Найти тему
Просто Училка

"Мы не учимся! Мы готовимся!" Не думая о последствиях, современная система школьного образования штампует формальных неучей

Девочка моя! Не выдумывай, пожалуйста! Чтобы решить этот номер, надо погрузиться в самые азы преобразования выражений!

  • Сначала повторим, как взаимодействуют положительные и отрицательные числа.
  • Потом вспомним формулы сокращённого умножения. Если не вспомним, раскроем фонтанчиком, я тебе напомню. Или научу, если совсем не понимаешь.
  • Затем потренируемся раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые и...

– Елена Владимировна! Ну зачем так сложно?! Это же восьмой номер из ОГЭ, да? Вторая галочка из восьмого номера. Значит, это сюда, тут вот так мы делаем, а здесь сокращаем. Всё!

– Ты что, правда не понимаешь? А если выражение чуть изменить? Посмотри на экран! Что ты будешь делать в этом случае?! Здесь твои приёмчики не сработают! Понимать надо, а не хитрить!

Да вы что! Не будет такого на ОГЭ! Там только такие номера! Мы в школе каждый день их гоняем! Не сомневайтесь, других не бывает!

***

"Мы это решали" фраза, действующая на репетитора по математике, автора статьи, как красная тряпка на быка. Это они решали. Вы понимаете, товарищи?! А это они не решали, поэтому не умеют. И не будут, ведь в ОГЭ, ВПР, ЕГЭ такого не бывает.

Вам ничего не напомнила формулировка? Конечно. Знакомая песенка из детства про Антошку:

Это мы не проходили!

В нашем детстве было "не проходили" или "проходили". Сейчас – "решали" и "не решали".

Раньше мы учились по учебникам. Сначала проходили тему, разбирая её несколько уроков. В процессе прохождения делали разные закрепляющие тренировки (примеры, задачи и пр.), включая обязательное выполнение домашних заданий по проходимой теме.

В финале наступала контрольная работа. Её результаты показывали, насколько хорошо/плохо мы усвоили материал.

Чтобы не возникало нелепых вопросов, скажу ещё проще: мы шли от общего к частному. Дедуктивно действовали.

Сейчас не так.

ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, РДР, ДКР, КДР и прочие буквосочетания контрольные работы, которыми школа завалена по самую маковку. Административные, краевые, диагностические, метапредметные, срезoвые, проверочные, самостоятельные, областные и бог знает какие ещё!

Многие из них в школу приходят извне. Различные чиновники хотят воочию и во всех подробностях убедиться, что образование протекает чинно и благородно; что все школьники соответствуют ФГОС, КИМ, ФИПИ и прочим буквам. А то вдруг закралось несоответствие?! Нельзя такого допустить!

Вот и получается, что вместо прохождения тем по учебникам учителя вынуждены постоянно демонстрировать должный уровень, чтобы родную школу под монастырь не подвести.

Отсюда возникает особый образ действий, подготовительный:

Ребята! У нас скоро ВПР! Сегодня к ней готовимся! Завтра к РКР! (А прямоугольные треугольники я с ними потом пройду, когда ВПР закончится, а РКР ещё пару дней не начнётся. Опять не успеем, скорее всего...)

Пособий по подготовке огромное множество. Примеры и задачи структурированы по разделам и номерам. Номера составлены из определённых математических/алгебраических/геометрических кочек и ловушек.

Учителя учат школьников прыгать по этим кочкам правильно и попадать в эти ловушки как можно реже.

Уроки посвящены перманентной подготовке к проверкам, темы в учебниках даже не читаются, примеры и задачи в домашнем задании решаются через ГДЗ (сайты готовых домашних заданий) формально и фиктивно, однако по кочкам нормально, справляемся.

Так школа относительно чинно и местами даже благородно демонстрирует для чиновничьих структур желаемый должный уровень, а не какой-нибудь левый, в корне вредный и опасный уровень.

***

Если у нас с вами в прошлом веке была дедукция, то это, получается, индукция? Они же без теории сразу к практике переходят? Наверное, теорию через практику постигают? Индукция же, как пить дать!

Нет, не индукция. Профанация и очковтирательство.

Не бывает крепких, полноценных знаний без теории. Заучив наизусть пару схем и тройку алгоритмов, невозможно хорошо усвоить материал.

Это здорово проявляется, если ученикам дать немного изменённую задачу. Не такую, как в сборниках и на сайтах для подготовки, допустим, к ОГЭ, а свою составить.

"Ой, а мы такое не решали!" – обижено и возмущённо восклицают девятиклассники.

Причём, что особенно расстраивает нас, репетиторов, ребята сопротивляются выходить за шаблоны. Им комфортно в этих узких рамках.

"Мне не повезло с репетитором по физике! Мы с ним темы проходим, но ни одна задача из ОГЭ не совпадает! Я вчера специально сидел и сравнивал, какие он мне даёт, а какие на сайте. Ни одной такой нет! Как я сдам ОГЭ?! Что мне делать?!" заламывает руки ученик.

Даже в голову не приходит попробовать применить знания! Ну вот как?!

И репетиторы разные бывают. Я поначалу была, как физик. Принципиальная. Теперь смотрю по обстоятельствам. Мне же тоже хочется есть, кормить домашних, платить за коммуналку, копить на мечту.

Поэтому покладисто натаскиваю. Чтобы сдали. Но только в случаях, когда времени критично мало. Когда имеется дилемма: либо уметь, либо знать.

Для наглядности прилагаю две задачи. Одна из подготовки к ОГЭ (9 класс), другая из подготовки к ВПР (8 класс). Что из них что не скажу. Ученики, с которыми давно и всерьёз занимаемся математикой, решают обе. Спокойно, не глядя и не задавая лишних вопросов. Даже семиклассники, потому что с некоторыми мы давно уже вперёд ушли.

А те, кого приходится натаскивать, округляют глаза:

"Мы ж такое не решали!"

Если дальше так пойдёт, то скоро у нас учебники математики различных авторов отпадут за ненадобностью, их всё равно мало кто читает, зато будет:

учебник по ВПР, учебник по ОГЭ, учебник по ЕГЭ (базовый уровень), учебник по ЕГЭ (профильный уровень) и т. д.

Тогда-то тов. Ященко и озолотится окончательно. А настоящее обучение канет в лету. Тоже за ненадобностью. И тоже окончательно.

***

Пользуясь служебным положением, хочется к чиновникам из министерства не то просвещения, не то образования обратиться (мой канал, к кому хочу, к тому и обращаюсь).

Дорогие инопланетные особи! Для того, чтобы земные дети получили образование, достаточно:

  • Учитель 1 ед.
  • Дети до 25 ед.
  • Учебник по предмету по количеству голов.
  • Тетради и ручки по количеству голов.

Не нужны им постоянные проверочные! Им учиться надо, а не проверяться! Заканчивайте уже и летите домой! На Альдебаран! Раз в триста лет будете прилетать и проверять, так уж и быть.

Не надо нам штамповать формальных неучей!
-2

Заканчиваю. Вообще-то грустно. Но если с юмором подходить к вопросу, то и ничего. Захотите обсудить волнующую автора тему постоянных проверочных жду. Где обычно.

В комментариях😏

И лайками можете порадовать😊👍

Важное!

Дзен придумал кнопку донатов и вставил её в каждую статью. Присмотритесь к правой стороне в конце материала, и вы увидите протянутую ручку автора с сердечком. Так сотрудники платформы видят наши авторские бдения по ночам и многочасовую работу с комментариями. Ну ладно. Это наш выбор, нас писать никто не заставляет.

Однако, если вы решите меня поддержать, мне будет очень приятно😊🙏