Реальным «старикам» из поющей эскадрильи, ставшей коллективным прообразом в фильме «в бой идут одни старики», было чуть за 20...
Маэстро в жизни и на экране
партнёр материала – журнал Министерства обороны Российской Федерации «Армейский Сборник»
Всегда был весьма благодарен своей профессии за ее щедрость на встречи с удивительными людьми. С Виталием Ивановичем Попковым я познакомился по заданию редакции, чтобы подготовить материал ко Дню Победы о прославленном фронтовом летчике. Он еще капитаном в особой шеренге Героев прошел по Красной площади 24 июня 1945-го, а через три дня был удостоен второй «Золотой Звезды».
Из поколения победителей
Генерал-полковник авиации, почетный гражданин тринадцати городов мира, заслуженный летчик, доктор технических наук, академик — это лишь малый перечень регалий легендарного аса, за которыми жизнь неординарного человека. Его фронтовая биография от сержанта до капитана с 475 боевыми вылетами, 117 воздушными боями, лично сбитыми 42 вражескими самолетами увековечена надписью на памятной плите в Пентагоне в ряду лучших летчиков Второй мировой. И это при том, что во время войны в Корее, будучи заместителем командира авиадивизии, Виталий Попков сбил три американских истребителя и с группой своих истребителей вынудил сесть на полосу морского отлива стратегический бомбардировщик Б-29 с секретной бортовой аппаратурой.
После войны Виталий Иванович осваивал новую летную технику, служил в Главной инспекции Министерства обороны, преподавал в военной академии имени Н.Е. Жуковского. После той встречи наши беседы накануне Дня Победы стали традиционными, пополняя мои журналистские записи новыми яркими эпизодами биографии легендарного летчика-истребителя. И на правах младшего товарища я обиделся на Виталия Ивановича, когда на одном из мероприятий в доме кино узнал, что он послужил прототипом знаменитого героя фильма «В бой идут одни старики» — комэска капитана Титаренко. Скромность в нем, конечно, всегда была заметна, но не до такой же степени!
— Ладно, скажу по секрету: Кузнечик — тоже из моей биографии, — со своей «фирменной» добрейшей улыбкой предложил тогда мировую Виталий Иванович и поведал мне всю свою киноисторию.
Их знакомство с Леонидом Быковым началось в Южной группе войск на территории Венгрии. На День авиации в полк пригласили артистов и отдыхавшего на Балатоне генерала Попкова. Леонид Быков очень заинтересовался историей части, пошел в музей авиаполка, где и узнал о поющей эскадрилье.
Командир части тогда и представил ему Виталия Ивановича: «А вот вам и сам командир той музыкальной эскадрильи». Первым вопросом Леонида Быкова после знакомства был: «Вы в Краматорске во время войны бывали?» «Воевал в тех краях», — ответил генерал. Оказалось, в 1944 году они встречались в Донбассе, где после боев летчики давали самодеятельный концерт, в котором участвовал и хор местных мальчишек. Вот солист по имени Еся запомнился капитану Попкову, и он узнал его в известном певце Кобзоне, который тоже выступал в том праздничном концерте в авиаполку, а худощавого Леню вспомнить не смог. Но фамилия привлекла сразу — был у Попкова в эскадрилье друг, сержант Коля Быков.
За рюмкой доброго венгерского вина, располагающего к теплому общению, Леонид Быков разоткровенничался и рассказал Виталию Ивановичу о своей мечте стать летчиком, и как дважды не прошел в авиаучилище по здоровью. Молодой режиссер подробно расспрашивал об эскадрилье, о летчиках, о деталях фронтовой жизни. И тут же загорелся идеей снять обо всем этом фильм. Правда, кинокартина снималась уже без участия Виталия Попкова, он в ту пору служил за границей. Но военных консультантов он Быкову «сосватал» весьма компетентных — ветеранов своего прославленного 5-го гвардейского истребительного авиаполка.
За каждым образом — реальный человек
Недавно, уже в который раз, с превеликим удовольствием посмотрев «В бой идут одни старики», убедился, как замечательно воплотилась встреча двух талантливых людей в настоящий кинопамятник эпохе и поколению победителей.
— Наши ребята узнавали однополчан в киноленте, — рассказывал мне Виталий Иванович. — Быков и его актеры очень талантливо изобразили реальных летчиков: Васю Кононова, который играл на трубе не хуже Эдди Рознера, остроумного Сережу Глинкина и скромнягу Женю Быковского, с девушками всегда краснеющего, а за пианино садился — само вдохновение! Узнаваем был и наш однополчанин из Узбекистана Куват Марисаев, влюбленный в Галю Туберелидзе, которую в фильме очень похоже сыграла Евгения Симонова. Как и в кино, они на войне погибли...
У эскадрильи капитана Попкова было две фронтовые легендарности: одиннадцать ее летчиков стали Героями Советского Союза. А еще — она была самым музыкальным подразделением фронтовых ВВС. Шефом эскадрильи стал сам Леонид Утесов, который подарил летчикам два самолета с надписью на борту «Веселые ребята», а к ним — четыре десятка пластинок со своими песнями, по которым поющая эскадрилья формировала себе репертуар. Виталий Иванович не без гордости вспоминал, как однажды в отпуске на концерте в саду «Эрмитаж» его пригласил подирижировать своим оркестром король эстрады Леонид Утесов, представив как маэстро джаза и воздушного боя.
Таких оваций, как тогда, Виталий Иванович припомнить больше не мог. Хотя на музыкальные полковые вечера летчиков с большой охотой приезжали благодарные слушатели из ближайших фронтовых частей, и на аплодисменты они не скупились. А комиссар полка ввел традицию: именинников части поздравлять музыкальным номером от Маэстро — такой позывной закрепился за Попковым после первого успешного выступления его самодеятельного ансамбля, а до этого в эфире его называли Ландыш.
В киносюжет легло немало реальных эпизодов из жизни аса-истребителя. К примеру, во время сдачи в полку зачетов на первый боевой вылет сержант Попков решил блеснуть лихостью: с короткого разбега — взлет свечкой, бочка и быстрое пике. У самой земли снова взмыл в высь. Пилоты новичка признали, а командир полка за финты отправил на губу, а потом смягчился и заменил отсидку вечным дежурством по столовой, отстранив от полетов.
Другой эпизод — тоже из реальной службы. «Вечный дежурный» Попков ранним утром чистил картошку, чтобы жарехой порадовать улетевших на задание товарищей. Налетели «бомберы» с крестами. Сержант Попков взлетел на одной из машин вслед за командиром полка, в спешке по утру не успевшего надеть гимнастерку, и «завалил» свой первый фашистский самолет.
– Я бы, товарищ майор, еще больше их сбил, — ответил на поздравления командира Попков, — да вы своим исподним всех фрицев распугали.
Этот случай Леонид Быков тоже включил в свою картину.
Жизнь не сценарного формата
Был в сценарии и эпизод, реально произошедший с ведомым Виталия Попкова Александром Пчелкиным, который воевал отлично, но попал в немилость к замполиту полка. И к концу войны у него было всего три медали — за освобождение городов. После очередного подвига в начале Берлинской операции он предстал пред очами командующего фронтом маршала Ивана Конева, который спросил летчика:
— Сколько сбили самолетов?
— Шестнадцать.
— К званию Героя представлены?
— Не могу знать.
Конев спросил у командира полка — в чем тут дело? Тот ответил, дескать, документы где-то наверху затерялись.
— Не юлите, полковник, без моей подписи ни одно представление не уходит в Москву, — в голосе командующего сквозило раздражение. — Приказываю через два часа подготовить представление мне на подпись! А пока вы своей властью имеете право наградить этого летчика орденом Красной Звезды — вот и наградите! А вы, товарищ командир корпуса, можете дать храбрецу орден Красного Знамени, сделайте такое одолжение. И вы, Степан Акимович, — обратился маршал к комдиву генералу Красовскому, — не пожалейте для благого дела еще один орден Красного Знамени. Ну, а от меня лично, Пчелкин, примите за ваши подвиги орден Ленина.
Через несколько минут все четыре ордена были прикреплены к гимнастерке летчика, а через 10 дней Александр Пчелкин получил и звезду Героя. При всем своем оптимизме Леонид Быков очень сомневался, что эпизод этот войдет в фильм. И оказался прав. Его заменили эпизодом с торжественным вручением летчикам партийных билетов.
Вполне реальной в полку, где служил Маэстро, была и традиция беречь молодое пополнение. «Желторотикам» давали время налетать опыт. А в бой шли «старики», которым зачастую было чуть больше двадцати лет. Мне повезло еще при жизни Виталия Ивановича побывать на встрече их фронтовой эскадрильи, от которой тогда оставалось шесть человек. Из ветеранских воспоминаний и по братским взаимоотношениям было видно, что летчики Попкова были очень дружным и веселым авиабратством.
Из их дружеского искреннего общения было видно, что в бою и на земле они понимали друг друга без лишних слов. Столь же душевно в свободные минуты они щедро делились с товарищами своими музыкальными талантами.
Кстати, случай в боевых частях редчайший — Попков командовал эскадрильей в сержантском звании, и у него в подчинении были офицеры даже с майорскими звездами на погонах. Первое офицерское звание младшего лейтенанта он получил вместе с первой Золотой звездой Героя Советского Союза.
Состояние души — боец
Свои бойцовские качества Виталий Иванович проявил, когда съемочной группе Леонида Быкова отказали в авиатехнике. Генерал пошел вместе с режиссером к председателю ДОСААФ легендарному Александру Покрышкину. Тот прочитал сценарий, нашел в нем немало схожести со своей фронтовой биографией и распорядился передать киногруппе пять самолетов.
В другой раз, когда влиятельному чиновнику из украинского минкульта быковская киноистория о войне показалась опереточной и он отправил ее «на полку», Виталий Иванович с копией фильма дошел до маршала авиации Павла Кутахова, в ту пору Главкома ВВС, замминистра обороны, после чего капитан Титаренко и его летчики вышли на экраны страны.
Виталий Иванович обладал потрясающим чувством юмора и был замечательным рассказчиком. Не удивительно, что его воспоминания вдохновили Леонида Быкова. Вот как он не без самоиронии поведал об «обмытии» его бронзового бюста на Самотечной площади в Москве:
— На следующий день после торжественного открытия бюста пришли мы с автором «бронзы» Львом Кербелем в сквер, открыли коньяк и обнаружили, что стаканы позабыли. Вспомнил я фронтовую выдумку — выковыряли внутренность из половины закусочного огурца и разлили «обмывку». Только пригубили, как из под земли милиционер появился, дескать, нарушаете, товарищи… И планшетик свой готовит, чтобы протокол составить. А Кербель ему говорит: «Глянь-ка, сержант, на бюст и на этого нарушителя...» Постовой повернул голову и обомлел от удивления — Лева удивительной по тем временам схожести достиг. Растрогался солдат правопорядка и даже не отказался с нами по пол-огурчика выпить.
Маэстро и в преклонные годы оставался крепышом и душой ветеранских встреч. Но в начале двухтысячных Виталий Иванович стал жертвой безразличия и откровенной халатности водителя троллейбуса, который не заметил, что при выходе одна нога пожилого пассажира еще оставалась на ступеньке, и, закрыв двери, дал ход машине, протащив ветерана по асфальту с десяток метров.
Виталий Иванович получил тяжелейшие переломы обеих ног. Таких травм он не получил даже на войне, где его самолет дважды сбивали. И это хорошо, что в ту пору рядом оказалась сильнейший специалист по профессиональным заболеваниям летчиков опытный врач доктор медицины Нина Михайловна Вершинина, которая стала его спутницей жизни и еще девять лет помогала преодолевать тяжелые последствия травм.
«Будем жить!» — эти последние слова летчика Сергея Скворцова, героя бессмертного фильма Леонида Быкова, направившего свой горящий самолет на врага, венчают могильный памятник замечательного человека и знаменитого аса Виталия Попкова на Новодевичьем кладбище. Они поднимают его к высотам памяти поколений и как реального героя войны, командира поющей эскадрильи, и как прообраз ставшего классикой кинематографа капитана Титаренко.
В. СОСНИЦКИЙ, ведущий корреспондент
Фото: wikipedia.org, waralbum.ru
© АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №04 2024
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!