Сейчас стало модно использовать нейросети практически для всего: ответы на вопросы, написание текстов и тд. Если спросить Алису как должна работать франшиза мы получим идеальный ответ:
Франшиза должна работать следующим образом:
Франчайзер (продавец франшизы) и франчайзи (покупатель франшизы) заключают договор.
Франчайзер продаёт право пользоваться своей бизнес-моделью под именем своего бренда, а франчайзи покупает это право и запускает на его основе собственный бизнес.
Франчайзер контролирует работу своих франчайзи, при необходимости помогает им, а франчайзи платят ему ежемесячные отчисления (роялти).
Но это все в идеальном мире с единорогами и зефирными облаками.
В реальности франчайзер, за частую сам толком не знает как работает его бизнес-модель. У франчайзера получилось открыть одну (или в лучшем случае несколько) собственных точек и он сразу хочет бурного роста и развития сети.
Франчайзер видя что его собственные точки прибыльные и стабильные считает что придумал уникальное Ноу Хау и его срочно нужно продать. Совершенно забывая о том что ему могло просто повезти и его бизнес модель почти не возможно масштабировать.
В следующий статьях будет разбор нескольких конкретных примеров из практики. Но пока в общих словах:
Компания из региона открыла в городе с населением 650 000 человек винный бар. Бар расположен в центре города имеет панорамные окна и выглядит респектабельно. Там проводятся винные дегустации выступают стендаперы и диджеи.
Конечно данное заведение становится центром притяжения чуть ли не всего города.
На открытие данной точки потрачено около 4 000 000 рублей. Не такая большая сумма в данной сфере.
При попытке открыть по данной франшизе точку в Санкт-Петербурге было потрачено 23 000 000 рублей и заведение просуществовало около года. И закрылось с долгами более 2 000 000.
Проблема крылась в том, что в небольшом городе это было уникальное заведение. Его формат, расположение, ценовая политика были интересны и необычны.
В Санкт-Петербурге заведений такого формата более 1000, из них в самом центре центре расположено более 300. Франшиза просто не смогла выделиться среди конкурентов. Так как все ее Ноу Хау, в мегаполисе оказались обыденностью.
Возвращаясь к теме статьи сравним ожидание реальность:
ОЖИДАНИЕ
1) Четко проработанная бизнес модель
2) Точный расчет стоимости открытия
3) Проработанные регламенты для персонала и поставщиков
4) Точный расчет сроков открытия
5) Готовый брендбук
РЕАЛЬНОСТЬ
1) Бизнес модель собрана на коленке или вообще в теории
2) Финальная стоимость открытия не известна, и почти всегда превышает расчетную в 2 раза
3) Регламенты(если они вообще есть) заточены под конкретных поставщиков и конкретный регион
4) Срывы сроков начинаются уже на моменте подбора и согласования помещения. Тк представитель франчайзера в большинстве случаев не выезжает к вам в город и все согласования занимают огромное количество времени. Поставщики задерживают оборудование, персонал набирается медленно, строители срывают сроки ремонта и главное никто ни в чем не виноват.
5) Брендбук есть, но не оформленный... и не подходит под помещение... и товарный знак не зарегистрирован... и его доработают. Но нужно время. А вы пока аренду платите. А мы обязательно доработаем.
Важно отметить, речь идет не о глобальных франшизах (McDonald's, KFC и другие гиганты) где проработано все до мелочей. А о доступных франшизах стоимостью до 15 млн рублей.