Большое количество примеров от современных компаний в цифровых и технических сферах почти диктуют тренды на внешнюю простоту, отсутствие лишнего и стабильность работы. Зачастую покупатель даже не может объяснить причину своего выбора, но выбором доволен – это магия интерфейса. Нам нравится пользоваться привычными приложениями на наших смартфонах и ПК, они удобны, понятны, кажутся логичными. Мы привыкли к клавиатурам и мышкам в нынешнем виде, но ведь так было не всегда. Переход от алфавитного порядка на клавиатуре до современного qwerty занял 22 года! Непозволительно много по сегодняшним меркам!
Сегодня интерфейсом можно назвать любое взаимодействие двух объектов. Наличие тока на транзисторе процессора превращается в ноли и единицы, а после в целый бинарный ряд, операционная система и взаимодействие языков программирования дают нам некоторые функции, которые мы можем в дальнейшем использовать через клавиатуру, экран и многое другое. Для пользователя в такой цепочке важен лишь его личный опыт взаимодействия, то есть человеко-машинный интерфейс.
Наличие большого количества пользователей этих инструментов, их отзывов, комментариев помогает разработчикам решать их проблемы, делая опыт работы более приятным, правильным.
А что, если пользователей меньше, в сотни, в тысячи раз? Как быть, когда стоимость изменений невероятно высока, когда это человеко-машинное взаимодействие влияет на безопасность окружающих? Здесь в дело вступает эргономика. Самое широко известное определение которой звучит как «Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы».
Эргономичность взывает к логике расположения объектов и функций, диктует положение работника и его активность, обеспечивает комфортное и безопасное эффективное пользование.
Отличным примером для рассмотрения сложной системы с высокой стоимостью изменений, низким количеством пользователей и серьезной ответственностью является кабина пилота самолета.
Кабина самолета для обычного человека это безумное количество кнопок, панелей управления, педалей, рычагов, автоматов, экранов, датчиков. За большинством из них уже скрываются системы, выполняющие расчеты, оценку или команды, а другие же имеют почти прямой функционал или один-два привода. Но общим является важность расположения объектов в зоне видимости и доступности для пилота.
Ряд элементов требует особенного расположения – они должны находиться в зоне доступности руки так, чтобы при экстренной ситуации не нажать ничего лишнего. То есть вокруг этих элементов не следует располагать другие блоки управления.
Некоторые элементы должны располагаться рядом с пилотом. Например, настройка кресла и подставка для отдыха ног. Для того чтобы пилот во время рейса оставался в тонусе, проектировщики уделяют особое внимание его комфорту. Положение в кресле должно обеспечить возможность работы с каждым необходимым элементом управления, при этом не напрягать мышцы и суставы пилота.
В кабине самолета находится два пилота, их функционал одинаковый. Управлять летательным аппаратом они могут как вместе, так и по отдельности. Поэтому задача для конструкторов и технических дизайнеров кабины самолета усложняется практически в 2 раза. Им необходимо разместить большее количество элементов в небольшом салоне.
Зачастую технический дизайн самолета выполнялся путем проб и ошибок на физическом прототипе. Оценив частоту использования элемента конструктор определяет ему место, а после проводит тест на удобство. Это не самый плохой способ оценки, тем не менее, данную задачу можно решать при помощи современных компьютерных технологий.
Мозг человека любит выполнять операции так, как привык, поэтому ожидать, что одна и та же группа людей, которая на протяжении многих лет строит кабины самолетов и использует их, вряд ли сможет создать что-то кардинально отличающееся. Возможно, в дальнейшем, принцип разработки изменится от обратного. То есть в первую очередь будет стоять эргономика и удобство пользования, а из нее уже будет вытекать техническое решение.
Так или иначе, оценка эргономики будет производиться, но из этой цепочки можно убрать один этап, который сильно повышает временные затраты и стоимость разработки – физические прототипы.
Прототип является инструментом проверки технической возможности создания продукта и удобством его пользования. То есть он нужен для получения опыта, оценки решения, тренировки и обучения. Тем же функционалом обладает и цифровое решение – виртуальный прототип. Систему виртуального прототипирования IC.IDO от ESI Group уже давно применяют мировые авиакомпании, автопроизводители и крупнейшие судостроительные холдинги. IC.IDO, используя лучшую на данный момент технологию цифровых манекенов RAMSIS, позволяет решать вопросы эргономики без затрат на прототипы. Помимо этого данное решение позволяет заместить и техническую сторону прототипа: проверять последовательность сборки, удобство ремонта и обслуживания, актуальность использования инструмента.
В проверке эргономики вас удивят возможности взаимодействия с прототипом. Используя шлем виртуальной реальности, вы можете оказаться «один на один» со своим прототипом.
Широкие настройки манекенов позволяют проверять эргономику для любых антропоморфных характеристик человека. Появилась возможность полностью связать свое тело с цифровым манекеном внутри сессии. Последовательность действий можно записывать, изменять характеристики и размеры тела. Это позволяет увидеть и проанализировать проблемы, с которыми в дальнейшем будет сталкиваться человек другой комплекции в этой же операции, увидеть зоны его дискомфорта.
Но не только к салонам самолетов и эргономике относится IC.IDO. Наше решение виртуального прототипирования обладает отличной симуляцией кинематики и взаимодействия объектов. Благодаря решению IC.IDO вы можете создать конкурентоспособный продукт для любого современного производства, минимизировать риски дефектов, снизить стоимость испытаний и сократить время выхода продукта на рынок.