Не знаем, как для кого, а для нас козы сродни собакам. Поэтому и держим их до наступления естественной смерти, хотя в последние годы своей жизни они уж не очень-то балуют нас молочком, давая в день всего литр. Ну а как можно зарезать их, коли ходят они за тобой по пятам, как собаки, а утром при дойке обязательно целуются.
И процесс дойки, это целая традиция, когда козы выстраиваются на нее одна за другой, со строгим соблюдением очередности. Не дай Бог если какая-то молодая коза вздумает пролезть вне очереди, раньше тех, кто привык отдавать свой удой первыми. Если же мы сами решаем обслужить какую-то козу вне очереди, козы тоже возмущаются не меньше. Все выражение их морды как-бы говорит: «Гражданочка, вы тут не стояли».
Мы своих коз держим всех вместе, не разделяя по стойлам, они к этому уже давно привыкли, и в этом есть свое преимущество. Зимой, когда в хлеву не особенно тепло, они располагаются на ночлег все вместе, тесно прижавшись друг к другу. Им не скучно в одиночестве, да и козлят они выкармливают всем стадом, не разделяя на своих и чужих. Так что любой козлёнок, если его мать вдруг не докормила всегда может подойти и попить молока у соседки. Это в принципе не свойственно для коз и у наших соседей, у которых козы стоят в разных денниках, нередко случается так, что проникшего в чужой отсек козленка, соседка запросто убивала. У нас же сложившийся коллектив и члены стада прекрасно знают друг друга. И не только знают, но и помнят годами.
Пять лет назад, по очень большой просьбе соседа, поменяли мы ему его беспородных коз на двух своих. Одной было 6 лет, а второй – ее дочери два года. Хотя и нужна ему была только одна коза, но разлучать их мы не согласились, памятуя случай, рассказанный нам коллегами-козоводами.
Жили у них три козы, для двоих стариков, вроде много, молока девать некуда, а корма дорогие. И решили они одну козу продать. Вроде устроили в хорошие руки, но коза там жить не захотела. Уходя все оглядывалась на родной хлев, кричала. К еде на новом месте не притронулась, легла и умерла от тоски. Может кому-то это и странным покажется, подумаешь, скотина какая-то, да только нашей знакомой это послужило уроком на всю жизнь, казнит себя до сих пор. Тут конечно еще и от содержания зависит, если с козами грубо обращаются, плохо кормят, то они может сами с радостью к другому хозяину побегут, ну а коль заботится о них человек, они не хуже собак переживают разлуку.
В общем отдали мы своих коз в очень любящие руки. Их там не только баловали, гуляли с ними по лесу, но и кормили отменно, половину их удоя им же самим и спаивали, а куда его девать-то, коль скоро каждый день по 10 литров молока надаивали.
В прошлом году старая коза умерла а вскоре случилось не предвиденное, скоропостижно умер хозяин коз. Его родственники в деревню приезжают только на лето и конечно тут же пришли к нам и попросили козу забрать, поскольку она им как родная и куда-либо отдавать и тем более резать они ее ни за что не хотели.
Честно говоря, не особенно нас это обрадовало, у самих пять, из которых только одна старушка, сами молоком заливаемся, но отказать соседям конечно не могли. Только вот подумали, а как наши козы к ней отнесутся и где мы ее держать будем в случае чего.
Козу, которой на момент дарения было 2 года звали Белкой, но соседи ее переименовали и стали звать Маней. Ни разу она к нам больше не приходила за эти пять лет, и нигде с ней наши козы не встречались, но прибежала Маня к нам на поводке как к себе домой, как будто и не уходила никуда. Мы как-то забыли, что она теперь Маня и стали звать по-старому Белкой и ведь что удивительно, она сразу вспомнила свою старую кличку и начала отзываться на нее.
Еще более удивило, что Белку вспомнили наши козы, те с кем она когда-то жила и приняли ее как родную, обнюхали и выделили место в очереди на дойку, кстати третьей по счету. Но особенно обрадовался Козел, новой невесте! Свои то уже все покрытые стоят!
В общем было у нас пятеро коз, стало шесть, не считая козла. Молоком, сметаной и творогом заставлено все во круг. Собаки и кошки при виде молочных продуктов делаю кислые морды, мол «опять икра»…., а мы теперь варим сыр наверно это единственный способ как-то переработать и сохранить это замечательное, сладкое, жирное козье молоко.