Павел Дуров, создатель «ВКонтакте», основатель и нынешний владелец Telegram, впервые за несколько лет дал развёрнутое интервью. Программист рассказал американскому журналисту Такеру Карлсону о детстве в Италии, идее создания защищённого мессенджера, а также почему он живёт в Дубае. Мы собрали ключевые моменты разговора Дурова и Карлсона.
Россия, Италия и обратно
В самом начале интервью Такер Карлсон задал вопрос насчёт происхождения Павла.
«Это будет длинная история», — с улыбкой ответил Дуров.
Программист родился в СССР. Когда ему исполнилось четыре года, семья переехала в Италию, где Павел поступил в школу вместе со своим братом. К концу первого года он стал вторым учеником в классе. На следующий год — лучшим.
Вскоре СССР распался, и Павел с братом вернулись в Россию. На родине Дуров стал делать веб-сайты для своих друзей, а после открыл свою компанию VK.
«Я сам писал код, я в одиночку делал дизайн, обслуживал сервера. Это было достаточно напряжённо. Я даже отвечал на запросы клиентов в технической поддержке. Почти не спал. Но это было достаточно весело. Мне тогда было 21 или 22 года», — вспомнил Павел.
Однако из-за проблем с правительством России было решено переехать в другую страну и покинуть пост главы компании.
Создание Telegram
Идея создания мессенджера пришла к Дурову ещё в России. Для безопасной связи с братом им было необходимо иметь закрытый канал коммуникаций. Это подтолкнуло программистов к созданию своей платформы.
«У моего брата две докторские степени по математике, он очень умный, он мог бы это сделать», — рассказал Дуров.
По его словам, им необходимо было выбрать место для основания компании.
«Я не хотел бы подчиняться чьим-либо приказам. Вероятно, я оставил позади комфортную жизнь. Но для меня никогда не было целью стать богатым. Для меня всё в жизни было направлено на то, чтобы стать свободным», — пояснил Павел.
Лондон, Сингапур, Сан-Франциско, Германия — эти страны не подошли Дурову для работы. Излишняя бюрократия не давала свободно дышать компании.
Нападение в Сан-Франциско
Павел Дуров рассказал Карлсону, как однажды лицом к лицу столкнулся с уличными грабителями. Это произошло в Америке. По его словам, в тот день вечером он возвращался в отель, и на него напали трое мужчин. В ответ злоумышленники получили сопротивление, чем были явно удивлены.
«Это единственная страна, где на меня напали», — подчеркнул Дуров.
Также Павел отметил, что в США он страдал от излишнего внимания ФБР.
«За моей спиной сотрудники службы кибербезопасности, или агенты, как бы их ни называли, попытались тайно нанять моего инженера», — заявил предприниматель.
По его словам, агенты намеревались убедить инженера интегрировать в код Telegram инструменты для шпионажа.
Случившееся заставило Дурова переехать в другую страну.
Почему Дубай?
Дубай оказался самым комфортным городом для развития компании, признался Павел. Причинами остаться в ОАЭ послужили несколько вещей:
- легко вести бизнес — можно нанимать людей из любой точки мира;
- эффективное налогообложение;
- инфраструктура города.
Самое главное, как выделяет Павел, это нейтралитет:
«Это маленькая страна, которая хочет дружить со всеми».
За всё время, что генеральный директор Telegram находится в Эмиратах, он не испытывал ни единого давления в его сторону и сторону компании.
Собственность Павла Дурова
Сейчас Telegram целиком и полностью принадлежит Павлу Дурову. Именно поэтому Такеру было интересно узнать, почему Павел не зарабатывает на прямых инвестициях. Дуров рассказал, что его главной целью всегда была независимость. Это не всегда совпадало с тем, чего хотят инвесторы.
«Кроме того, для меня это никогда не было связано с деньгами. Десять лет назад у меня на банковском счёте или в биткоинах было несколько сотен миллионов долларов, и я ничего с ними не делал. У меня нет недвижимости, самолётов или яхт. Не думаю, что этот образ жизни для меня. Мне нравится концентрироваться на том, что мы делаем с Telegram», — пояснил программист.
Ещё одна мысль, которую пытался донести Дуров: отказ от собственности — путь к свободе. Как объяснил Павел, вещи привязывают человека к определённому физическому местоположению.
«Что касается меня, то я предпочёл бы принимать решения, которые повлияли бы на то, как общаются миллиарды людей, а не выбирать цвет кресел в зале, который увидят только я и мои родственники, а возможно, и группа моих друзей», — выделил Дуров.
Вопрос частной жизни
Павел Дуров считает, что все устройства, которыми он пользуется, по умолчанию уже взломаны.
«Ведь вы всё равно будете пользоваться iPhone или Android-смартфоном. После того, что я пережил в США, с точки зрения безопасности у меня очень ограниченное доверие к платформам, разработанным в США», — пояснил владелец Telegram.
Он отметил, что благодаря своему оптимизму всё же надеется на будущее с технологиями, оснащёнными максимальной приватностью.
Также Дуров рассказал о своей аккуратности в путешествиях.
«Например, я путешествую по тем местам, в которых уверен, что они соответствуют нашим ценностям и тому, что мы делаем, — добавил Павел. — Я не посещаю крупные геополитические державы или другие страны, как Китай, Россия или даже США».
О Twitter (X)
Продолжая разговор о свободе слова в социальных сетях, Павел Дуров затронул тему Twitter (сейчас — X). По его словам, он рад, что Илон Маск приобрёл эту компанию.
«То, что пытается сделать X, соответствует нашему подходу: инновации, эксперименты, больше инструментов для создателей контента, запуск монетизации внутри экосистемы», — пояснил свою позицию Дуров.
Читайте также на портале Om1.ru
«Это информационная бомба»: об интервью президента РФ Путина высказались новосибирские политологи