Найти тему
Лахта Центр

ПО ПЕТЕРБУРГУ СЮЗОРА

Трезини, Росси, Растрелли — чаще всего именно эти фамилии ассоциируются с архитектурой Петербурга. Вместе с тем к формированию узнаваемого облика города причастно множество других, не менее талантливых зодчих.
Например, Павел Сюзор — мастер эклектики и модерна, подаривший Петербургу Дом Зингера. Мало кто знает, что всего по его проектам в городе возведено около сотни зданий: это и доходные дома, и общественные заведения — от бань до банков.
18 апреля исполнилось 180 лет со дня рождения архитектора. К этой дате команда «Петербург глазами инженера» подготовила небольшой путеводитель по знаковыми постройкам архитектора.


Доходный дом А. В. Ратькова-Рожнова
Кирочная улица, 32–34

Фото: https://vk.cc/cwh71l
Фото: https://vk.cc/cwh71l

Сюзор неоднократно сотрудничал с семьей Ратьковых-Рожновых и спроектировал для них три доходных дома в Петербурге. Все они выполнены в эклектичном стиле и насыщены излюбленными цитатами зодчего из ренессанса и раннего французского классицизма (так называемый стиль Людовика XVI). Здание на Кирочной выделяется инженерным решением: арку, которая связывает дворовое пространство с улицей, архитектор увеличил до нескольких этажей, тем самым облагородил внутренний периметр, сделав его более парадным.
Внутренние фасады здания столь же пластически насыщенны, как и уличные, что позволило увеличить число «барских» квартир и, соответственно, доходность дома.

Ансамбль домов на Пушкинской улице
Здания на пересечении Невского проспекта и Пушкинской, а также дома по Пушкинской 3, 5, 7, 12, 13 и 14, были построены по заказу разных людей, но создают единый ансамбль улицы. Все они — творения Павла Сюзора.

Фото: https://vk.cc/cwh73s
Фото: https://vk.cc/cwh73s

Дома сочетаются друг с другом, в них узнается почерк автора. Гармоничность этому участку придают некоторые приемы, которые архитектор использует в композиции фасадов:
горизонтальная рустовка, подчеркивающая устойчивость здания;
массивные эркеры, создающие в перспективе улиц объемный ритм и позволяющие добавить естественный свет в квартиры;
эклектичные украшения на фасадах, оживляющие силуэт застройки.
Проектируя дома на Пушкинской, Сюзор успешно решает задачу создания нового типа коммерчески привлекательного жилого дома: на первых этажах с большими окнами и витринами предусмотрены помещения для магазинов и контор, что позволило значительно увеличить рентабельность.

Гостиница А. М. Ушакова
Невский проспект, 49

Фото: https://vk.cc/cwh78M
Фото: https://vk.cc/cwh78M

Здание на углу Невского и Владимирского проспектов перестроено по проекту Сюзора в 1880-х годах при личном участии Александра II. До вмешательства архитектора это была четырехэтажная постройка в стиле классицизма, с колоннадами на обоих фасадах и с ротондой на углу, в которой с 1850-х годов находился ресторан «Москва».
Сюзор сохранил основную композицию здания, но заложил проезд во двор со стороны проспекта, произвел перепланировку флигелей и обогатил отделку фасадов цепочками рустов и лепными деталями. Старый классицистический декор заменили на новый, причем по указу государя убранство фасадов упростили. Скульптуры кариатид верхнего этажа выполнил Давид Йенсен — автор кариатид дворца Белосельских-Белозерских и статуй великих художников на фасадах Нового Эрмитажа.
Позже именно в этом доме на нижнем этаже появилось кафе с неофициальным названием «Сайгон», ставшее местом встреч и общения ленинградских неформалов: поэтов, хиппи, музыкантов и вольных художников — от Довлатова до Цоя и от Бродского до Курёхина. В наши дни в здании работает гостиница Radisson.

Доходный дом и народные бани М. С. Воронина
Набережная Мойки, 82

Фото: https://vk.cc/cwh7bu
Фото: https://vk.cc/cwh7bu

Открытые в 1871 году Фонарные бани — образец новейших инженерных решений, спрятанный за фасадом привычного доходного дома. Павел Сюзор получил за них золотую медаль Политехнической выставки в Вене. Постройка выполнена в кирпичном стиле, и даже сегодня здесь сохранилась первоначальная кладка: она выполнена на цементе Роше, который не боится влаги, а своды держатся на портландском цементе, который от сырости становится только тверже. В бассейнах можно было менять температуру и уровень воды, которая поступала из собственного артезианского колодца. Бани отличались и богатым убранством: фонтаны, маскароны, бассейны, хамамы, статуи, изразцовые камины, бронзовые люстры, венецианские стекла. Кстати, всего Сюзор спроектировал 12 бань (в том числе Казачьи, Пушкарские и Белозерские), за что современники называли его мастером санитарного зодчества.

Дом Зингера
Невский проспект, 28

Фото: https://vk.cc/cwh7eX
Фото: https://vk.cc/cwh7eX

В 1902 году компания «Зингер» выкупила престижный участок земли в центре столицы, чтобы открыть там главную контору и центральный магазин по продаже швейных машин. Они рассчитывали, что новый «бизнес-центр» будет ярким, заметным, высоким.
Вопреки грандиозным планам в Петербурге того времени не разрешалось строительство зданий выше карниза Зимнего дворца. Но официально ограничение касалось лишь фасадов, поэтому изящным решением задачи увеличения высоты при соблюдении требований закона стала угловая башенка с вытянутым куполом. Сегодня башня-фонарь со скульптурами и стеклянным глобусом — один из символов города. Раньше глобус служил рекламой фирмы: внутри он освещался электричеством, снаружи на поперечной ленте красовалась название «Зингер и Ко».
Использование металлического каркаса, заполненного кирпичом на цементном растворе, позволило сделать стены тонкими, прорезать их огромными окнами, дающими много естественного освещения. При строительстве применялись и другие новейшие технологии того времени: двор перекрыли стеклянной крышей, водосточные трубы спрятали в стены здания, в металлодекоре здания впервые была использована кованая бронза, в помещениях оборудовано пароводяное отопление, системы вентиляции и кондиционирования.

Дом Первого общества взаимного кредита
Набережная канала Грибоедова, 13

Фото: https://vk.cc/cwh7hA
Фото: https://vk.cc/cwh7hA

Организация внутреннего пространства и устройство конструктива соответствует передовым для того времени принципам строительства банковских зданий. Например, здесь была оборудована первая в России гранитная кладовая для ценностей, полностью безопасная в случае пожара. Впрочем, все здание построено из несгораемых материалов и хорошо оснащено с технической точки зрения: в нем имелась собственная электростанция, система парового отопления, вентиляция, лифты, водопровод, канализация, сигнализация, телефонная связь. Даже купол, изготовленный на заводе Сан-Галли и изящно оформленный скульптурной группой и цинковыми украшениями, выполняет не только декоративную функцию, но возведен с целью скрыть проходящую здесь главную вытяжную трубу. Здание соединяет в себе различные стили европейского зодчества и красиво украшено, в том числе мозаикой Александра Фролова и скульптурами Александра Опекушина и Давида Йенсена.

#большаяпрогулка