Вся непродолжительная жизнь Владимира Федорович (он прожил всего 50 лет) являет собой пример служению Престолу и Отечеству, хотя и имел немецкую фамилию. К сожалению, он был вычеркнут из российской истории; его подвиг до сих пор неизвестен русским людям. Владимир Федорович был не просто патриотом, в его личности отразились лучшие черты русского человека. Вместе с известным философом И. А Ильиным он мог бы с полным правом сказать: «Я живу только для России». Для него русский Царь и русский народ были превыше всего – славы, богатства, даже жизни и он доказал это своей жертвенной смертью.
Владимир Федорович фон дер Лауниц родился 10/23 августа 1855 года в селе Каргашине Елатомского уезда Тамбовской губернии и происходил из древнего прибалтийского рода. Его предки входили в свиту племянницы последнего византийского Императора Константина Софии Палеолог, будущей жены Великого Князя Московского Ивана ІІІ, которая прибыла в Россию в 1472 году. Отец Владимира Федоровича – Федор Федорович, генерал лейтенант, участвовал во многих сражениях. Мать, Софья Николаевна, происходила из дворян Тамбовской губернии.
Служение Родине началось для Владимира Федоровича с участия в русско – турецкой войне 1877 – 1878 гг. После окончания Пажеского корпуса, он добровольно отправился на фронт в составе Гродненского гусарского полка и был зачислен в корпус Цесаревича, Наследника Престола. С юных лет Владимир Федорович отличался безукоризненным исполнением своего воинского долга.
После выхода в чине полковника, он был избран предводителем харьковского дворянства, строил церковно – приходские школы, в том числе и на собственные средства. Будучи в должности Архангельского губернатора, активно помогал Соловецкому монастырю. Став тамбовским губернатором, Владимир Федорович прилагал немало усилий, постоянно опекая вдов, нищих и сирот. В проведении реформ Владимир Федорович старался не следовать западным образцам, а старался сохранить для крестьян традиционный, общинный уклад жизни.
Владимир Федорович никогда не забывал о помощи близким. Известен случай, когда он, находясь на фронте, из личных средств выплатил долг за своего товарища – офицера. Будучи тамбовским губернатором, он бескорыстно помог бедному многодетному чиновнику похоронить умершую жену. Когда через много лет тот вознамерился отдать долг, Владимир Федорович ответил ему: «Я денег Вам не давал – с, это – с я давал покойнице…А по сему Вы – не мой должник».
Будучи представителем Монарха – губернатором – Владимир Федорович оставался, в первую очередь, христианином. Он находил возможность заходить в трущобы и нищенские ночлежки, сидел на нарах с оборванными, завшивевшими их обитателями, расспрашивая о причинах их личных трагедий, о семьях. Характерно, что, узнав о гибели своего благодетеля, обитатели петербургских и тамбовских ночлежек, собрав нищенские копейки, послали его вдове Марии Александровне телеграмму и погребальный венок. Они даже послали Марии Александровне трогательное стихотворение, в котором за широту души и любвеобильное сердце назвали его «наш любимый добрый начальник». Съехавшиеся на его похороны в село Каргашино со всей Тамбовской губернии босяки рыдали как дети, а, как сказал современник «одними словами слезу у такого народа не выжмешь».
Владимир Федорович был одним из инициаторов торжеств по прославлению всенародно почитаемого батюшки Серафима, Саровского чудотворца. Многие мероприятия по подготовке торжеств Владимир Федорович проводил на свои личные средства. Работа была проделана огромная: на торжества собралось, по некоторым данным, до 300 тысяч паломников и всех нужно было накормить и устроить. Когда Владимира Федоровича спрашивали, как он один с этим справится, он отвечал: « Преподобный Серафим поможет!». Его усилиями была возведена огромная триумфальная арка, украшенная цветами и вьющимися растениями. Арку увенчивал огромный образ Спаса Нерукотворного. На границе Тамбовской губернии Царя Батюшку встречали тысячи паломников, а местные крестьянки преподнесли Ему хлеб – соль.
Владимир Федорович проявил себя не только, как прекрасный организатор, но и как истинный христианин. Когда народ впустили в храм, он понял, что святые мощи под напором толпы вот – вот будут опрокинуты, произойдет невольное кощунство. Чтобы этого не допустить, он немедленно принял меры: невзирая на высокие чины некоторых присутствующих, он заставил их встать в круг, чтобы сдержать натиск народа.
Вот ещё случай. Во время торжеств Владимир Федорович заметил опасный момент: одна баба, желая своими глазами увидеть Императрицу, настойчиво понукала свою лошадь. Ещё немного – и лошадь понесет, прямо на Государыню Марию Федоровну, которая шла пешком к святому источнику. Не медля ни секунды, Владимир Федорович кинулся к лошади, схватил её под уздцы и удержал на месте. При этом он получил травму – рука у него болела до самой смерти. Что касается Марии Федоровны, она даже не заметила грозившей ей опасности.
Ещё один важный эпизод, имеющий огромный духовный смысл. По прибытии Государя, народ, горевший желанием радушно Его встретить, хлынул ему навстречу. Опасаясь, что огромная толпа может смять Государя, Владимир Федорович вместе с генералом Мосоловым переплели руки, на которые встал Государь и понесли Его к храму. Картина была весьма символичной – Помазанник Божий плывет над своим народом, поддерживаемый верными слугами Престола!
За организацию саровских торжеств Церковь благословила «болярина Владимира» крестом с частью мощей святого Серафима Саровского, частью его мантии с его иконописным изображением.
По достоинству оценил выдающиеся организаторские способности фон – дер Лауница Император Николай ІІ. Произошло сближение тамбовского губернатора с Царской семьей, обнаружилась общность их идеалов.
Наступил 1904 год, началась русско – японская война. У «старого солдата взыграла кровь» - он попросился на театр военных действий, но получил отказ – он нужен здесь, в тылу. Он усердно принялся за организацию помощи фронту: открывал госпитали для раненых, наладил сбор медикаментов и продовольствия для их отправки на передовую.
Но и в тылу было неспокойно – подняли голову все враги Престола и государства. Поляки и евреи открыто поносили Царя, оскорбляли Его достоинство. Революционные агитаторы шныряли по деревням, подбивая крестьян на погромы помещичьих усадеб. Опираясь на созданный в Тамбовской губернии отдел Союза Русских людей, благословленный епископом Иннокентием (Беляевым), Владимир Федорович немедленно принял меры. В кратчайшие сроки смута в Тамбовской губернии была ликвидирована. На вопрос Петра Аркадьевича, бывшего губернатором соседней Саратовской губернии, как в короткий срок удалось ликвидировать беспорядки, Владимир Федорович поделился секретом: «Вера в Бога и твердая рука».
В этих словах Владимир Федорович выразил основы борьбы с революционной смутой, жаль, что не все государевы слуги последовали этому совету.
Четкие, правильные действия тамбовского губернатора не остались незамеченными: Высочайшим Указом от 31 декабря 1905 года генерал – майор В. Ф. фон дер Лауниц был назначен Санкт – Петербургским градоначальником.
Смута в Петербурге к этому времени достигла своего апогея. Кроме хулиганов и революционной шпаны, город был покрыт целой сетью игорных притонов – рассадников разврата. Именно в них зарождались всякого рода преступления, вплоть до политических. Как боевой генерал, Владимир Федорович трезво оценил ситуацию и начал действовать - решительно очищать город. Давая оценку происходящему, он писал в одном из своих писем:
Тяжелое лихолетье приходится переживать. Обезумевшие, опьяненные успехом враги нашей исстрадавшейся Родины усиленно продолжают свою дьявольскую пропаганду. Все им дозволено, все им на руку, и под знаменем «цель оправдывает средства» - подлоги, ложь, клевета, убийства, террор, подкуп – их лозунги! Под рукоплесканье с толку сбитой толпы хулиганов, принимаемой за русский народ, провозглашаются возмутительные воззвания, и излюбленные наши пресловутые представители – члены Думы – в своих греховных словоизвержениях довели до апогея самоуничтожения. Вера православная, Родина, Царь – все насмарку, как устаревшие, негодные принципы…Нет худа без добра – этот бред, кошмар исступленных откроет глаза народу. Полагать надо – Господь не без милости, и правда все же свое возьмет. Неустанно повторяю: «Велик Бог земли русской», и с глубокой верой и надеждой взираю на будущее…Тяжело, но не безнадежно!
Предпринятые новым градоначальником меры принесли результат – в городе установился порядок. Были закрыты игорные притоны, аппарат градоначальства был очищен от антигосударственных элементов. Был пресечен террористический беспредел эсеров и прочих социалистов. В городе установились тишина и порядок. Как писали современники, только благодаря одному человеку в 1905 году в России не произошла революция – и этим человеком был В. Ф. фон дер Лауниц.
Враги заклеймили его черносотенцем и антисемитом, но это очередная ложь. Владимир Федорович считал, что личных убеждений человека касаться нельзя, какие бы взгляды он не исповедовал. Но когда они перестают быть личными и перерастают в агрессию, с ними надо бороться решительно и незамедлительно.
Понятно, что своей искренней Верой в Бога, и слишком горячей приверженностью Самодержавию, он стал мешать не только революционным террористам, но и высоким чиновникам. Приверженность градоначальника идеалам Союза Русского Народа не нравилась и премьер – министру П.А. Столыпину. Он считал, что раз уличные беспорядки окончились, то и надобность в Союзе отпала. Чем обернулась политическая наивность премьера, мы уже хорошо знаем…
Владимир Федорович знал, что приговорен революционерам к смерти. Но когда близкие люди посоветовали ему уехать из Петербурга и не подвергать себя смертельной опасности, он ответил: «Смерти я не боюсь, все мы в руце Божией…Останусь, пока нужен Государю».
Как по – настоящему православный человек, он был убежден – не будет Самодержавия, не будет России. Он был верен присяге и служил Государю, являясь крепкой опорой Престола. Тяжела и опасна была эта служба – за несколько лет он пережил 15 покушений!
Но враги все – таки добились своего - 21 декабря 1906 (3 января 1907) года он был застрелен членом «Боевой организации эсеров» Кудрявцевым во время освящения новой клиники Петербургского медицинского института.
Отпевал его, еле сдерживая слезы, Предстоятель Русской Православной Церкви митрополит Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский).
В последний путь генерала провожал весь Петербург. В снежную морозную вьюгу его останки несли на руках от станции-Н. – Мальцево до Каргашина на руках, как переносят мощи святых.
Вдове генерала прислал сочувственную телеграмму Государь. В ней говорилось:
- Императрица и Я, глубоко возмущенные злодейским убийством Нашего верного слуги, посылаем Вам, Мария Александровна, чувства Нашего сердечного соболезнования по случаю постигшего Вас горя. Да подаст Вам Господь силу и крепость перенести столь жестокий удар. НИКОЛАЙ.
Осиротевшую семью Государь не оставил вниманием. Старший сын Владимира Федоровича Александр, впоследствии геройски погибший в Первую Мировую Войну, был произведен в офицеры, а дочери были назначены фрейлинами Императрицы. На могилу бесстрашного воина Государь подарил трехметровый крест черного гранита и голубой хрустальный гроб со словами: «Владимир Федорович будет спать в нем как спящая царевна, но через сто лет он проснется и встанет».
Но и после смерти война врагов Родины с бывшим петербургским губернатором не прекращалась. Несмотря на просьбу крестьян, обращенную к Ленину, не совершать кощунства, в 1921 году большевики разрушили могилу Лауница. Хрустальный гроб отдали в сельсовет для стирки грязного белья (!), а генеральские сапоги, пролежавшие 15 лет в земле, натянул на себя большевистский комиссар.
Многочисленные очевидцы свидетельствуют, что тело Владимира Федоровича сохранилось нетленным: он спал с легким укором на лице.
Расправились большевики и с близкими родственниками генерала. Его супруга, Мария Александровна (в девичестве Трубецкая) была замучена в Харьковском централе в 1923 – 1924 гг. (точная дата неизвестна). Старший сын Владимир, арестованный в 1918 году и обвиненный в монархическом заговоре, бесследно исчез в советских концлагерях. Дочь Мария была выселена на строительство Беломорканала.
Большевикам хотелось стереть всяческую память о самой фамилии Лауниц.
Но Церковь никогда не забывала своего праведника. Отец Константин Богоявленский писал, что Владимир Федорович был «гранитной скалой на пути революционного потока, бешено устремившегося» снести Удерживающего – оплот Богом установленной русской государственности.
Епископ Иннокентий сказал на его могиле, что «святая душа этого праведника приняла смерть на земле за долг свой, что, верная ему стяжало мученичество до последнего вздоха, до потоков крови, пролитых за преданность, твердость и мужество, коих требовал этот долг!»
Позже отец Константин напишет в своей книге пророческие слова:
- Сияние мученического венца В.Ф. Лауница, как и других страдальцев за Веру, Царя и Отечество, далеко – далеко в глубь дальнейших веков русской истории будет сиять небесными лучами среди непроглядного мрака лжи, обмана, предательства и измены при служении Родине….Современники не могут во всей полноте оценить всего величия их мученических страданий, их подвигов, недостаточно ещё поймут все конечные плоды их тяжелых трудов. Только начали понимать. Но история все это поймет и оценит, но история их возведет на пьедестал величия героев, спасителей Отечества, ценой своей крови, своей жизни запечатлевших свой патриотизм. Ими будет гордиться, их будут ставить в пример.
Долгие десятилетия понадобились, чтобы сбылись пророческие слова отца Константина. Сейчас мы помним таких героев, как генерал Лауниц и гордимся ими.
До сего дня стоит на могиле Владимира Федоровича гранитный крест, подаренный Императором. Этот крест стал символом твердости генерала Лауница в его борьбе с врагами Родины. Неоднократно большевики – богоборцы пытались снести крест. Сельчане помнят, как однажды, на крест накинули цепи, которые тащили «аж целых три трактора». Безуспешно! Крест по – прежнему стоит, опираясь на мощный скалистый камень.