Найти тему

Земли сельхоз назначения. ч.2

Полномочия проверяющих органов

С точки зрения инструментов осуществления земельного надзора, должностные лица (далее – инспекторы) имеют широкий спектр возможных источников получения информации в отношении проверяемого земельного участка (обширные базы данных, архивы данных, межведомственное взаимодействие с муниципальными властями, аэрофотосъёмка, натурный осмотр, использование технического оборудования и др.).

При этом инспекторы ограничены основаниями проведения проверочных мероприятий, которые могут осуществляться либо в рамках заранее установленного плана мероприятий, либо в соответствии с законодательно установленными «индикаторами» земельного участка, при наличии которых возможна внеплановая проверка.

Таким образом, инспекторы хоть и обладают широким набором инструментов для сбора максимального количества данных в отношении обследуемого земельного участка, но существенно ограничены в частоте проверок и основаниях их проведения.

Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путём проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством.

Из всех перечисленных выше способов осуществления надзора наиболее эффективным с точки зрения выявления правонарушений и одновременно самым опасным для землепользователей выступает административное обследование.

Порядок, сроки и иные особенности административного обследования едины для всех органов земельного надзора и их территориальных образований, утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений» (далее – Правила проведения административного обследования).

Административное обследование осуществляется должностными лицами самостоятельно, без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений.

При административном обследовании объектов земельных отношений проводится комплексное исследование информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, а также архивных фондах.

Перечень способов получения информации об обследуемом земельном участке является открытым, включает в себя, в числе прочего, использование дистанционных методов (аэрокосмическая съёмка, аэрофотосъёмка) и информацию, полученную по результатам визуального осмотра.

Кроме того, при обследовании приоритет имеют земельные участки, чья кадастровая стоимость выше удельного показателя кадастровой стоимости в соответствующем муниципальном образовании, земель, востребованных в гражданском обороте. За основу берутся данные из ЕГРН по сделкам купли-продажи (п. 7 Правил проведения административного обследования).

К «наиболее востребованным в гражданском обороте» принято относить застроенные/незастроенные земли, подразумевающие размещение объектов жилого фонда и коммерческой недвижимости.

Поскольку предмет плановой проверки юридических лиц и ИП ограничен, следовательно, должностное лицо имеет право задать закрытый перечень вопросов об обследуемом участке. Согласно п. 7(1) Положения о надзоре должностные лица обязаны использовать при проведении плановой проверки проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) – совокупность сведений/вопросов, содержащих в себе обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения осуществления земельного надзора и направлено на соблюдение законодательства.

Так, имеются утверждённые формы списков контрольных вопросов при проверках инспекторами Росреестра[2] и Россельхознадзора[3].

К контрольным вопросам проверок Росреестра относятся:

1. Используется ли земельный участок в соответствии с целевым назначением / ВРИ?

2. Имеются ли у проверяемого юр. лица или ИП права на земельный участок?

3. Зарегистрированы ли права либо обременение на используемый земельный участок в надлежащем порядке?

4. Соответствует ли фактически используемая площадь земельного участка правоустанавливающим документам?

5. Соответствует ли положение поворотных точек границ земельного участка, используемого проверяемым

юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, сведениям о положении точек границ земельного участка,

указанным в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН)?

6. Приведены ли земли в состояние, пригодное для использования в соответствии с установленным видом использования?

(при порче земли или уничтожении плодородного слоя)

7. В случае, если действие сервитута прекращено, исполнена ли проверяемым юридическим лицом, индивидуальным

предпринимателем, в отношении которого установлен сервитут, обязанность привести земельный участок в состояние,

пригодное для использования, в соответствии с разрешённым использованием?

8. Выполнена ли обязанность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на

право аренды или приобрести земельный участок в собственность?

9. Соблюдено ли требование об обязательности использования (освоения) земельного участка в сроки,

установленные законодательством?

К контрольным вопросам проверок Россельхознадзора относятся:

1. Используется ли земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства или

осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности?

2. Проводятся ли мероприятия по воспроизводству плодородия земель: агротехнические? агрохимические?

мелиоративные? фитосанитарные? противоэрозионные?

3. Наличие зарастания земель: деревьями? кустарниками? сорными растениями?

4. Проведена ли рекультивация земель при осуществлении строительных, мелиоративных,

изыскательских и иных работ?

5. Допускается ли: загрязнение? истощение? деградация? порча? уничтожение земель и почв?

иное негативное воздействие на земли и почвы?

6. Соблюдается проект проведения мелиоративных работ (при их проведении)?

7. Содержатся ли мелиоративные системы и защитные лесные насаждения в исправном (надлежащем) состоянии?

8. Имеется ли согласование сооружения и (или) эксплуатации линий связи, электропередач, трубопроводов,

дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях?

9. Допускается ли размещение отходов производства и потребления на почве?

Тексты подготовлены с помощью материалов kontur.ru tensor.ru klerk.ru consultant.ru nalog.garant.ru zakonrf.info pravo.gov.ru zhiza.evotor.ru