Найти в Дзене
Известия

Мост через Гибралтар: почему нельзя соединить 14 км между Африкой и Европой

Гибралтарский пролив между Европой и Африкой известен людям с древнейших времен. Почему, несмотря на его малые размеры, через него до сих пор не перекинули мост, выясняли «Тайны Чапман».

Фото: РИА Новости/Ольга Головко
Фото: РИА Новости/Ольга Головко

Ширина Гибралтара составляет всего 14 км. Для современных инженеров это является сущим пустяком. Мост Гонконг — Чжухай — Макао имеет в длину 55 км, он соединяет точки особой экономической зоны и представляет собой комплекс из вантовых мостов и подводных тоннелей. 19-километровый мост через Керченский пролив соединил материковую Россию и полуостров Крым. На километр короче скандинавский мост над проливом Большой Бельт, он соединяет острова Фюн и Зеландия.

Однако в случае с Гибралтаром до сих пор единственным способом перебраться с одного берега на другой остается паром.

«Скорее всего, человеческая цивилизация потянула бы строительство такого моста. И оно было бы очень полезно для человечества. Но так как кто-то должен это строить, должен вкладывать деньги, это всё инвесторы, которые хотят возврата инвестиций в какие-то удобоваримые сроки. К сожалению, пока не происходит никаких подвижек в этом направлении», — рассказал эксперт по аномальным явлениям Андрей Марменков.

В 1929 году немецкий инженер Герман Зергель предложил масштабный проект под названием «Атлантропа». Он предлагал полностью отделить Средиземное море от Атлантического океана и Черного моря. Таким образом можно было соединить материки и получить дешевый источник электроэнергии.

«Он хотел на расстоянии Гибралтарского пролива построить огромную гидроэлектростанцию. С другой стороны, он собирался оградить Босфор и Дарданеллы другой гидроэлектростанцией, в результате высушить Средиземное море, развести сады и плодородные земли, получив огромное количество энергии», — отметил писатель Вольфганг Акунов.

На месте Гибралтарского пролива планировалось построить дамбу огромной Гибралтарской ГЭС. Еще одна дамба должна была разделить море пополам, соединив Африку и Италию. По плану Зёргеля, Средиземное море превратилось бы в озеро.

«Но этот проект был абсолютно грандиозным и безумным. Его осуществление было невозможно не только из-за экономических причин. Потому что как раз в 1929 году началась великая депрессия во всем капиталистическом мире. Поэтому осуществление такого проекта не представлялось возможным», — рассказал историк Вадим Козлов

В середине XX века экономическую целесообразность строительства Гибралтарского моста отстаивал нобелевский лауреат Василий Леонтьев. Экономист с мировым именем был уверен, что мост жизненно необходим человечеству.

«Расчет предполагал, что строительство подобного сооружения будет очень выгодно за счет огромного количества рабочих мест, которые можно будет создать при строительстве и дальнейшей эксплуатации. Также за счет интенсификации, сокращения торговых путей, сокращения времени в пути каких-то товаров», — указал Марменков.

В 1950-х годах американский инженер Тунг-Йен Линь предложил построить полноценный мост, опоры которого находились бы максимально близко к обоим берегам с центральным пролетом в 5 км.

«Он предполагал достаточно подъемную для современных технологий проектировку моста. Где-то порядка 5 км он предлагал построить без опор, потому что в Гибралтарском проливе очень мощное течение. Все опоры, которые были бы там установлены, из-за большой глубины не выдержали долгое время», — рассказал Марменков.

Цена строительства подобного моста была вполне разумной, схема проекта была понятной и реалистичной. Однако идея так и осталась на бумаге. В 2004 году американец Юджин Цуй предложил построить плавучий мост. Все коммуникации предполагалось разместить под водой, чтобы не мешать ходу судов.

«Юджин Цуй предполагал проект моста с надводно-подъемным и подводно-подъемным механизмом, который также предполагал наличие искусственного острова посередине канала. Таким образом решалось сразу несколько технических проблем. За счет подвижности было бы снижено воздействие очень быстрых течений в Гибралтарском канале», — сообщил Марменков.

Однако и против этого проекта нашлись аргументы. Глубина пролива достигает более 1 км, и человечество еще научилось строить такие глубокие опоры. Еще одним фактором, усложняющим любое строительство, является огромная мощь разнонаправленных течений. При таком напоре воды любые опоры будут разбиты. К тому же пролив проходит на стыке двух тектонических плит, которые раздвигаются на несколько сантиметров в год.

«Рельеф может меняться буквально на наших глазах, какое-нибудь крупное землетрясение может всё поменять. Поэтому эта тема остается актуальной, но для чего? Современные геологи склоняются к тому, что сейчас построить мост — невозможная задача», — отметил геофизик Михаил Бородачев.

Вместо моста также предлагается построить подземный переход, который с учетом глубины также станет невероятным сооружением. В 2022 году Марокко и Испания договорились о строительстве железнодорожного тоннеля. Испания выделила бюджетные средства на исследования, и предполагается, что туннель может быть завершен в период с 2030 по 2040 год. Однако строительство до сих пор не началось.