Часто прогуливаясь по своему родному городу, мы вдруг задумываемся о том, как выглядело то или иное место в прошлом. Каким его могли видеть люди, жившие сто, двести или даже триста лет назад? Узнать об этом помогут произведения искусства: картины, гравюры и литографии. Они, свидетели былых эпох, сохраняют память об истории зданий, улиц и целых городов.
В Историческом музее хранится богатая коллекция архитектурной живописи, изображающей различные города нашей страны.
С помощью картин художника Фёдора Алексеева, основоположника и крупнейшего мастера городского пейзажа предлагаем вам отправиться на воображаемую прогулку по сердцу России — Кремлю и его окрестностям XIX века.
На этом полотне мастер изобразил местность в Кремле у Спасских ворот. Слева на переднем плане изображен фрагмент пушечного шатра (1780—1810). За ним расположен комплекс Вознесенского женского монастыря, основанного в конце XIV века вдовой князя Дмитрия Донского великой княгиней Евдокией Дмитриевной (преподобная Евфросиния Московская).
До начала XVIII века храм Вознесения Господня, главный собор монастыря, являлся усыпальницей женской половины великокняжеской, а затем и царской семьи. Одна из глав собора видна в глубине за храмами Святой Великомученицы Екатерины, Казанской иконы Божией Матери и Михаила Малеина. В правой части картины — фрагмент Кремлевской стены со Спасской и Набатной башнями. Справа от Спасской башни — небольшая Царская башенка с шатровым верхом. За стеной виднеются купола Покровского собора.
На картине представлена часть Соборной площади с видом в сторону главного храма Московского государства — Успенского собора, возведенного в 1475- 1479 гг. итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти. В этом храме венчались на царство все русские самодержцы, он также являлся усыпальницей московских митрополитов и патриархов. Справа изображен комплекс колокольни Ивана Великого, создававшийся более ста лет — с 1505 по 1642 гг. известными итальянскими и московскими зодчими. В конце XVIII в. к западному фасаду церкви-звонницы Рождества Христова по проекту Матвея Казакова пристроил здание кордегардии.
Далее на переднем плане — фрагмент западного фасада Архангельского собора, возведенного в 1505-1507 гг. архитектором Алевизом Новым. Слева изображено здание Грановитой палаты с белокаменным Красным крыльцом. Панорамный вид Соборной площади выполнен от колокольни Ивана Великого. В центре находится Грановитая палата.
Панорамный вид Соборной площади выполнен от колокольни Ивана Великого. В центре находится Грановитая палата с белокаменным Красным крыльцом, возведенная в 1487-1491 гг. итальянскими зодчими Марком Руффо и Пьетро Антонио Солари.
В этих парадных покоях великокняжеского дворца Ивана III проводились торжественные приемы. В конце XVII века здание поновил архитектор О. Д. Старцев: под его руководством стрельчатые окна растесали и украсили белокаменными наличниками с колонками, перевитыми виноградной лозой. Немного левее представлен Благовещенский собор — домовая церковь Великокняжеского дворца, построенная в 1484-1489 гг. псковскими мастерами.
Данный сюжет пользовался особой популярностью у заказчиков и неоднократно повторялся Алексеевым, поскольку именно в нем художник органично соединил широкий панорамный показ Первопрестольной с документальной точностью изображения её архитектуры. Особую прелесть картине придает водная гладь Москвы-реки с живописными берегами.
К началу XIX века древняя резиденция московских царей во многом сохранила свой средневековый облик, сложившийся в XV-XVII вв. Так, справа от Боровицких ворот видны здания Конюшенного приказа с шатровой проездной башней и маленькой одноглавой церкви Рождества Иоанна Предтечи.
В то же время уже в XVIII столетии в застройке Кремля появляются здания в стиле архитектуры Нового времени. Прежде всего, это Кремлевский дворец (справа от Водовзводной башни), возведенный московским архитектором Д. В. Ухтомским в 1753 г. Своеобразие архитектурного облика старой столицы подчеркивает живописный силуэт Каменного моста (вторая половина XVII века). Сквозь его арочные пролеты видна Кремлевская набережная. В 1795 году она была облицована каменными плитами, тогда как в других местах берега реки ещё долго оставались укрепленными лишь деревянными стенами. Слева на первом плане, у Пречистенской набережной — штабели бревен и плоты. В этом месте размещались лесные ряды и шла оживленная торговля древесиной.
Долгое время картина считалась работой неизвестного мастера. Авторство Ф. Я. Алексеева установлено относительно недавно в результате тщательного изучения всего графического наследия художника, которое к середине ХХ в. оказалось в собраниях нескольких музеев Москвы и Петербурга. Среди исследователей архитектуры допожарной Москвы существует несколько версий того, какой именно храм изобразил художник: одна из церквей Георгиевского женского монастыря в начале Большой Дмитровки, упраздненного после 1812 года, или же одна из церквей Высокопетровского мужского монастыря.
Более аргументированным кажется предположение о том, что на картине запечатлена церковь Тихона, епископа Амафунтского, у Арбатских ворот. Она находилась на Арбатской площади у ворот Белого города и соединялась арочным переходом с усадьбой графа Головкина.
Другие виды Москвы представлены в книге «Видовая живопись конца XVIII — начала XX века из собрания Исторического музея»