Найти тему
KUPIKOD

Почему разработать AAA-игру в России в 10 раз дешевле, чем на Западе

Оглавление

Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько стоит создание по-настоящему крупного игрового проекта? Речь идёт не о небольшой мобильной игрушке, а о полномасштабной AAA-игре с захватывающим сюжетом, потрясающей графикой и огромным открытым миром. Такие проекты требуют колоссальных вложений, и их бюджеты нередко достигают сотен миллионов долларов. Но что если я скажу, что в России разработать подобную игру стоит в десять раз дешевле?

Самая дорогая российская игра на сегодняшний день — «Смута», чей бюджет, по разным оценкам, составил от 500 миллионов до 1 миллиарда рублей. И, несмотря на спорные оценки, как минимум графически проект ничуть не уступает западным AAA-тайтлам. Это вообще много... Или мало? Давайте разбираться.

Сколько стоит миллиард

Миллиард рублей — для обычного человека эта сумма звучит как нечто фантастическое и недостижимое. Колоссальная сумма для простых смертных.

Можно купить целый авиапарк, выстроить десятки роскошных вилл или прожить безбедно всю жизнь, ни в чем себе не отказывая. Однако для крупной игровой компании это стандартные расходы на создание одного проекта. А для крупной западной — доли таковых.

Ведь давайте переведем эту сумму в доллары... Миллиард рублей — это всего лишь 11 миллионов долларов по нынешнему курсу. Для масштабной ААА-игры от западных студий такой бюджет — лишь жалкие крохи, десятая часть от средних затрат. Взять, к примеру, блокбастер «Старфилд» от Bethesda – аналитики оценивают его бюджет в 200-500 миллионов долларов! Конвейер Call of Duty обходится Activision в $500 миллионов в год.

А для России даже миллиард — уже непредставимая сумма, на которую можно «гулять на все деньги». Откуда же такая разница в цифрах между отечественной и зарубежной игровой индустрией? Откуда столь колоссальная разница в бюджетах? Ответ кроется в структуре расходов и особенностях российского рынка труда.

95% бюджета разработки игры – ФОТ

Секрет кроется в том, на что именно уходят деньги при создании AAA-игры. В среднем порядка 95% всего бюджета приходится на фонд оплаты труда – зарплаты разработчиков, художников, дизайнеров, тестировщиков и прочих специалистов, задействованных в процессе разработки. Остальные 5% расходуются на оборудование — компьютеры, периферию, лицензионное ПО и прочую технику.

А зарплаты в России существенно ниже, чем на Западе, особенно после массового ухода с рынка иностранных компаний. У них вы вряд ли найдете 3D-моделлера с окладом в $400 (около 37 500 рублей по текущему курсу). Скорее, он попросит приписать ещё нолик к этой сумме. Программисты, дизайнеры уровней, художники, тестировщики и другие специалисты в игровой индустрии США и Европы получают зарплаты, превышающие российские в разы.

-2

В то же время в России $400 – это вполне реальная, хоть и средняя зарплата для того же опытного 3D-моделлера. А некоторые молодые энтузиасты согласятся и на меньшее, лишь бы работать в крупной игровой компании из госсписка ИТ-структур и избежать перспективы познакомиться с армией ближе, чем хотелось бы.

А если зарплаты в десять раз меньше, то соответственно, уменьшается и цена человеко-часа. А ведь именно она и составляет львиную долю бюджета любой игры. Получается, что при тех же трудозатратах, но меньших зарплатах, бюджет российской AAA-игры оказывается в разы ниже западного аналога. Вот и вся разгадка «дешевизны»! Или не вся?

Никаких налогов

Однако низкие зарплаты – это лишь один из факторов, способствующих тому, что разработка ААА-игр в России обходится значительно дешевле, нежели на Западе. Государство также всячески поддерживает отечественную ИТ-отрасль и игрострой в частности, создавая беспрецедентные условия для их развития.

К примеру, российские ИТ-компании временно освобождены от большинства налогов, включая налог на прибыль, НДС, плюс отсутствуют какие-либо проверки со стороны налоговых органов. И речь идет не о каких-то льготных ставках, а о полном освобождении от фискальной нагрузки. Такие преференции серьезно снижают издержки игровых студий, позволяя им направлять все заработанные средства на развитие — и, опять же, обойтись меньшим бюджетом.

Этот налоговый мораторий, скорее всего, будет многократно продлен и после 2025 года, обеспечивая игровой индустрии столь необходимую государственную поддержку.

Путин пытается превратить «страну нефти и зерна» в IT-сверхдержаву
Путин пытается превратить «страну нефти и зерна» в IT-сверхдержаву

В это же время, на Западе ситуация для игровых компаний совершенно иная. Они вынуждены нести полную налоговую нагрузку, выплачивая высокие налоги на прибыль, НДС и прочие сборы. В США налоги нужно платить даже на траты, прямо в процессе разработки — а это колоссальные издержки, учитывая многомиллионные бюджеты разработки игр ААА-класса.

В России же разработчики могут полностью сконцентрироваться на творческом процессе, не отвлекаясь на бюрократические формальности и проверки. Благоприятный налоговый режим освобождает их от лишней финансовой нагрузки, позволяя вкладывать максимум ресурсов непосредственно в производство игр.

Заключение: Деревянный рубль победил, IT оказалось сильней...

Итак, мы выяснили, что создание AAA-игры в России обходится в разы дешевле, чем на Западе. И главная причина этого — низкие зарплаты российских специалистов. Но дело не только в них.

Деревянный рубль победил...
Деревянный рубль победил...

Освобождение IT-компаний от налогов и выгодный курс доллара усиливают эффект низких зарплат и позволяют довести разницу в эффективных бюджетах до десятикратной. Российские студии могут создавать потрясающие игры мирового уровня, вкладывая в них относительно небольшие средства. А внутренние факторы, вроде эксклюзивной возможности освобождения от мобилизации, задирают «дельту зарплат» и того выше.

Возможно, когда-нибудь эта ситуация изменится, зарплаты в индустрии поднимутся и российским разработчикам придется конкурировать с Западом на равных. Но пока деревянный рубль продолжает свое победное шествие, а IT-индустрия остается одной из самых перспективных и динамично развивающихся отраслей в стране. Так что ждите новых отечественных AAA-хитов — они обязательно порадуют вас своим высоким качеством и доступной ценой!

Автор статьи: Максим Шилов.

И, наконец, ещё один факт от команды Kupikod: приобрести игры в России тоже можно в 10 раз дешевле. Например, по этой ссылке купить Mortal Kobmat 11 можно всего за 350 рублей, а купить дилогию Metro можно всего за 300 рублей. Проверяйте и экономьте вместе с Kupikod!