Центральный монитор, на него у нас выводится карта навигации…
Высотомер, горизонт и различные индикаторы. В кабине вертолета санитарной авиации более десятка различных приборов, при этом все ключевые дублируются: для удобства выводятся на экраны, но для безопасности установлены и физически — на приборной панели. В этот раз за штурвалом Тульской воздушной скорой пилот с боевым военным прошлым, впрочем, главное, говорит сам Евгений, никогда не забывать, что за спиной в воздухе — пациенты.
Евгений Потемкин, командир воздушного судна санитарной авиации:
Мы чаще всего перевозим всё-таки тяжелых больных, и управление вертолетом накладывает сразу ограничения — крен большой не сделаешь, чтобы человеку было комфортно, если ты будешь закладывать такие же виражи, как на боевой машине, то не то что больной — здоровый человек может не выдержать перегрузок.
Скорость вертолета Тульской санитарной авиации составляет примерно 200 километров в час. Это означает, что от самой дальней точки Тульской области, в Ефремове, до областной больницы он долетает всего лишь за 40–45 минут, а от Тулы до Москвы — за час.
Самый дальний полет с 2019 года, а именно тогда в нашем регионе и появилась санитарная авиация, был сделан летчиками в Республику Крым — из Судака в Тульскую областную больницу тогда доставили получившего травмы туляка. На втором месте по продолжительности полета — эвакуация младенца из Тулы в Петербургскую клинику. Маршруты же из районов нашего региона в областной центр и из Тулы в Москву — самые популярные в навигационных картах пилотов воздушной скорой. Впрочем, как бы далеко не отправился желто-красный вертолет из Тулы — цель всегда одна: как можно быстрее доставить больного к нужным специалистам.
Сергей Мухин, главный врач Тульского центра медицины катастроф:
Вертолет — это щадящий способ транспортировки: пациента не трясет. Конечно, когда мы говорим о пациентах с политравмой, когда играет правило “золотого часа”, когда пациент с острым нарушением мозгового кровообращения, пациента с острым коронарным синдромом, тут не просто правило часа — тут правило золотых минут, потому что чем быстрее мы доставим пациента, чем быстрее начнем оказывать помощь в специализированных медицинских учреждениях, тем с большей долей вероятности пациенту будет сохранена жизнь.
Более 800 вылетов — именно столько воздушные бригады врачей совершили за 5 лет работы, около 40 полетов было совершено только с начала этого года, а в планах развития санитарной авиации — строительство новых вертолетных площадок. Одна уже была организована в Ефремове, строительство еще двух — в Алексине и Суворове — сейчас прорабатывается.