Найти тему
ВТБ Страна

От запеченного лебедя до пасхального кулича: 7 роскошно накрытых столов в русской живописи

Оглавление

Черная икра, сезонные овощи и сочный окорок. Это не сон голодающего, а детали богато накрытых столов с картин русских художников. Рассмотрим семь полотен с роскошными застольями, ваша задача — не поддаться искушению и не убежать на кухню.

Дорогой гость

Петр Кончаловский. «Алексей Николаевич Толстой в гостях у художника», 1941 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Петр Кончаловский. «Алексей Николаевич Толстой в гостях у художника», 1941 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Петра Кончаловского и Алексея Толстого связывала давняя дружба. Художник часто приглашал писателя в гости на дачу в Бугры. Там же написал его портрет.

Жареный цыпленок, красная рыба, окорок и свежие овощи — все сочно, ярко и очень дорого. Яства сервированы на роскошной посуде. Кажется, если бы гость не пришел, Кончаловский все равно написал бы шедевр — только не портрет, а натюрморт.

Ужин Толстой начал с рюмки напитка, налитого в сосуд с декорированной пробкой. Многим советским гражданам такой стол мог только сниться. Но перед зрителем человек особенный — автор сказки «Золотой ключик» и романа «Петр Первый», лауреат трех Сталинский премий и любимый писатель советской власти.

Хруст московской булки

Илья Машков. «Снедь московская. Хлебы», 1924 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Илья Машков. «Снедь московская. Хлебы», 1924 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

В дореволюционные годы Илья Машков был активным участником художественного общества «Бубновый валет». Оно объединяло художников, вдохновленных постимпрессионизмом. Натюрморт был у членов «Бубнового валета» любимым жанром.

В 1920-е живопись Машкова изменилась. Теперь он отошел от авангардных экспериментов и стремился сделать новое искусство понятным каждому. В натюрморте «Снедь московская. Хлебы» Машков любуется сдобными булками, кренделями, буханками, сушками, кексами. Картина — гимн благополучию молодого советского общества. Художник писал: «…композиция как бы безалаберная, нескладная, но нашенская, московская, тутошняя, а не парижская… „Хлебы“ — наша матушка Россия, ты моя родная, хлебная, оркестровая, органная, хоровая».

Натюрморт в полном расцвете сил

Иван Хруцкий. «Цветы и плоды», 1839 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Иван Хруцкий. «Цветы и плоды», 1839 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

В начале 19 века написание цветов и фруктов считалось делом, достойным учеников, которые только осваивают ремесло художника. Но Иван Хруцкий вывел жанр натюрморта из тени веков, сделал его популярным и за счет него приобрел известность сам.

На картине «Цветы и плоды» Хруцкий собрал весь богатый осенний урожай. Об особой щедрости земли рассказывает массивная тыква, расположенная в правой части картины. Перед ней груши, спелые настолько, что полакомиться ими прилетела муха. В левой части полотна — лукошко с персиками и корзина винограда. А в центре композиции — ваза, наполненная цветами. Здесь Хруцкий тоже оставил намек на обилие урожая и добавил в букет колосья.

Весенние ирисы и пионы в вазе не сочетаются с дарами позднего лета и осени, но отсылают к натюрмортам голландцев и фламандцев, которыми вдохновлялся Хруцкий: в фантазийных букетах они собирали растения, цветущие в разное время.

Гостям — лебедь, молодоженам — курица

Константин Маковский. «Боярский свадебный пир в 17 веке», 1883 год, Музей Хиллвуд, Вашингтон © Public domain
Константин Маковский. «Боярский свадебный пир в 17 веке», 1883 год, Музей Хиллвуд, Вашингтон © Public domain

Картину «Боярский свадебный пир в 17 веке» Константин Маковский продавал так дорого, что она оказалась не по карману Павлу Третьякову. Работу за огромные 60 тысяч рублей купил американский ювелир Шуман. Ему так понравилось полотно, что он заказал у художника еще одно. Так Маковский приобрел популярность за океаном.

Картина Маковского очень живописна и во многом исторически достоверна. И дело даже не в роскошных одеждах, посуде и сундуках, а в праздничных блюдах. На полотне художник изобразил финал роскошного свадебного пира. Это ясно по лебедю, которым традиционно завершали празднование. Молодоженам за столом есть не позволялось. На их тарелку положили жареную курицу, которую они должны были съесть в спальне для поправки сил.

Скромный завтрак в модной пижаме

Павел Федотов. «Завтрак аристократа», 1850 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Павел Федотов. «Завтрак аристократа», 1850 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

На картине «Завтрак аристократа» ожидаешь увидеть богато накрытый стол, но только если она не написана Павлом Федотовым. Художник всегда прорабатывал до мельчайших деталей острые социальные темы и обожал иронию: она в этой работе — главный инструмент Федотова.

Обстановка в комнате и одежда героя намекают на его принадлежность к светскому обществу: щегольской внешний вид, стильная стрижка пуделя, дорогой ковер.

Однако утренние яства подозрительно просты, а о сервировке и говорить не приходится. На столе у аристократа кусок ржаного хлеба — такой покупали обычно простые горожане и беднота, потому герой и спешит спрятать его от внезапного гостя. А дополняет этот роскошный натюрморт пустой вывернутый кошелек. Федотов дает понять: чтоб скопить на модную одежду, светский лев вынужден экономить на завтраках.

Настоящий педагог и научит, и накормит

Николай Богданов-Бельский. «День рождения учительницы», 1920-е годы, Музей искусств имени А. Кастеева, Алма-Ата © Public domain
Николай Богданов-Бельский. «День рождения учительницы», 1920-е годы, Музей искусств имени А. Кастеева, Алма-Ата © Public domain

Тема учительства занимает в творчестве Николая Богданова-Бельского важное место. Сын батрачки, он сумел получить образование только потому, что попал в школу Сергея Рачинского. Этот большой ученый, математик и ботаник, основывал школы для крестьянских детей, тем самым выписывая многим из них билет в светлое будущее.

Отношения между учителем и учеником навсегда остались в памяти Богданова-Бельского трепетными и теплыми. Такими он изобразил их на картине «День рождения учительницы». Дети в гостях у именинницы приодетые и аккуратные. Кажется, что на столе перед ними совсем нет места роскоши, на первый взгляд тут одни яблоки. Но перед деревенскими ребятами много лакомств: есть баранки, сахар и даже варенье.

Черная икра к большому празднику

Борис Кустодиев. «Пасхальный обряд. Христосование», 1916 год, Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина, Астрахань © Public domain
Борис Кустодиев. «Пасхальный обряд. Христосование», 1916 год, Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина, Астрахань © Public domain

В творчестве Бориса Кустодиева много работ, рисующих купеческий быт. Они эффектные и колоритные, нередко со сценами чаепития или празднования у стола, как на картине «Пасхальный обряд. Христосование».

Борис Кустодиев изображает столовую купеческого дома в день Пасхи. На первом плане купчиха поздравляет хозяина дома. Православный обряд христосования сопровождается троекратным приветствием с поцелуями и возгласом «Христос воскресе!». Принимающий поздравления должен ответить: «Воистину воскресе!» Позади героев богато убранный стол. На большой тарелке цветные пасхальные яйца. Среди них «крашенки» (однотонные) и «писанки» (украшенные росписью). Помимо традиционной творожной пасхи и куличей, на столе банка черной икры, гусь и несколько бутылок с настойками. В главный православный праздник можно было позволить себе самое лучшее.

В мае много праздничных дней, а в этом году к ним добавилась еще и Пасха. Это значит, что нас ждут застолья и угощения, не уступающие по размаху новогоднему кулинарному марафону. Настроиться на праздничный лад можно на бесплатном вебинаре «Пасха и другие праздники: традиции и еда 100 лет назад». На лекции, организованной банком ВТБ совместно с образовательным проектом Level One, вы узнаете, что ели на Руси зимой и летом, и разберетесь, как в старину готовились к большому празднику.