Сашей и уехала домой.
Ещё через неделю Саша тоже вернулся домой. Маша его очень долго обнимала и целовала. Соскучилась очень. Саша думал, что он ни в коем случае не может рассказать ей о том, что в лагерь приезжала Юля.
Остаток лета Маша и Саша провели вместе. Саша потихоньку писал одну развёрнутую статью и несколько статей поменьше о всесоюзном сборе старшеклассников во всероссийском лагере "Орлёнок". Одного этого события хватало на целую серию статей о сборе, проблемах молодежи и новой стратегии работы детских и молодёжных СМИ.
Также Саша занимался организацией будущего детско-юношеского информагентства. У него была большая записная книжка с адресами старшеклассников со всей страны, с кем ему нужно будет вести переписку. Все эти ребята должны будут представлять информагентство на местах, в своих республиках, областях и городах.
Так и закончилось лето 1990-года, и для Саши начался третий курс. Маша перешла на пятый курс, но ей предстояло проучиться ещё два года, так как студенты медицинских институтов учились шесть лет.
(продолжение следует)