Как ни странно, но государству Хорезмшахов суждено было быть поверженным именно на пике своего благополучия и могущества, навсегда уйти со страниц историии и кануть в небытие.
Сегодня я продолжаю рассказ о войне Чингисхана с Великим Хорезмом. Данная статья является цельным произведением с вот этим рассказом:
Сегодня будут многочисленные отсылки к фактам, изложенным там. Поэтому рекомендую, в первую очередь, ознакомиться с ней, если ещё не успели. Когда вы дочитаете эту статью до конца, то узнаете каким по мнению Чингисхана, "у отца должен быть сын".
Начало войны
Первый удар монголы нанесли в 1219 году, осадив тот самый Отрар, в котором до этого был вырезан монгольский караван, ставший "казус белли" этой войны. Именно его правителя - Каир-хана Чингис требовал на расправу в обмен на мир.
Поведение Хорезм-шаха в данной ситуации малопонятно. Он отказался выдавать Каир-хана, сделав войну неизбежной, но при этом сохранял полнейшую пассивность, когда Отрар под его командованием люто отбивал отряды монголов целых полгода.
Но вот если вспомнить политическую борьбу между "кипчаками" и "туркменами", подробно описанную в прошлой статье, то всё становиться на свои места. Каир-хан - один из лучших полководцев Хорезма, заодно был и одним из главных лидеров партии "кипчаков". А они и так усилились сверх всякой меры.
Поэтому для Мухаммеда вариант: Каир-хан максимально "треплет" войска монголов, а потом героически погибает, наверное, казался идеальным. Отсюда и пассивность. Хорезм-шах во время обороны Отрара не делал ничего.
Город пал, Каир-хан (действительно талантливый и мужественный человек) попал к монголам в плен. Дерзко говорил с Чингисханом и по "совокупности статей" - убийство монгольских послов и купцов, оборона города, приведшая к тяжелым потерям монголов, неуважение к Чингису был жестоко казнен - ему в горло залили расплавленное серебро.
Мухаммед получил "улучшение баланса" во внутренней политике с одной стороны, а с другой - лишился важной крепости, части войск и одного из немногих полководцев, который знал, как и умел "задать перцу" непобедимым монголам. Увы.
Следующей серьезной битвой для монголов стала осада Ходжента (крепость на берегах Сырдарьи). Там был небольшой гарнизон, но вот командир - загляденье. Тимур-Мелик на тот момент лучший полководец Хорезма. Только "в политику" не умел. Принадлежал к партии "туркмен", поддержал опального Джелал ад Дина и за это угодил в "почетную ссылку" - командовать гарнизоном не самой важной крепости.
Вот только эти печальные события на его полководческих талантах никак не сказались. Он умело отражал атаки монголов. Причем настолько успешно, что некоторые монгольские части отказывались идти на штурм (дело в армии Чингисхана, помешанной на дисциплине - неслыханное). Тогда к Ходженту прибыла "элита" плюс корпус китайских инженеров с осадными машинами. Стены были проломлены, а Тимур-Мелик...
А что Тимур-Мелик? Он ночью вывел гарнизон из обреченной крепости, обманул монгольские патрули и бежал. Точнее это монголы думали, что бежал, когда отправлялись их догонять. Хорезмийцы устроили засаду и корпус монгольской конницы, отправившийся в погоню, перестал существовать.
Вообще, по данным той эпохи, вернулось только два человека. Правда и их противники полегли почти все, но сам Тимур-Мелик уцелел. Он присоединился к Джелал ад Дину и... Нет, не буду делать спойлеры. Лучше обращу внимание вот на что.
Армия Хорезма - в основе конница кочевых племен с опорой на богатые регионы земледельцев была тем, что могло остановить Чингисхана. И не раз останавливала.
По сути, монголы были тем же - кочевники с базой в Китае. Были и люди, умеющие пользоваться этим "инструментом". Каир-хан, Тимур-Мелик, Джелал ад Дин, но они ВСЕГДА оказывались "не на том месте и не в то время" из-за борьбы "кипчаков" и "туркмен". Что самое удивительное, всё равно к какой партии они относились: "кипчаков" (Каир-хан) или "туркмен" (Тимур-Мелик, Джелал ад Дин)
Катастрофа
Мухаммед в это время начал "что-то подозревать" и разработал "хитрый план".
Берем остатки войск (их ещё немало) и рассаживаем в городах с мощными укреплениями (их ещё больше). Пока монголы бьются об эти крепости лбами и теряют силы (посмотрите, как под Отраром и Ходжентом получилось) сам Мухаммед собирает новое войско в Иране и прилегающих землях. Возвращается и бьет обескровленных монголов.
Казалось, что могло пойти не так?
Дьявол крылся в деталях. Войск было немало, мощных крепостей просто много, а вот Каир-ханов и Тимур-Меликов ощущался явный недостаток. Огромные, отлично укрепленные города с серьезными гарнизонами (Бухара, Самарканд) сдавались или сразу, или после формального сопротивления.
Как результат Мухаммед лишился остатков войска, самых богатых регионов страны, а новой армии собрать не успел, да возможно и не смог бы. Иран это не "хардланд" Хорезма, а завоеванное царство, где к хорезмийцам отношение было, мягко говоря, "двоякое".
Павший духом Мухаммед призвал своего опального сына Джелал ад-Дина, передал ему титул, а сам реально стал убегать от монголов, которые выслали отряды для его поимки.
Одну из таких "групп захвата" под командованием Джэбэ и Субудэя - занесло даже на Русь, но об этом в одной из следующих статей.
Сам бывший Хорезм-шах попал сначала на побережье Каспия, а потом на один из его островков, который по преданиям был местным лепрозорием.
Впрочем, уезжал он на остров уже больной пневмонией (напомню, что до появления антибиотиков болезнь эта была часто смертельной) и там вскоре умер.
Новая надежда
Теперь перейдем к его сыну - Джелал ад Дину. Если бы Джордж Лукас снимал о нем фильм, то точно назвал бы его "Новой надеждой". В отличие от отца он знал, что нужно делать.
Собрав небольшой кулак из наиболее "отмороженных" всадников Джелал ад Дин стал нападать на монголов где только можно. Дело в том, что в это самое время основные боевые действия закончились. Монголам, для полного покорения страны пришлось разделиться на небольшие корпуса.
Вот их-то Джелал ад Дин успешно бил. Что увеличивало его славу, приносило добычу и привлекало новых приверженцев. Тимур-Мелик как раз и собирал из этих приверженцев серьезное большое войско.
Вот это самое войско весной 1221 года выступило против завоевателей. Под "горячую руку" попал сводный брат Чингисхана Шиги-Кутуху. Его тумены (10 тысяч воинов) были вдребезги разбиты при Парване.
Эта победа сделала положение монголов в Хорезме угрожающим. Они были вынуждены снимать осаду с городов, а в уже покоренных, жители восставали и резали монгольские гарнизоны. Казалось бы, покоренная страна встрепенулась. Монголы откровенно опасались вступать в сражение с новым Хорезм-шахом.
Положение спас "старый лис" Чингисхан. Монголы переговорами внесли раскол в разношерстное войско противника, и оно сократилось вдвое. С такими силами Джелал ад Дин не мог надеяться на победу "в открытом поле" и стал уходить в сторону Индии. Он рассчитывал пополнить войско и получить помощь от индусов.
Монголы собрались с силами и бросились в погоню, которая закончилась у берегов Инда.
Битва была страшная, хорезмийцы бились отчаянно, но шансов у Джелал ад Дина не было. Он переплыл Инд !!! и смог выжить. На противоположном берегу громко обругал монголов вообще и Чингисхана в частности, после чего скрылся.
По преданию, узнав об этом, старый Чингисхан не смог скрыть восхищения и сказал: смотрите каким у отца должен быть сын!
Уцелел и "бессмертный" Тимур-Мелик. Они снова продолжили борьбу с завоевателями и вели её целое десятилетие. Причем весьма успешно, но ... по пути последний Хорезм-шах перессорился со всеми соседями.
Перманентные военные налоги злили население областей подконтрольных ему и Джелал ад Дин стал терять влияние, хотя и продолжал оставаться постоянной угрозой монголам до своей смерти в 1231 году. Вскоре погиб и Мелик.
Наверное, надо сказать еще несколько слов о "венце" войны между Хорезмом и монголами - осадой Ургенча. Это была столица государства и в отличие от Бухары и Самарканда оказала отчаянное сопротивление. Вспомнились времена Отрара и Ходжента.
Штурмы следовали один за другим и с такой же периодичностью отбивались. Так продолжалось до тех пор, пока монголы не смогли отвести воды соседней реки в город.
Опыт войны с Си Ся, где при такой же ситуации, монголы затопили собственный лагерь вместо осаждённого города, не прошел даром.
Полуразрушенные стены смыло, и монголы вошли в город. Ну как вошли, случился Сталинград. Уличные бои, едва ли не более кровопролитные чем штурмы стен. Так продолжалось много дней, но в конце монголы, умывшись кровью, взяли город. Хорезм пал.
В одной из следующих статей расскажу о приключениях одного из отрядов, посланных на поимку разбитого, но еще живого Мухаммеда, а именно корпуса Субудэя и Джэбэ. Эта довольно локальная операция интересна тем, что является первым столкновением монголов и Руси.
Если Вам нравится мой рассказ о Чингисхане - обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые части. Ставим "палец вверх" и пишем комментарии. Не прощаюсь!
С другими рассказами про Чингисхана вы можете познакомится в следующих статьях: