«Каждая идея приводит к особого рода порядку. Таким образом, мы должны ясно представлять принципы этого порядка и четко их сформулировать. Долгий путь от исходного материала через определение функции к творческой работе над формой имеет только одну цель: создать порядок в отчаянной неразберихе нашего времени»
Людвиг Мис ван дер Роэ принадлежит к числу самых известных архитекторов мира. У его архитектуры узнаваемый стиль: высотное здание из стекла и металла. Такой тип был широко растиражирован последователями мастера, но он настолько удобен и прост, что не потерял актуальности и сегодня.
Ван дер Роэ родился 27 марта 1886 года в Аахене — немецком городе на границе с Голландией. Он был младшим, пятым ребенком в семье каменщика Якоба Миса и Амалии Роэ. Отец содержал свою небольшую мастерскую, где изготавливались мраморные надгробия, кухонные столешницы и каминные порталы из камня.
С 14 лет будущий архитектор работал в мастерской отца, где и познакомился с красотой камня. Тяжелая работа приучила к жесткой дисциплине, последовательности в работе, уважению к традиции. Далее Людвиг учился в ремесленной школе, одновременно подрабатывая чертежником.
В это время в архитектуре господствовала эклектика, то есть орнаменты и стили всех эпох были востребованы.
«Людовик XIV — до обеда, Ренессанс — после обеда», — шутил об этом архитектор.
В 1905 году Ван дер Роэ уехал в Берлин, где работал в бюро Бруно Пауля, одного из лучших в то время специалистов по архитектуре и оборудованию интерьеров.
Свой первый дом — дом Риля в Потсдаме — Людвиг построил, когда ему был всего 21 год. Он ничем не отличается от других частных домов тех лет и внешне выдержан в традициях местного строительства.
В 1908 году он стал работать под началом Питера Беренса. Тот был в числе первых архитекторов, начавших проектировать промышленные здания в соответствии с требованием времени. Он говорил:
«Искусство не должно больше рассматриваться как личное дело, служащее прихоти. Мы не хотим эстетики, которая находит свои законы в романтических мечтаниях, а стремимся к эстетике, все закономерности которой возникают из шумной жизни».
А жизнь, правда, была шумной и стремительной. Искусство предчувствовало грядущие глобальные изменения, что выразилось в появлении множества различных стилей.
Одним из таких явился модерн, который ясно продемонстрировал новые пути для развития архитектурной мысли. Мастера новых направлений ориентировались на изобразительное искусство (супрематизм, кубизм, футуризм) и вдохновлялись достижениями научно-технического прогресса (современнейшие строительные материалы, конструкции и технологии, рациональный подход к решению внутренних пространств, функциональность).
Они пытались выделить первоэлементы форм, отказались от исторических отсылок в облике здания и традиционных декоративных элементов, которые отражают причастность архитектуры к какой-либо социальной или национальной зоне. Стерильность и абстрактность форм нового стиля вывели его на универсальный, общемировой уровень, позволили легко интегрироваться практически в любую культуру, поэтому он получил название «интернациональный стиль». Именно в русле этого стиля будет развиваться зрелое творчество Людвига ван дер Роэ.
В 1907 году ван дер Роэ обучался в архитектурном бюро в Берлине, где в числе прочих обучались Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье – люди, изменившие облик архитектуры XX века. Роэ много перенял у своего учителя Беренса, но ему не нравилось ограниченное представление о проектировании. За время ученичества он также перенял отношение учителя к технике как части современной культуры, прямому источнику новой эстетики.
Интересно, что он так и не получил профильного архитектурного образования, но всему учился на практике и всегда очень много читал. Пока шло накопление знаний, Роэ выполнял частные заказы, строил дома в богатых пригородах Берлина. Он активно взаимодействовал с другими новаторами в архитектуре. Свои собственные идеи дер Роэ воплощает в серии проектов. Особенного внимания заслуживают три проекта: во-первых, потому что в них ясно видны ключевые точки в формировании творческого стиля мастера, а во-вторых, они представляют собой манифест новой европейской архитектуры. Это стеклянный небоскреб 1921 года, кирпичный и бетонный дома, 1921–1923 годов.
Стеклянное административное здание на Фридрихштрассе являет собой сооружение из трех симметричных башен с острыми углами, с планом в виде трехчастного кленового листа, где центр — транспортное ядро. Однако новизна этого проекта в другом: это была одна из попыток исследовать стекло как новый строительный материал.
«Я решил, что форма призмы наилучшим образом подходит для треугольной строительной площадки. Я разместил стеклянные стены под такими острыми углами, чтобы разрушить монотонность огромной стеклянной поверхности. Работая с реальными стеклянными моделями, я обнаружил, что важной является игра отражений, а не эффекты света и тени, как в обычных зданиях. При сплошном остеклении нет нужды использовать обычные оконные конструкции, так как нет стены как таковой».
Архитектор считал, что стекло — это «кожа», а каркас — это «кости». Так он создал свою архитектуру «кожи и костей».
Другими важными проектами стали два сельских дома: из железобетона и из кирпича. В них он использует супрематическую идею так называемого свободного плана, открывшего перед ним широчайшие композиционные возможности. Эти ранние проекты содержат в себе главные принципы архитектурного мышления Миса ван дер Роэ: свободный план, каркасное строительство (архитектура «кожи и костей») и внимание к материалу.
Дом Ланге и дом Эстер 1930 года — виллы, основанные на проекте кирпичного дома 1923 года. Стена уже не рассматривается как подчиненный элемент замкнутой со всех сторон коробки здания — она приобретает самостоятельное значение, выведена за пределы внутреннего пространства, связывая его с окружающей средой. Вместо отдельных, вставленных в стены окон применены сплошные остекленные поверхности, контрастирующие с глухими участками стен. Авангардисты — современники Миса ван дер Роэ стремились делать стены гладкими и таким образом подчеркивали их геометрию. В отличие от коллег наш герой оставался приверженцем выразительности натуральных материалов, в данном случае кирпича, видя в нем носителя структуры. Мис лично занимался отбором каждой партии кирпичей, чтобы они не отличались по цвету, ведь «сооружение — это единое целое от вершины до подножия, а его мельчайшие детали выражают те же идеи…» или «бог — в деталях!».
Архитектор принимал активное участие в авангардном движении в Германии. Для того чтобы продемонстрировать широкой публике преимущества новых материалов и возможностей строительства, и даже шире — «нового образа жизни», в рамках выставки «Современная квартира» был построен образцовый поселок Вайсенхоф. Рож руководил проектом, в создании которого участвовали молодые архитекторы- Бруно Таут, Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Ганс Шарун, а также представители старшего поколения Питер Беренс и Ганс Пёльциг. Всего поселок строили и оформляли 17 архитекторов и 55 дизайнеров интерьеров из пяти европейских стран.
Этот поселок был не только демонстрацией передовых архитектурных идей 1920-х годов, но еще и следствием глобальности и близости различных направлений современного движения. Создатель генерального плана поселка и руководитель всего проекта Роэ отказался от того, чтобы устанавливать жесткую программу, обеспечивая каждому как можно больше свободы для выражения своих идей.
Например, здание Ле Корбюзье иллюстрировало его тезис «дом — машина для жилья», Вальтер Гропиус своим проектом хотел показать эффективность сбора целых домов в заводских условиях. Дом, построенный Мисом, представляет собой самый крупный жилой дом, состоящий из четырех секций и являющийся центральной точкой в плане всего поселка. Неподвижными в доме оставались только стены, разделяющие секции, лестничные клетки и санузлы. В квартирах возможно было менять планировку с помощью подвижных перегородок, что показывало, таким образом, преимущества мобильного пространства. После успеха Вайсенхофа, в 1929 году, Мис был избран для строительства павильона Германии на международной выставке в Барселоне.
Если на выставке в Германии архитектор продемонстрировал свои идеи применительно к утилитарному пространству, то павильон в Барселоне идеально воплощал концепцию «свободного плана» и наглядно объяснял тезис о «боге в деталях».
Несмотря на кризис, который охватил всю Европу, в 1930 году Мис строит в Брно (тогда Чехословакия) виллу для семьи известных чешских промышленников Тугендхатов.
В 1932 году он создает последнюю свою постройку в Германии — дом семьи Лемке. Главная уникальная особенность дома — две стеклянные стены, которые своей прозрачностью соединяют внутреннее пространство дома с природной средой своеобразного дворика.
В июне 1930 года Роэ заменил Ханнеса Мейера на посту директора школы «Баухауз», основанной архитектором Вальтером Гропиусом в 1919 году. «Баухауз» символизировал саму сущность современного дизайна и был очень левым по своим политическим настроениям. Мис пытался управлять школой, но ему это не удалось – нацисты скоро закрыли ее.
Несмотря на то, что свободное искусство в Германии оказалось под запретом, архитектор пытался остаться на родине. В 1933 году он участвует в конкурсе на здание Рейхсбанка, но его стиль был отвергнут как «не немецкий». С ожесточением режима он все-таки вынужден был уехать.
В 1938 году Роэ принял приглашение стать директором архитектурной школы Чикагского технологического института вооружений, который вскоре станет Иллинойским технологическим институтом. Впоследствии его назначили главным проектировщиком новых зданий и генерального плана университетской территории. Все его постройки сохранились здесь до сих пор, среди них Зал выпускников, часовня и настоящий шедевр — «Краун-холл», построенный для факультета архитектуры.
Также Роэ получил возможность создать свою систему образования архитекторов, соединив все лучшие достижения европейской авангардной школы и так называемой первой Чикагской школы конца XIX века. Его ученики стали работать в стиле, который считают второй Чикагской школой.
В этот период он развивал два типа зданий: первый — горизонтальный параллелепипед с нерасчлененным пространством, перекрытым без промежуточных опор, здание — хрустальный ларец, идущее от виллы Фарнсворт; второй — вертикальный параллелепипед, каркасное здание, образованное суммой равноценных ячеек, «упакованной» в единый объем прозрачными экранами навешенных на каркас стеклянных стен.
В это время архитектор находится на вершине славы. Он познакомился с известным чикагским доктором Эдит Фарнсворт и принимает ее предложение построить небольшой загородный дом на реке Фокс. Это здание является символом стиля архитектуры «кожи и костей», сооружением, ставшим олицетворением новой американской архитектуры.
Наверное, ни одно творение Роэ не вызвало столько споров. Постройка представляет собой предельно простую структуру из восьми стоек, которые держат две одинаковые по площади горизонтальные плоскости — потолок и подиум. При этом нижняя плоскость приподнята над землей на высоту в 1,6 метра, что создает эффект подвешенной стены, которая в данном случае сделана из стекла. Стойки, расставленные по периметру вытянутых сторон здания, не доходят до углов, оставляя их свободными, что усиливает эффект приподнятости всей конструкции.
К зданию примыкает третья плоскость — меньшая по площади терраса, опирающаяся на шесть невысоких стоек. Подиум, терраса и ступени отделаны травертином, а открытые металлические элементы после тщательной шлифовки швов выкрашены белой эмалью.
Внутреннее пространство никак не разграничено, только в центре выделено сантехническое ядро (душевая и туалет), скрытое фанерными стенами. Формы постройки как бы растворяются в окружающем ландшафте – так должны были, по мнению ван дер Роэ, соотноситься человеческое и Божественное: проникать друг в друга и дополнять, сохраняя свою изначальную сущность.
В профессиональной среде мнения разделились на «за» и «против» довольно радикально, однако вся эта шумиха только прибавила заказов архитектурному бюро Миса ван дер Роэ.
Первое высотное здание в США Роэ построил в 1949 году. Жилой комплекс «Промонтори» в Чикаго стал отправной точкой для второй важнейшей линии творческой деятельности Миса ван дер Роэ в Новом Свете — строительства высотных жилых и общественных зданий со сложной функциональной программой, выполненных из стекла и металла.
В 1951 году Мис возвел одно из самых значительных своих сооружений — жилой комплекс «Лейк-Шор-драйв, 860-880». Благодаря этому проекту американский интернациональный стиль распространился по всему миру. Несмотря на множество недостатков и неудобств, выявившихся после заселения жильцов, рождение символа состоялось.
В 1954 году Мис ван дер Роэ спроектировал здание, которое можно считать вершиной высотной модернистской архитектуры — «Сигрэм-билдинг» в Нью-Йорке. Здания жилого комплекса на Лэйк-Шор в Чикаго произвели впечатление на владельца фирмы «Бронфман и сыновья», производившей виски «Сигрэм». Фирма планировала открытие своей штаб-квартиры в Нью-Йорке. Соавтором проекта выступил американский архитектор Филип Джонсон, очень влиятельная фигура не только в американской архитектуре, но и один из теоретиков интернационального стиля. На небольшой квадратной в плане площадке, на знаменитой и престижной Парк-авеню, расположился невысокий по нью-йоркским меркам 38-этажный небоскреб высотой 157 метров. Однако он заметно выделяется среди других зданий Манхэттена.
Архитектор предложил простой прием: отодвинуть здание от красной линии метров на 20–30. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы открыть взгляду человека не нависающую стену небоскреба, а элегантный фасад с идеальными пропорциями и дорогими отделочными материалами, который предваряют два симметричных бассейна с фонтанами. Учитывая стоимость земли на Манхэттене и штраф за нерациональное использование строительного участка, эта небольшая площадь перед зданием едва ли не дороже всего строительства. Симметрия и строгое следование структурированной форме стали залогом успеха «черного кристалла», как назвали высотку критики. В структуре фасадов здания повторен метод, применявшийся в зданиях на Лейк-Шор-драйв, но здесь облицовка сделана не из стали, а из бронзы, а прозрачное стекло заменено затемненным дымчатым. Верхний объем небоскреба, выполненный в идеальном пропорциональном соотношении к основному объему, вообще «Сигрэм-билдинг». Нью-Йорк, США не застеклен и не имеет горизонтального членения, как бы венчая башню сплошным коробом, что усложняет композицию и придает ей большую выразительность. Благодаря вовсе не дешевым материалам внешней отделки здание выглядит торжественно. Отделка интерьеров подхватывает дорогостоящую элегантность фасадов — травертин, бронза, мозаики из разных видов натурального камня, обилие деревянных и стеклянных элементов.
Строительство «Сигрэм» закончилось, когда архитектору было уже 72 года, тогда же он оставил руководство архитектурным факультетом. Так и не получив высшего профессионального образования, он состоялся как один из самых выдающихся архитекторов своего времени. Небоскреб «Сигрэм», вилла Фарнсворт и «Краунхолл» воплотили основные принципы и его философию понимания архитектуры. Свою последнюю работу — здание Новой национальной галереи в Берлине он завершил в 1968 году.
Архитектор умер 17 августа 1969 года — через год после окончания строительства галереи, которое курировал лично. Видимая простота форм его зданий обманчива, уникальность каждого достигается тонко модулированными ритмами и нюансами деталей, которые трудно выделить. Приемы, выработанные архитектором, стали стереотипами массовой культуры, они освобождены от сложных подтекстов и более удобны для тиражирования, чем исходные образцы. Сам архитектор в одном из поздних интервью сказал:
«Моя концепция не выйдет из моды по двум причинам. Она прогрессивна, и она консервативна — в одно и то же время. Она прогрессивна, так как использует научные и технические достижения и основные возможности нашего времени. Она имеет научный характер, но она — не наука. Она использует технологические средства, но она — не технология. Она консервативна, так как сосредоточена не только на пользе, но связана и со смысловым значением, сосредоточена не только на функции, но и на выражении. Она консервативна, так как основана на вечных законах архитектуры: порядок, пространство, пропорции».
Если Вам понравилась статья, то не забудьте подписаться на наш канал в Дзене и в телеграмме))). Вас ждет еще много интересных статей)))
Другие статьи про архитекторов: