Найти тему
ООО "КБУ"

Земли сельхоз назначения. ч.1

Земли сельскохозяйственного назначения

Государственный земельный надзор (федеральный земельный надзор) (далее – ГЗН) представляет собой деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений со стороны правообладателей земельных участков (на любом праве), за которые предусмотрена административная или иная ответственность. Надзорные функции выполняют не только федеральные органы, но и их территориальные отделения.

Особенности, полномочия и формы надзора установлены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)» (далее – Положение о надзоре).

Функции государственного земельного надзора возложены на три органа исполнительной власти, осуществляющие земельный надзор на федеральном уровне:

  • Росреестр
  • Россельхознадзор
  • Росприроднадзор

Задачи надзорных органов охватывают практически все составы административных правонарушений в сфере землепользования, закреплённых в КоАП РФ. При этом в зависимости от сферы деятельности контролирующего органа за каждым органом закреплён отдельный блок задач в области земельного контроля, которые условно можно разделить на:

  • контроль за землёй как объектом права (Росреестр);
  • контроль за землёй как природным ресурсом, за его физическими свойствами (плодородие, мелиоративные мероприятия, рекультивация) (Россельхознадзор);
  • контроль за землёй как объектом экологической системы (Росприроднадзор).

Полномочия Росреестра по земельному контролю:

a) недопущение самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена ими и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (ст. 7.1 КоАП РФ);

b) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в пригодное состояние (ст. 8.8 КоАП РФ);

c) выполнения требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность (ст. 7.34 КоАП РФ);

d) выполнения требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях (ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ);

e) выполнения требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

f) выполнения требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Росреестра и его территориальных органов.

Полномочия Россельхознадзора по земельному контролю:

a) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ст. 8.6 КоАП РФ);

b) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель (ст. 8.7 КоАП РФ);

c) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

d) требований в области мелиорации земель;

e) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

f) предписаний, выданных должностными лицами Россельхознадзора и его территориальных органов.

Полномочия Росприроднадзора по земельному контролю:

a) выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 8.7 КоАП РФ);

b) выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель (ст. 8.7 КоАП РФ);

c) выполнения требований законодательства РФ о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчёвки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;

d) режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

e) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Объекты проверочных мероприятий:

  • органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • руководители юридических лиц;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица.

Государственный земельный надзор контролирует правомерное использование земельных участков всеми её правообладателями, начиная от физических лиц на землях садоводства и заканчивая органами государственной власти на землях для размещения министерств.

Стоит отметить, что для мегаполисов наиболее распространёнными являются проверочные мероприятия в отношении юридических лиц и ИП, собственников земельных участков, расположенных в общественно-деловых и иных терзонах, обеспечивающих нормальное функционирование городской среды (включая жилую застройку, офисную, торговую).

За чертой города к ним добавляется массив проверок в отношении физических лиц (земли ИЖС, садоводства/огородничества и иные «индивидуальные» земельные наделы).

Тексты подготовлены с помощью материалов kontur.ru tensor.ru klerk.ru consultant.ru nalog.garant.ru zakonrf.info pravo.gov.ru zhiza.evotor.ru