Театр у Никитский ворот открыла для себя случайно и совсем недавно, хоть и слыша о нем как музыкальном и все планировала дойти до их “Капитанской дочки”, но первый раз попала по приглашению сообщества блогеров Москвы, на не репертуарный спектакль “Неформат” и задумалась посмотреть именно репертуарные спектакли, учитывая, что уж их звезду Игоря Скрипко знаю по мюзиклу “Вий” и он, как помнится, оставил неплохое впечатление, в спектакле Барщевского “Неформат”, где он, кстати, тоже хорош!
В январе этого года я дошла до “Истории лошади”, просто потому что даты были мне удобны, а оказалось, это их спектакль-хит и я даже попала на ввод в спектакль Марка Кондратьева. Впечатление спектакль оставил хорошее - очень качественная советская вещь, с новыми аранжировками и динамикой действа по сравнению со старой версией. Несмотря на это, в спектакле осталась философия и прекрасные монологи героев.
Однако, любой театр для меня начинается не с вешалки, а экскурсии по нему. Ведь, это дает в последующем понимание почему в этом театре именно такой репертуар, режиссер, актеры и пр..., ведь, история места оказывает большое влияние на это.
Начинала я свои походы по закулисью театров заграницей, так как там эта практика уже давно распространена, в Россию это пришло, как раз после акций “ночь театров” и сейчас у любого уважающего себя театра это в порядке вещей: пустить зрителям в святая святых!
Поэтому экскурсия в театр у Никитских ворот - было, лучшим предложением “как провести ночь в театре” этого года, из всего спектра возможных.
Экскурсия оказалась очень информативной охватывающей историю не только театра, но и самого здания, которое на протяжении не одного века, впитывало дух истории, чтобы после всех исторических пертрубаций, в нем поселился театр.
Предположительно здание постройки середины 18 века пережило многое и пожар Москвы 1812 года, великую октябрьскую революцию и даже Путч начала 90-х гг.
У здания было много владельцев из числа которых были незаурядные личности - от историка Бантыш-Каменского до владельца фарфоровой фабрики (Волокитинский фарфор) Миклашевского; молодая знать собирала революционные кружки, а перед октябрьской была редакция провокационной газеты.
Несмотря на то, что здание находилось всегда в эпицентре московских волнений, по большей части, в нем располагались мирные структуры. Здание было, до революции, музеем кустарных изделий, потом в нем располагались высшие женские курсы, хоровые курсы, после революции в одной части здания разместились коммунальные квартиры, а на втором этаже открылся один из первых кинотеатров Москвы «Унион». В 1939 его переименовали в «Кинотеатр повторного фильма» (что-то типа нынешнего провокатора-“Пионера”), где показывали "запрещенку не для всех".
Тут, конечно, возникает вопрос. А где же театр?
Отвечаю!
Театр - это не всегда здание и изначально это чья-то идея, которая потом обрастает “телом”. Таких примеров много и тот же театр Вахтангова был просто студией на базе МХТ им. Чехова, а теперь это самостоятельная единица с очень сильным репертуаром и составом артистов. Так же театр у Никитских ворот изначально был обычно студией, которую в 1982 году собрал предприимчивый Марк Розовский из непрофессиональных “артистов”.
Это было рискованно, ведь, Марк Григорьевич не профессиональный режиссер и ем пришлось буквально пробивать себе путь к независимости и признанию театрального сообщества столицы.
Судьба сводила его с сильными мира театра: Товстоноговым, Табаковы и пр.. Однако, будучи непрофессиональным режиссером, он не мог рассчитывать на бОльшее и даже первая версия “Истории лошади” числилась за Товстоноговым… Вероятно, чувствуя в себе потенциал и не смирившись со вторыми ролями в театральном мире Москвы, он как раз и решился на создание самодеятельного театра-студии.
Это стало удивительным феноменом в театральной среде да еще и быстро набирающий популярность. Все потому что Марк Григорьевич провел кастинг и выбирал в студию только самых одаренных врачей, все потому что студия была образована при Центральном Доме культуры медицинских работников. На кастинг пришло 200 человек, было отобрано 50 в число которых вошли, кстати, не только медики. И уже в 1983 году студия стала набрала силы и из непрофессиональных актеров-любителей стал формироваться студия-театр, днем рождения, которого стала дата премьеры первого спектакля «Доктор Чехов» по рассказам А. П. Чехова 27 марта 1983 года. Символично и то, что экскурсия была как раз в день рождения в день театра! В этом году ему исполнился 41 год!
Однако, долгое время самодеятельный театр Марка Розовского не имел собственной сцены и довольно долго студия ютилась в Центральном Доме культуры медицинских работников, где не было возможности играть каждый день, ведь, приходилось делить пространство с разными кружками и секциями при ДК.
Так бы театр-студия и продолжали свое медленное развитие и быть может дальше самодеятельности не пошло, но в конце 80-х театр-студия Марка Розовского попадает под эксперимент. Власти Москвы выбрали несколько студий самодеятельности, выделяют им площадку, но без финансовой поддержки властей - выплывете, продолжите жить, нет, увы…
Так с 1 января 1987 года театр-студия получил статус профессионального театра на полном хозрасчете, а площадкой стала коммунальная квартира № 8 в здании, в котором сейчас театр и размещается.
Старая сцена театра - ничто иное как бывшая кухня коммуналки, где театр отправился в профессиональное плавание наращивая репертуар и уже с 1 октября 1991 года ему был официально присвоен статус государственного.
Популярность театра росла, но еще 8 лет пришлось труппе ютиться на бывшей кухне коммуналки, пока в 1999 году, театру не предоставили все здание. Это был триумф! Театр уже вырос за рамки небольшой старой сцены и настала пора расширяться. Правда, не все так быстро как хотелось бы… Часть здания, отошедшая театру нуждалась в реконструкции, которая заняла еще 12 лет и, только в 2012 году обновленный театр открыл свои двери зрителю: теперь помимо маленькой старой сцены, была еще и новая большая с уютным и просторным фойе.
Это небольшое резюме об экскурсии в рамках которой, мы прогулялись по всему закулисью театра - заглянули в гримерки, репетиционные залы, посмотрели костюмерные и даже примерили головные уборы, зависнув в гримерке не на пару минут.
Бонусом стала встреча с молодым актером театра Иваном Арнгольд, который рассказал свой путь к актерской профессии, ответил на вопросы зрителей и раскрыл некоторые секреты закулисной жизни театра.
В завершении рассказа скажу, что театр у Никитских ворот музыкальный, репертуар очень разнообразный, труппа молодая, театр выпускает в год много премьер, в которых участвует очень много молодежи, которая не ждет своей очереди после старшего поколения, я постоянно вводится на главные роли. И да, именно поэтому театр не утрачивает дух студийности, который является тем самым perpetuum mobile, который дает толчок к экспериментам, которые высоко ценят постоянные и новые зрители.