Здравствуйте, дорогие мои любители волшебного пластика.
В России существует множество служб, обеспечивающих функционирование государства. Некоторые известные и престижные. Некоторые секретные. А есть такие, которые, несмотря на заслуженность всегда находятся в тени своих более могучих собратьев.
Фельдъегерская служба, это одно из направлений про которое не снимают героические фильмы и не создают экшн-игры, но которое занимает важное место в функционировании государства и сохранении его целостности.
В двух словах фельдъегеря занимаются обеспечением доставки секретных отправлений и специальных грузов. В любое время дня и ночи, в любую погоду и в любую точку России. Важность этого, думаю вы оцените сами.
Большую часть потока такого рода грузов и отправлений обеспечивает «предприятие», которое так или иначе многие жители нашей страны знают под названием «Спецсвязь».
Именно о ней мы немного поговорим сегодня.
Дело в том, что мне волею случая удалось попасть на выставку, посвященную 85 летию этого предприятия, которая оказалась весьма интересна, как с точки зрения изучения истории этой малоизвестной службы, так и с точки зрения экспонатов. Дело в том, что на выставке собраны очень интересные экземпляры автомобилей, которые использовались Спецсвязью.
Началось все в 1939 году, когда над миром сгущались тучи. По личному указанию И.В. Сталина и несгибаемой волей будущего маршала И.Т. Пересыпкина была организована служба, которая вобрала в себя уникальный функционал.
В функционал Спецсвязи входила не только доставка гражданской, военной и партийной секретной корреспонденции, но и таких бесценных активов как например продуктовые карточки и избирательные бланки.
Во время войны, Спецсвязь действовала в том числе и в интересах фронта. В состав службы входил собственный флот самолетов У-2, на которых фельдъегеря добирались до самых сложных участков фронта вслед за наступающими войсками, передавая и забираю важные донесения.
После войны, Спецсвязь сняла с себя мундир и превратилась по большей части в гражданское предприятие с определенными полномочиями. Учитывая характер грузов, фельдъегерям разрешалось носить оружие и иметь определенные привилегии на дорогах общего пользования.
Учитывая функционал Спецсвязи, основным активом предприятия стали автомобили. Предприятие использовало лучшие серийные образцы машин, производимых в стране.
Из безусловно интересных экспонатов, это ранние автомобили, которыми комплектовались парки Спецсвязи. Особое место в этом ряду для меня занимают пикапы. В современном понимании, мне всегда казалось, что у нас в стране не производились машины такой компоновки. Но как оказалось, они все были, хоть и в сравнительно небольших объемах.
Например, ГАЗ-415
Или совсем ранний ГАЗ-4
А вот, фургон Москвич – 400, который характерен своим деревянным кузовом.
Есть и другие машины относящиеся к рассвету автомобилестроения.
Послевоенные машины так же представляют особый интерес. Например, универсал Волга, с тремя рядами кресел.
В конце 80-начале 90 Спецсвязь обрела свою ливрею, темно-синий с белой полосой и мигалкой лунного цвета. В качестве герба выступает сокол.
Вот здесь современные машины этой службы, которые вы можете увидеть в своих городах. Современные машины очень круто ложатся в концепцию моделизма. Всего делов-то заказать декаль с гербом и любой цельнометаллический фургон может стать эффектной машиной Спецсвязи.
А еще, большая часть экспозиции посвящена внешнему виду спецсвязистов. С точки зрения истории эволюция формы Спецсвязи совершила интересный вираж. От военного покроя НКВД, к цивильным пиджакам с фуражками и потом в сторону современного парамилитари.
И напоследок, на предприятие склонно к волшебному пластику. Много экспонатов выполнены в виде диорам, местами довольно интересных.
Конечно, невозможно поведать о всей, огромной истории предприятия. Задача такая не стоит.
Музей крайне интересен и достоин посещения для тех, кто интересуется неявными и малоизвестными страницами нашей истории. Мне кажется Спецсвязь достойна того что бы наконец выйти из тени. В конце концов насколько я знаю это первый раз, когда данная служба публично заявила о себе.
Всем творчества! Всем креатива!