Вы когда-нибудь задумывались, о чем думает ваша собака, когда с нетерпением ищет свою любимую игрушку? Исследование, проведенное в рамках Family Dog Project при Университете Эётвёш Лоранд в Будапеште, приближает нас к пониманию собачьего разума. Исследователи обнаружили, что собаки создают "мультимодальные мысленные образы" знакомых объектов. Это означает, что собаки помнят и думают об объектах, например о своих игрушках, в различных сенсорных измерениях, таких как внешний вид и запах.
Исследование, опубликованное в журнале Animal Cognition, является значительным шагом к пониманию когнитивных процессов наших собачьих друзей.
Предыдущие исследования в области собачьего познания показали, что собаки обладают удивительно сложной способностью обрабатывать окружающую среду и взаимодействовать с ней. В частности, исследователи изучали, как собаки различают объекты и реагируют на человеческую речь, выявляя сложный когнитивный ландшафт. Некоторые одаренные собаки, продемонстрировали редкую способность запоминать названия десятков предметов, что говорит о том, что они ассоциируют конкретные словесные обозначения с физическими предметами. Эта способность указывает на форму ментальной репрезентации, похожую на ту, которая свойственна человеку.
Однако, несмотря на эти достижения, оставались вопросы о степени и природе этих ментальных представлений. Формировали ли собаки подробные сенсорные образы объектов, с которыми они взаимодействовали? Как различные органы чувств способствовали их пониманию и запоминанию этих объектов? Предыдущие исследования позволили понять, какие сенсорные модальности, такие как зрение и обоняние, собаки могут использовать для идентификации своих целей. Исследователи заметили, что если при хорошем освещении собаки могли полагаться на зрение для различения объектов, то в отсутствие визуальной информации они переключались на обонятельные сигналы.
Мотивированные этими выводами, исследователи из Family Dog Project задались целью продолжить изучение процессов сенсорной интеграции в мозге собак. В частности, ими двигало желание выяснить, используют ли типичные собаки, а не только необычайно одаренные, несколько органов чувств для формирования мысленных образов и как эти образы могут помочь в идентификации объектов в различных сенсорных условиях. Исследователи провели два эксперимента.
В первом эксперименте исследовались сенсорные модальности, которые собаки используют для распознавания и извлечения знакомой игрушки в условиях различной освещенности. В эксперименте приняли участие 14 собак: 10 обычных семейных собак и 3 одаренные собаки, изучающие слова.
Вначале каждую собаку обучали доставать определенную игрушку из набора отвлекающих предметов. В процессе обучения хозяин собаки играл с обозначенной "целевой" игрушкой, а собака, которую поощряли лакомствами и похвалой, выбирала эту игрушку, а не другие. Эта фаза обучения была направлена на создание ментальной ассоциации между игрушкой и вознаграждением за нее. После этого в эксперименте проверялось, смогут ли собаки вспомнить и выбрать эту игрушку в двух условиях: при включенном свете (светлое состояние) и при выключенном свете (темное состояние).
В обоих случаях игрушки размещались в комнате, отличной от той, где находились собака и ее хозяин. Затем хозяева давали собакам команду достать определенную игрушку. Исследователи наблюдали за тем, как собаки находят нужную игрушку, отмечая время, затраченное на это, и сенсорные сигналы, используемые для ее поиска - визуальные или обонятельные.
Результаты показали, что все собаки успешно находили игрушку как в освещенном, так и в неосвещенном помещении, однако при включенном свете они делали это быстрее, что свидетельствует о том, что они в первую очередь полагались на зрительные сигналы. В темноте исследователи отметили значительное увеличение времени, которое собаки тратили на обнюхивание, что говорит о переключении внимания на обонятельные сигналы, когда визуальная информация была недоступна.
Эти результаты свидетельствуют о том, что собаки способны использовать несколько органов чувств для формирования комплексного представления об окружающей среде. Они регулируют свое восприятие в зависимости от наличия сенсорных данных, демонстрируя гибкость когнитивных процессов.
Второй эксперимент был специально разработан для более глубокого изучения когнитивных процессов одаренных собак, изучающих слова, и был посвящен тому, как эти собаки вспоминают и ищут игрушки, используя вербальные сигналы в различных сенсорных условиях. В эксперименте участвовали три одаренные собаки, изучавшие слова в эксперименте 1, а также еще одна самка бордер-колли.
В этом эксперименте каждую собаку тестировали в знакомой обстановке, либо у себя дома, либо в известной лаборатории, чтобы обеспечить комфорт и снизить переменный стресс, который может повлиять на поведение. Схема была похожа на ту, что использовалась в эксперименте 1, но была скорректирована с учетом привычной для каждой собаки обстановки. В эксперименте использовался имеющийся у собак словарный запас названных игрушек. У каждой собаки была коллекция знакомых игрушек, которые, как они ранее демонстрировали, они могли идентифицировать по названию.
Процедура была проста: владелец просил собаку найти определенную игрушку по имени, как в освещенном помещении (светлое время суток), так и в полной темноте (темное время суток). Цель заключалась в том, чтобы проверить, смогут ли собаки использовать свои мультисенсорные мысленные образы игрушек для их поиска без визуальных подсказок. Как и в эксперименте 1, игрушки были размещены в отдельной комнате, и собаки должны были ориентироваться в этой комнате, чтобы выбрать нужную игрушку.
Одаренные собаки, изучающие слова, успешно находили нужные игрушки по названию как в светлых, так и в темных условиях, не демонстрируя значительной разницы в показателях успешности между двумя группами. Этот вывод позволяет предположить, что словесное обозначение игрушки вызывает в памяти надежное мультисенсорное мысленное представление о ней, на которое собаки могут опираться даже в отсутствие визуальной информации.
Кроме того, эксперимент показал, что, хотя собаки тратили больше времени на поиск в темноте, что свидетельствует о том, что им требовалось больше усилий, чтобы найти игрушку без зрения, они все равно были способны эффективно работать. Увеличение времени поиска в темноте сопровождалось усилением нюхательного поведения, что свидетельствует о переключении на обонятельные сигналы при отсутствии визуальных.
Исследование, хотя и показательное, имеет свои ограничения. Размер выборки был относительно небольшим, и исследование включало только несколько пород собак. В будущих исследованиях можно было бы включить более широкий спектр пород и большее количество людей, чтобы подтвердить эти выводы. Кроме того, изучение того, как собаки используют другие органы чувств, такие как слух и осязание, для идентификации объектов, могло бы дать более глубокое представление о собачьем познании.
Тем не менее, исследование предоставляет убедительные доказательства того, что собаки, как и люди, формируют сложные сенсорные образы окружающих их объектов. Хотя одаренные собаки, изучающие слова, могут представлять верхний эшелон собачьего интеллекта, обычные семейные собаки также обладают способностью воспринимать и запоминать свой мир богатым, мультимодальным образом.
Авторами исследования "Мультисенсорная ментальная репрезентация объектов у типичных и одаренных собак, изучающих слово" стали Шани Дрор, Андреа Соммезе, Адам Миклоши, Андреа Темези и Клаудиа Фугацца.