Помню, в детстве был такой случай: у меня был день рождения, и я пришла к бабушке в гости. Как и все дети, я ожидала поздравление и подарок. Но мне ничего не подарили. Бабушка сказала, что даст мне подарок позже, но так и не подарила. А я ждала. При этом моей двоюродной сестре она подарила куклу.
Мне повезло родиться в семье, где никогда не поднималась проблема ревности. Детей в семье было двое: моя старшая сестра и я. Мы получали одинаковое количество внимания и заботы. Никогда никого из нас родители не выделяли, не проявляли особых чувств. Я даже не знала, что в семьях, оказывается, дети могут ревновать родителей друг к другу.
А ведь проблема действительно существовала. Одна моя знакомая рассказывала мне, что в её семье родители обожают брата, а к ней относятся более прохладно. Всё самое лучшее покупают ему, о нём все разговоры и заботы. Ей же достаются крохи родительской любви. Конечно, я слышала только её мнение и видела эту ситуацию её глазами. Возможно, дело было совсем не так, но случай показывает, что проблема детской ревности является реальной.
Когда я была беременной Виталиком, я готовила своего старшего сына к появлению нового члена семьи. Данил по своему характеру очень консервативный, он с трудом переживает любые перемены в жизни. И эта черта проявлялась с самого раннего детства.
Например, нам нужно было передвинуть в спальне его кровать, чтобы поставить колыбель. Я стала заранее говорить сыну о предстоящей смене обстановки в комнате, он слушал и вроде бы не возражал. Но когда дело было сделано, ребёнок расстроился, заплакал и попросил вернуть всё, как было.
Но жилплощадь не позволяла нам как-либо иначе решить вопрос, поэтому всё оставили, как есть. Данил привыкал к новой обстановке около года и время от времени говорил, что прежнее место ,где стояла его кровать, ему нравилось больше. И тут дело не в ревности. Было много других ситуаций, когда Данилка с трудом переживал новые реалии жизни. Тот же переезд на новую квартиру. Слёз было пролито много, требований вернуться в прежнее жильё мы выслушали много. Адаптация длилась около года.
Профилактика детской ревности
Однако это было позже. А пока я ждала второго сына и морально готовила к этому первого. Все 8 месяцев - а Виталик родился раньше срока, я об этом писала здесь - я регулярно говорила с Данилом на тему рождения малыша. Я ему рассказывала, как была беременной им, как мы с папой ждали его появление на свет и как радовались, когда он наконец родился.
Сыну нравились мои истории, он слушал их внимательно. Данил вообще очень хорошо слушает и запоминает. Даже если кажется, что он занят игрой, позже выясняется, что ребёнок всё слышал и запомнил. Возможно, эти беседы и стали первой профилактикой проявления ревности ребёнка. Потом Виталик родился, мы вернулись с ним из роддома. И тут всё моё внимание сместилось на малыша.
Чтобы Данил не чувствовал себя обделённым, я продолжала ему рассказывать о нём. Например, кормлю ребёнка грудью, а сын сидит рядом, наблюдает. Я ему рассказываю, как кормила грудью его, каким он был в этом возрасте.
Пеленаю и меняю подгузник, а Данилка стоит рядом и уже сам комментирует процесс:
-Мама, когда я был маленьким, ты меня так же пеленала?
-Конечно, сынок. Я с тобой делала всё то же самое.
Глядя на малыша, старший ребёнок представлял себя на месте младенца и понимал, что его любят так же. А ещё я ему говорила и продолжаю говорить каждый день самые важные слова: "Я люблю тебя, сынок". И абсолютно все манипуляции с младенцем я сопровождала фразой:
-С тобой мы делали всё то же самое. И тебя мы вот так купали. Тебя я тоже укачивала и носила на руках. Папа тебя носил на руках на 5 этаж, как и Виталика. Ты просто не помнишь.
Везде и всюду сын слышал эти слова. Он ими пропитался и уже выдавал сам, вместо меня. И слава Богу, процесс адаптации прошёл безболезненно. Что интересно, после рождения Ильяса я этот же ритуал повторила не только с Виталием, но и с Данилом. Так что он дважды через него прошёл и всё ещё проходит. Но теперь уже вокруг малыша стоит не один ребёнок, а два. Мы вместе, втроём, заботились и заботимся о нашем маленьком Ильясике.
Но всё же где-то я упустила возможности больше времени уделять Виталику. С одной стороны младенец, а с другой - школьник. одному нужна забота, другому нужна помощь с уроками, нужен контроль, чтобы собрал рюкзак, не забыл вторую обувь. С Данилом мы читали, учили стихи, вместе ходили, а потом ездили в школу. Вместе возвращались домой.
А Виталик остался немного в стороне. Возможно, поэтому он несколько капризен и эксцентричен. Недолюбила, не хватило ему моей любви и моего внимания. Но Виталик очень ласковый и добрый мальчик. К Ильясу он меня не ревнует, очень любит младшего брата, всегда интересуется его делами, прибегает к нему после садика, целует, обнимает, тискает. Он искренне переживает за малыша, оберегает его от опасностей и тревожится за его здоровье.
Детские обиды на взрослых
А вот с обидами дело обстоит иначе. Я много лет была в глубокой обиде на бабушку со стороны отца за её нелюбовь ко мне и моей сестре. Так получилось, что бабушке ближе были её внуки и внучка, рождённые дочерями. Видимо, дети дочери ближе и любимей. У отца также есть родной брат, его сын воспитывался в доме бабушки, поэтому и этот внук был дорог её сердцу больше, чем мы.
По непонятным мне причинам бабушка нас недолюбливала. Для нас был закрыт буфет с печеньем на ключ. Для нас были под запретом купленные конфеты и фрукты. Для нас не было подарков от бабушки. У деда была лошадь, и каждое лето они запрягали её, чтобы съездить в лес по ягоды. Нас бабушка с собой никогда не звала, хотя знала, что отца нет дома и мы ходим за ягодами пешком.
Иногда мама отправляла нас наугад, сезон ягод недолго длится, люди старались каждый день выезжать в лес. Бывало, мы придём, а у них уже лошадь запряжена, вот-вот поедут. Приходилось бабушке брать нас с собой, куда деваться. Но она при этом говорила нам, что с нами лошади будет тяжело. Мы были лишним грузом. Однако дети всё это воспринимают иначе, чем взрослые. Понимание ситуации пришло с возрастом. И я была в глубокой обиде на бабушку.
Но если вспомнить, каким было детство моей бабули, то становится её жаль. Она мало хорошего видела в детстве да и с мужем нахлебалась горя сполна. Мне ли её судить и мне ли на неё обижаться? У человека была сложная судьба, её жизненный путь был очень и очень непростым.
Возможно, её сердце было изранено настолько, что не каждому осталось в нём место. Сейчас я простила свою бабушку. Ну, почти простила. Есть понимание, что у человека были какие-то неведомые мне причины. Но где-то в глубине сидит ребёнок, который не хочет это принять до конца.
Есть ещё одна обидушка родом из детства. История такая: была у меня кукла. Любила я эту куклу пуще всех остальных. Ещё бы! Она была светловолосой и в красивом платье. Настоящая советская кукла. Вообще их было две. Две одинаковые куколки для меня и для сестры. Привёз их нам мой дядя, брат отца. Однажды к нам приехали дальние родственники, а с ними была какая-то маленькая девочка. Ей дали мою куклу поиграть.
Когда пришло время гостям уезжать, девочка наотрез отказалась возвращать куклу. И моя мама подарила ребёнку мою любимую куколку. Ох, сколько слёз я тогда пролила😂И теперь, время от времени, я достаю из сундука памяти эту историю и напоминаю о ней своей маме. А она каждый раз просит прощения за этот необдуманный поступок.
Вот сегодня я достала этот случай с пыльной полочки, стряхнула пыль и выложила на свет божий. И всё было бы очень печально, если бы не юмор. История давно превратилась в семейную байку. Но урок я запомнила на всю жизнь. Игрушки своих детей я никому не дарю.
Вот и получается, что взрослые могут ошибаться и ранить детское сердце. Чаще всего это происходит ненароком. У каждого из нас есть детские обиды. Но давайте оставим их в детстве и не будем приглашать во взрослую жизнь. Мы ведь теперь сами большие и тоже можем ошибаться. И так не хочется, чтобы нас судили и карали.
Спасибо, что дочитали, подписывайтесь на мой канал. Всем желаю добра!