Найти тему
Вэй Баранова

Эффективное общение с клиентами на фрилансе

Оглавление

Клиенты, как и все люди, всегда разные. Некоторых мы обожаем, а с некоторыми даже не хотим разговаривать. И если работая в компании, общение с клиентами можно переложить на коллегу или отдал продаж, то на фрилансе с клиентами приходится общаться самому.

После шести лет на фрилансе, я уже могу определить «тип» клиента за несколько минут разговора и выбрать манеру, с которой буду к нему обращаться. Сегодня я хочу поделиться с вами своими лайфхаками эффективного общения с клиентами.

Хорошие vs. токсичные клиенты

Давайте честно, общаться с хорошими и позитивными клиентами просто. Они, как правило, знают, чего хотят, прислушиваются к вашему мнению, доверяют вам, да и просто уважают вас как профессионала и знатока своего дела. Проблемы в общении начинаются, когда мы встречаем токсичных клиентов. У всех такие были, да? 😉

-2

Токсичность – это свойство не человека, а взаимоотношений, которые он выстраивает с окружающими. Часто токсичные люди просто не уверены в себе и страдают от личных проблем. С помощью неуместного поведения они стремятся обезопасить себя.

Типы токсичных клиентов

Для себя я выделяю примерно такие типы токсичных клиентов:

  • Всезнайки – уверены, что отлично во всем разбираются и способны сделать любую работу лучше вас.
  • Недовольные – им не нравится ни один вариант дизайна, и сами не знают, чего хотят.
  • Вежливые надоеды – очень вежливы, но чересчур дотошны.
  • Переменчивые натуры – постоянно хотят изменений в проекте.
  • Выскочки – контролируют всё и вся.
  • Скупердяи – уверены, что работа столько не стоит, при любом удобном случае просят скидку.
  • Бойцы – агрессивны в переговорах и стремятся постоять за свои интересы.

Хочешь попробовать себя в 3D, но не знаешь, с чего начать? Зарегистрируйся на наш авторский мини-курс по 3D-моделированию ювелирных украшений! Всего за 7 коротких уроков ты создашь свою первую 3D-модель, без нудной теории и сложной практики. Все подробности здесь.

Правила эффективного общения с клиентами

Что же делать, если вам попался один из таких клиентов? Точно НЕ нужно раздражаться, это еще никому не помогало.

Установите правила заранее. Заказчик не умеет читать мысли и не знает, что для вас приемлемо, а что нет.

-3
  • Установите правила общения. Например, если вы не работаете по выходным и после 18:00, сообщите об этом клиенту и попросите не писать/не звонить в это время.
  • Установите общие сроки выполнения проекта, чтобы ваш заказ не тянулся полгода по вине токсичного заказчика.
  • Заранее договоритесь, сколько раз проект можно менять, сколько раундов изменений и замечаний вы готовы сделать. Например, одно изменение может быть бесплатным, последующие 2 платными, а больше трех изменений вы вообще не делаете.

Объясняйте всё четко. Иногда клиент действительно ничего не понимает в вашей сфере, и ему нужно просто всё терпеливо объяснить.

  • Иногда клиент хочет невозможного. Например, кольцо с очень тонкими деталями. Клиент не знает, что такое кольцо просто погнется при носке в тот же день. В таких случаях, объясняйте, почему его идея не сработает и предлагайте ваше видение проекта.
  • Распишите детально, из чего складывается стоимость проекта, чтобы клиенту было понятно, за что он платит, и у него возникало меньше возражений в отношении финансового вопроса.

Играйте на опережение

  • Предвосхищайте ожидания, попытавшись разобраться какой клиент по натуре. Например, если он любит всё контролировать, держите его в курсе дел с помощью ежедневных отчетов.
  • Имейте в запасе несколько дополнительных услуг, которые вы можете предложить клиенту в качестве бесплатного бонуса. И вам не сложно, и ему приятно.

Будьте умнее

-4
  • Фиксируйте договоренности в письменном или аудио-/видео- формате во избежание спорных ситуаций. По своему опыту скажу, что лучше текстом фиксировать техническое задание: для тебя сразу же будет готовый чек-лист, и ты не будешь переслушивать по 100500 аудио в чате, чтобы найти нужный комментарий по заказу. Даже с хорошими клиентами иногда возникают недопонимания.
  • Меняйте тему разговора, если обсуждение зашло в тупик. Например, если клиент зациклен на негативном вопросе, скажите, что сделали всё, что в ваших силах, и плавно переведите разговор на тему положительных результатов.
  • Сохраняйте терпение – ваша неизменная вежливость и дружелюбие введут в ступор даже самых агрессивных заказчиков.
  • Будьте твердыми, не позволяйте собой манипулировать. Вы можете сделать что-то в угоду клиенту, но никогда в ущерб собственным интересам. Не нужно идти на поводу у клиента только чтобы его удержать.

Ну, и главное:

  • Учитесь говорить «нет», если условия работы вас не устраивают. Даже если вы новичок, вы не обязаны делать сложную 3D-модель ювелирного изделия за копейки. Имейте уважение к своему труду и не соглашайтесь на откровенно наглые условия.
  • Если вы уверены, что не поладите с заказчиком ни при каких условиях, просто откажитесь от сотрудничества. Или поставьте очень высокий ценник, чтобы отстал))

Нет, я не предлагаю отказываться от каждого клиента, который вам кажется немного капризным. Но иногда в глубине души вы точно знаете, что от этого клиента и его проекта будет больше проблем, чем прибыли. Намного больше. И в этом случае я советую просто отказаться от сотрудничества с этим клиентом и потратить свое время на более интересный и выгодный проект.

Еще больше про общение с клиентами и как их удержать я рассказываю на Челлендже по заработку. Программа здесь, а все вопросы можете задавать мне в WhatsApp.

Эффективное общение с клиентами – это один из самых важных навыков для вас на фрилансе. Он позволяет понимать потребности и ожидания заказчиков, устранять возражения и конфликты, а также повышать свою репутацию и доход. Надеюсь, мои советы помогут вам получить еще больше заказов и повысить свой доход 😉

В нашей школе Way5D вы можете пройти обучение 3D-моделированию ювелирных украшений любого уровня. А если вы не уверены, подходит ли вам 3D-моделирование, вы всегда можете связаться со мной для бесплатной консультации по WhatsApp.

Я Вэй Баранова, основатель школы Way5D. Имею опыт в 3D-моделировании и ювелирном деле более 7 лет, и владею двумя студиями 3D-моделирования со средним чеком 150 тыс руб с одного клиента. Я уже обучила более 25 потоков курса по 3D-моделированию ювелирных украшений, жду и тебя в нашей школе!

Больше обо мне и школе Way5D в соц.сетях:

Инстаграм
Телеграм канал
Паблик ВК
Личная страница ВК
WhatsApp
Личный Телеграм
YouTube канал