Всем доброго времени суток!!!
Вот на такой станции которую я видел в первый раз и предстояло мне нести боевое дежурство.
В бригаде 3 дивизиона было, и по очереди по 30 дней каждый дивизион нес БД.
Дня за три до заступления, началась подготовка. И проходила она так, механик-водитель проверял все своё хозяйство, масло, салярку, и так далее, понятно что всё и так было в порядке, но всегда как в дорогу так надо проверить, по национальности Казах, фамилий не буду называть уж извините, может людям это будет не приятно что их упоминают. Мы с Серегой зам.нач станции и снач.станции которого мы про себя называли Гарик, отправились к Гарику домой да вот так вот и делали каждый день по несколько ходок из дома и на станцию 3 дня. Гарик был женат детей у него не было, или может были, но у дедушек с бабушками, то мне не ведомо. И вот он нас так сказать любил как своих родных братьев. И таскали мы стратегический запас, картошку, тушёнку, сгущенку, чай, печенье, конфеты. Я офигевал думал он там с нами весь месяц будет там и это всё ему. Ну я же тогда не знал всего. А как оказалось всё это, предназначалось нам экипажу станции. Не подумайте еда на дежурстве хорошая, а это вечерком чаю попить или картошки натушить по домашнему, и кастрюли и чашки ложки кружки всё на станции было, как и плитка. Гарик заботливый был, дай бог ему здоровья надеюсь он еще жив и здоров, но после службы найти я его не смог. Он уволился чуть раньше чем я. Говорил устал я мотаться уже хочу определенности, и ему присвоили уже капитана он дождавшись увольнительной, все таки уволился, не так просто все было он этого ждал полгода. Это на заводе написал заявление и свободен, в армии не так, рапорт в Москву там рассмотрят еще могли и отказать.
И вот загрузили мы тапчан (короб в главном отсеке на нем же и сидели во время дежурства) продуктами, и настал тот день выезжать.
Смена дивизионов проходила таким образом дивизион который стоит, проводит утренний контроль функционирование станции(проверяет работоспособность, это делается дважды в сутки). Станция наша в отличие от других стоит на пригорке высотой метра три, и после проверки они отстегивают кабеля все, сворачивают станцию и съезжают с горки. И мы загоняем свою станцию. Но они не уезжают с позиции, а разворачивают станцию внизу, а мы наверху начинаем подключение, и развертывания станции. Вот так она выглядит в свернутом виде.
И вот так они внизу уже как дублеры несут дежурство пока мы не развернемся.
Ах да упустил я момент, от части до позиции порядка 6-7 километров. Что расчет механик, 3 оператора, нац.станции грузимся все в кабину ох и роскошный там диван))) И выдвигаемся в составе колонны на позицию. Станция наша во главе колонны, потому как самая медленно набирающая скорость, ну видимо что другие не горцевали, а такое было и во время моей службы когда пушка ушла в солончак, но об этом расскажу в другой раз. И движемся на позицию, и да все это не быстро, где-то час, выгнать технику с боксов, затем за территорию части и до позиции.
И уже часам к шести вечера это время вечерней проверки контроля функционирования мы развернув и подключив станции, заступаем на БД, соответственно и другие станции это СНР станция наведения ракет, и пусковые установки их 2, тоже уже развернуты и подключены все к КП(командному пункту). Это и связь, и по рациям идет проверка, одним словом всего дивизиона, а там и ПЭСы передвижные электростанции, это кунг прицеп с котором стоит двигатель ЗМЗ-402 ну поняли как на волге газ 24, он то и крутит генератор. Да так-то все станции работают и автономно на своих генераторах, а это как резервное питание.
Так выглядит СНР.
Вот так пусковые.
Еще машина связи КШМ на базе газ 66, ну и позже через полгода в комплекс еще добавят кабину управление на 3 уралах с камазовскими двигателями. Но об этом позже.
От так провели всю проверку вся суматоха заканчивается, и дивизион, что стоял отправляется в часть так же колонной, а у нас впереди 30 дней дежурства.
Да не упомянул про прием пищи. Но мы заступали когда то не ходили на завтрак, обед, только на ужин, не потому что так принято или еще что. Просто в работе не замечаешь, ответственность ведь охрана границы надо развернуться, это уже обычное дело было. А заступили мы как это не странно 28 декабря, а вот когда уже развернулись, проверились, все заработало тут уже и на ужин, поочередно. Первоначально казарма было от самой позиции. Скажем так от станции где-то в метрах семистах, следующее дежурство когда заступим казарма уже будет чуть ли не подстанцией, как раз её достраивали. Что на станции остался механик водитель и оператор Серега, а со вторым оператором то же Серегой мы отправились в казарму, ну, то есть я отслужил полгода, второй год и первый полтора года уже дембель. Но и это дежурство он отстоял всего 1 ночью смену, он был писарем в штабе дивизиона. И все завалились спать, уснул моментально от усталости. И думаете это всё? О нет пом.нач станции сержант Серега и стоял первую ночь, что б нам выспаться хорошо, потом он обратно в часть, а мы дальше готовить станцию к боевому дежурству, и это не просто.
После завтрака мы заступили вдвоем так сказать сразу и началось первое это разогрев солярки с гудроном, и нанесения этого состава на гусеницы, проще говоря гудронирование гусениц, что б не ржавели. В каждый уступ, что б всё было черным, естественно все после запуска и утреней проверки станции, площадка была бетонированная, так и прошло 29 декабря за этим занятием, и плюс подкрашивания станции краской, где это было не обходимо.
А вот видите упустил еще момент, с трех сторон станции был каркас металлический, и от станции и на этот каркас маскировочную сетку натягивали и у каждого дивизиона она своя, для меня тоже было дико это, ну была бы одна одни от станции отцепили другие прицепили нет, разматывай каждый свои масксети. Это делали еще 28 декабря когда развернулись. И уже к вечерней проверке техники приехал Гарик, да развернулись, проверились в первый день и он уехал домой в офицерский городок. И тут то и началось моё обучение, последовательность запуска станции, проверка по осциллографам параметров питания, их 3 штуки было, на них ручки запускаешь станцию, потом ручки крутишь выравниваешь амплитуду луч по сетке, как он должен быть какими устами в каких параметрах, и дальше уже запуск каскадов антенны, всего их пять, но работали обычно на трех. Вот врать не буду потому как уже многое стерлось в памяти, смотрим картинку
Вот с этих излучателей сигнал подается на антенну и она его отправляет в пространство на 75 километров 3 каскада это высота 15 километров, ну а остальные еще мощнее до высоты в 30 километров, и получается диаметр который и видит станция 150 километров, высотой от 10 метров и до высоты в 15 км.
И вот за такими индикаторами кругового обзора мы и следим за целями.
Их 3 штуки. А дальше видите джойстик, если цель не отвечает на запрос свой чужой, то наводится маркер и жмется кнопка, цель маркируется сигнал идет на снр и та уже берет цель в захват и ведет её. Ну вот как-то так вкратце. И за все боевые дежурства маркировать реальные цели довелось только 3 раза. Расскажу об этом тоже в следующий раз.
Ладно вернемся, приехал Гарик началось моё обучение ведь стоять с вторым оператором нам поочереди, по 6 часов, и я должен уметь запустить станцию и настроить. Через буквально пару дней всё это я делал уже так, как будто я этим занимался всю жизнь. А дальше был пир, нагрели чаю, достали конфет и печенья сгущенки, и начался пир отметили так сказать заступление на БД. Вот такое оно начало первого боевого дежурства.
Начальник станции на дежурство прибывал только по тревоге и каждый день к вечерней проверки станции, у него был мотоцикл тулица,
На нем то он и гонял. Из офицеров на дежурстве каждый день только оперативный дежурный которые менялись заступая на сутки, это как правило комбаты батарей нашего дивизиона, начальник СНР и пусковых установок, а в дивизионе только СОЦ наша была одна, а батарей было 3 в каждой своя СНР, и по 2 пусковых. А все это на тот случай если война то все разом на позицию, а обычном дежурстве 1 снр и 2 пусковые. Так всё было ответственно взрослая жизнь, свои решения, ответственность ни кто нас не особо не контролировал, лишь ночью в ггс громко говорящая связь.
Оперативный проводил перекличку ночную, он у себя на пульту жмет кнопку в определённое время у нас позывной это номер станции 200, говорит двухсотый, ему отвечаешь двухсотый на связи, на этом все, дома уже после службы папа меня спрашивал чего ты по ночам кричишь двухсотый на связи. да и после бд в казарме месяц тоже ночная перекличка, тут можно сказать оперативный не вызовет сам на автомате по времени жмешь и отвечаешь типа. Да дремали ночью на смене иногда, это не возбранялось, когда уже с механиком поговорить не о чем было, всё надоедало. Главное это отвечать на ГГС, потому как если вдруг тревога, что б не проспал. 6 часов дежуришь потом 6 часов отдыхающая смена, ночью еще поспишь часов 5, а днем как то не спалось просто обычно, хотя это отдыхающая смена, торчали всё равно на станции, вот дремотой и добирали ночью. А механик водитель он один, так у него круглосуточное несение, помните говорил про диван в кабине шикарный, сидушка она через всю кабину широкая как диван, там то и стелил механик матрас постельное и спал. Уже потом когда казарму достроили и следующие дежурство ему было буквально минута прибежать по тревоге, то спал он в казарме, ведь турбина питания запускалась из кабины и это была его обязанность, но естественно это умели делать все.
А следующий рассказ будет о празднование нового года моего первого в армии да еще и на боевом дежурстве.
Всем Добра и Хорошего настроения.