Полномочия проверяющих органов
С точки зрения инструментов осуществления земельного надзора, должностные лица (далее – инспекторы) имеют широкий спектр возможных источников получения информации в отношении проверяемого земельного участка (обширные базы данных, архивы данных, межведомственное взаимодействие с муниципальными властями, аэрофотосъёмка, натурный осмотр, использование технического оборудования и др.).
При этом инспекторы ограничены основаниями проведения проверочных мероприятий, которые могут осуществляться либо в рамках заранее установленного плана мероприятий, либо в соответствии с законодательно установленными «индикаторами» земельного участка, при наличии которых возможна внеплановая проверка.
Таким образом, инспекторы хоть и обладают широким набором инструментов для сбора максимального количества данных в отношении обследуемого земельного участка, но существенно ограничены в частоте проверок и основаниях их проведения.
Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путём проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством.
Из всех перечисленных выше способов осуществления надзора наиболее эффективным с точки зрения выявления правонарушений и одновременно самым опасным для землепользователей выступает административное обследование.
Порядок, сроки и иные особенности административного обследования едины для всех органов земельного надзора и их территориальных образований, утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений» (далее – Правила проведения административного обследования).
Административное обследование осуществляется должностными лицами самостоятельно, без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений.
При административном обследовании объектов земельных отношений проводится комплексное исследование информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, а также архивных фондах.
Перечень способов получения информации об обследуемом земельном участке является открытым, включает в себя, в числе прочего, использование дистанционных методов (аэрокосмическая съёмка, аэрофотосъёмка) и информацию, полученную по результатам визуального осмотра.
Кроме того, при обследовании приоритет имеют земельные участки, чья кадастровая стоимость выше удельного показателя кадастровой стоимости в соответствующем муниципальном образовании, земель, востребованных в гражданском обороте. За основу берутся данные из ЕГРН по сделкам купли-продажи (п. 7 Правил проведения административного обследования).
К «наиболее востребованным в гражданском обороте» принято относить застроенные/незастроенные земли, подразумевающие размещение объектов жилого фонда и коммерческой недвижимости.
Поскольку предмет плановой проверки юридических лиц и ИП ограничен, следовательно, должностное лицо имеет право задать закрытый перечень вопросов об обследуемом участке. Согласно п. 7(1) Положения о надзоре должностные лица обязаны использовать при проведении плановой проверки проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Проверочные листы (списки контрольных вопросов) – совокупность сведений/вопросов, содержащих в себе обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения осуществления земельного надзора и направлено на соблюдение законодательства.
Так, имеются утверждённые формы списков контрольных вопросов при проверках инспекторами Росреестра[2] и Россельхознадзора[3].
К контрольным вопросам проверок Росреестра относятся:
1. Используется ли земельный участок в соответствии с целевым назначением / ВРИ?
2. Имеются ли у проверяемого юр. лица или ИП права на земельный участок?
3. Зарегистрированы ли права либо обременение на используемый земельный участок в надлежащем порядке?
4. Соответствует ли фактически используемая площадь земельного участка правоустанавливающим документам?
5. Соответствует ли положение поворотных точек границ земельного участка, используемого проверяемым
юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, сведениям о положении точек границ земельного участка,
указанным в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН)?
6. Приведены ли земли в состояние, пригодное для использования в соответствии с установленным видом использования?
(при порче земли или уничтожении плодородного слоя)
7. В случае, если действие сервитута прекращено, исполнена ли проверяемым юридическим лицом, индивидуальным
предпринимателем, в отношении которого установлен сервитут, обязанность привести земельный участок в состояние,
пригодное для использования, в соответствии с разрешённым использованием?
8. Выполнена ли обязанность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на
право аренды или приобрести земельный участок в собственность?
9. Соблюдено ли требование об обязательности использования (освоения) земельного участка в сроки,
установленные законодательством?
К контрольным вопросам проверок Россельхознадзора относятся:
1. Используется ли земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства или
осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности?
2. Проводятся ли мероприятия по воспроизводству плодородия земель: агротехнические? агрохимические?
мелиоративные? фитосанитарные? противоэрозионные?
3. Наличие зарастания земель: деревьями? кустарниками? сорными растениями?
4. Проведена ли рекультивация земель при осуществлении строительных, мелиоративных,
изыскательских и иных работ?
5. Допускается ли: загрязнение? истощение? деградация? порча? уничтожение земель и почв?
иное негативное воздействие на земли и почвы?
6. Соблюдается проект проведения мелиоративных работ (при их проведении)?
7. Содержатся ли мелиоративные системы и защитные лесные насаждения в исправном (надлежащем) состоянии?
8. Имеется ли согласование сооружения и (или) эксплуатации линий связи, электропередач, трубопроводов,
дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях?
9. Допускается ли размещение отходов производства и потребления на почве?
Тексты подготовлены с помощью материалов kontur.ru tensor.ru klerk.ru consultant.ru nalog.garant.ru zakonrf.info pravo.gov.ru zhiza.evotor.ru