Найти тему
VK Гид

Сбалансированность и открытость: кинокритик Егор Москвитин рассказывает, чего ждать от 46-го Московского Международного кинофестиваля

Оглавление

С 19 по 26 апреля в Москве пройдёт 46-й Московский Международный кинофестиваль. Зрителям покажут фильмы и сериалы из России, Израиля, Франции, Индии и многих других стран. Узнали у кинокритика Егора Москвитина, чем уникален ММКФ этого года, и поговорили о внеконкурсной программе «Дикие ночи» с хоррорами и чёрными комедиями.

Чем отличается 46-й ММКФ от фестивалей предыдущих лет?

Лауреаты на церемонии закрытия 45-го ММКФ 2023 в кинотеатре "Россия" в Москве. © РИА Новости / Светлана Шевченко
Лауреаты на церемонии закрытия 45-го ММКФ 2023 в кинотеатре "Россия" в Москве. © РИА Новости / Светлана Шевченко

Главное отличие фестиваля в этом году от тех фестивалей, которые были до этого, наверное, в том, что он устаканившийся и сбалансированный. То есть в 2022 году была понятная реакция на отсутствие картин, которые показывались прежде, отсутствие стран, которые были в основном представлены прежде, и это пытались компенсировать. В 2023-м уже стало ясно, что на ММКФ представлены картины отовсюду.

2024 год — это год такого зрелого, как мне кажется, баланса. Когда, с одной стороны, в рамках фестиваля проходит фестиваль стран БРИКС, а с другой стороны — мы видим огромное количество картин из всё тех же Америки, Европы, Израиля и так далее. То есть главной особенностью я бы назвал сбалансированность и то, что фестиваль остался открытым для всех, кто готов приехать в гости.

Как возникла идея собрать подобную панель «Дикие ночи» внутри ММКФ?

Секция «Дикие ночи» — это программа, которая существовала на ММКФ раньше. Но с того момента, когда я стал ею заниматься, мне захотелось, чтобы она по своей атмосфере, по своей драматургии напоминала то, что происходит на современных фестивалях в остальном мире. Потому что стало модно смотреть ужастики, дикие комедии, чёрные комедии, фантастику, триллеры. И это такой способ демократизировать искусство и показать, что все зрители — одна большая семья.

Вместе с программным директором ММКФ Иваном Кудрявцевым мы запустили в России фестиваль Horror Fest ещё до того, как пришли на ММКФ. И вот мы решили этот опыт перенести и создать в рамках ММКФ такую площадку, которая бы очень сильно драматургически выделялась на фоне остальных картин и привлекала молодых зрителей и киноманов.

А почему для «Диких ночей» были выбраны именно эти 10 картин?

Кадр из фильма «Сотни бобров». Режиссёр Майк Чеслик / SRH, 2022
Кадр из фильма «Сотни бобров». Режиссёр Майк Чеслик / SRH, 2022

Во-первых, нам хотелось показать, что происходит в самых разных уголках мира. Во-вторых, нам кажется, что нет низких жанров, а есть просто ленивые авторы. И когда в низком жанре работает одарённый автор, то получается высокое кино. Поэтому у нас, например, есть абсолютно фантасмагорическая чёрно-белая комедия под названием «Сотни бобров», которая мало того, что чёрно-белая, так ещё и кукольная, сделанная в стилистике комедии Чарльза Чаплина. Это американская история о том, как бобры воюют с людьми.

Или японский фильм «Дверь», который был сделан в 1988-м, но был потерян до 2023 года. Это такая предтеча «Звонка», хоррор, который только сейчас начинает шествие по фестивалям. Также внутри секции есть секция «Полуночный показ», когда мы прямо ночью показываем три среднеметражные картины.

Первая — это фэнтези-история о рыцаре, испанская история. Вторая — чёрно-белая страшная история в духе фильма «Маяк», нашумевшей ленты с Робертом Паттинсоном и Уильямом Дефо. Третья история — это такой абсолютный треш, опять же, испанский боевик про девочек-призраков, которые воюют со спецназом. И при этом ещё в секции, допустим, есть документальный фильм «Брюс Ли: Выход клонов» от двойника Брюса Ли. Или есть очень красивый французский хоррор о вампирах под названием «Ибо ночь придёт». Так что картины очень разные, они из разных стран, и их смысл в том, чтобы взять — и зрителей, которые привыкли к авторскому кино, познакомить с киножанром.

Что точно посоветуете посмотреть из секции «Дикие ночи», есть ли у вас фавориты?

Кадр из фильма «Полночь с дьяволом». Режиссёры Камерон Кернс, Колин Кернс / AGC Studios, 2023
Кадр из фильма «Полночь с дьяволом». Режиссёры Камерон Кернс, Колин Кернс / AGC Studios, 2023

Точно советую посмотреть фильм «Полночь с дьяволом». Это самый, наверное, успешный авторский ужастик за последний год. И теперь мы показываем его впервые в Москве, в России. Это история о том, как в 1977-м в прямом эфире американского телевидения из девочки пытались изгнать дьявола. То есть такая смесь экзорциста, фильма «Телесеть» и фильма «Ведьма из Блэр», потому что якобы мы видим реальные съёмки.

Второй фильм, который больше всего хочется порекомендовать, — это вот эта самая французская хоррор-история с вампирами «Либо ночь придёт». Она описывает семью, где ребёнок — вампир. И это такая метафора ребёнка с особенностями развития, метафора жизни с инвалидностью, то есть очень пронзительное, грустное, страшное семейное кино.

И наконец, на третьем месте у меня в моём личном рейтинге фильм под названием «Приговор». Это казахстанско-кыргызстанская история в духе «Слова пацана». То есть такой абсолютно отвязный криминальный боевик и в то же время криминальная сага про молодых ребят, которые хотели стать крутыми бандитами, но привело это их не туда. Очень поучительное и в то же время живое, бодрое и молодое кино.

Чего ждёте от ММКФ в этом году?

Егор Москвитин
Егор Москвитин

Жду встречи с фильмом «Пришелец» Ивана Соснина, который я до сих пор не видел. Это тоже фантастика, она могла бы быть в нашей секции, но оказалась в основном конкурсе. Иван Соснин сделал семейную комедию «Далёкие близкие», и интересно, как он проявил себя в более мрачном жанре. Вот этого я жду. Но ещё жду, как люди отреагируют на секцию сериалов, потому что нам удалось прорвать эту блокаду и привезти в Россию сериалы из Мексики, Израиля, Словении, Исландии, Ирана.