Найти тему
Юрист в кармане

Недоступные авто станут еще недоступнее: "АвтоВАЗ" просит принять меры к вытеснению конкурентов с рынка

Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. Эти слова написаны более 150 лет назад, но остаются актуальными и по сей день, ведь у нас свой путь.

На днях вышла новость о том, что президент "АвтоВАЗа" предложил последовательно увеличить утилизационный сбор на ввозимые в Россию автомобили до 1 000 000 рублей.

Мотивировка убедительная - китайские автопроизводители проводят агрессивную экспансию на российский рынок, забирая львиную долю выручки, а отечественным производителям достаются убытки, не позволяющие активно развивать автопром в стране. Локализация производства отечественных машин составляет 99% и нужно стимулировать вложения иностранных производителей в открытие заводов на территории России и увеличение локализации уже собираемых моделей.

Вроде звучит благородно, но обратимся к цифрам.

За 2023 год "АвтоВАЗ" произвел 374 000 автомобилей. При этом продано было всего 200 000 автомобилей. Общий объем продаж автомобилей за 2023 год составил 975 000 машин.

Выходит доля "АвтоВАЗа" в общем объеме продаж составляет третью часть, но общая выручка при этом только 10% от общей выручки.

-2

Весь 2023 год я наблюдал удивительную картину, когда стоимость Лады Весты превышала стоимость Киа Рио и Хендей Солярис. Что уж говорить про китайские Lifan, Changan и JAC.

Удивительно как автомобили, уровень локализации производства которых составляет 99%, за которые не платятся таможенные пошлины за ввоз, не уплачивается утилизационный сбор в размере, установленном для юридических лиц - импортеров транспортных средств ввозимых для продажи на территории РФ, могут стоить столько же и даже дороже автомобилей, ввозимых из-за рубежа и облагаемых всеми перечисленными поборами.

Показателен пример автозавода "Москвич", собирающего машинокомплекты GAC и навешывающий шильдик отечественного автобренда. Стартовая цена на "Москвич 3" в 2023 году стартовала с отметки в 2 600 000 рублей. И автозавод худо-бедно держался за счет гос заказов. Но проработав год, оказался в кризисе и встал вопрос о банкротстве предприятия. В целях распродажи складских запасов и поправки дел автозавода цены снизили до 1 800 000. И вот чудо, машины стали раскупать. Потому что цены вдруг стали ближе к реальным рыночным и приблизились к психологической отметке, при которой потребители рассматривают не уродливый в общем-то автомобиль к покупке.

Интересен сам феномен утилизационного сбора. Изначально он вводился под мотивировкой защиты экологии и благополучия граждан. Но впоследствии он превратился в инструмент борьбы с конкурентами, заменив заградительные таможенные пошлины на ввозимые автомобили. Сейчас выгоднее всего ввозить автомобили для личного пользования, ведь в таком случае сумма утилизационного сбора составит совсем скромную сумму. А вот юридическим лицам, ввозящим автомобили для продажи на территории РФ приходится платить утилизационный сбор по страшно повышенной ставке, что существенно сказывается на конечной цене реализуемых в России автомобилей. И ведь директор "АвтоВАЗа" открыто заявил, для чего собственно используется утилизационный сбор.

Так может руководству "АвтоВАЗа" прежде чем заговаривать о повышении утилизационного сбора для начала снизить цены на свою продукцию, чтобы сделать ее более привлекательной для покупателя. Поработать над качеством автомобилей и их разнообразии. Сделать так, чтобы при прочих равных, потребитель не отдавал однозначного предпочтения иностранным брендам. А уже потом говорить о необходимости увеличения утилизационного сбора.

Решение уже принято (ставка утилизационного сбора будет увеличена с августа этого года) и в конечном счете измениться только доступность, а точнее недоступность автомобилей для граждан. А вот в многострадальном российском автопроме ничего позитивно не изменится.

В оправдание "АвтоВАЗа" могу сказать, что в этом году стоимость продукции "АвтоВАЗа" была существенно снижена, но все равно остается выше психологической отметки, при которой большинство отдадут предпочтения отечественному автобренду.

Понравилась статья, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.

Lada
208,9 тыс интересуются