А сейчас без лишних предисловий будет волшебник детских душ Николай Носов. Дедуля мой его очень любил и уважал. Даже получил от него личный автограф, только не помню, в какой книге, а то б показала. Я тоже Носова люблю и уважаю, хотя в его литературе не обошлось без издержек Советского Союза. Идеология-идеология, клёво трудиться во славу великой страны… Воспитываем юных патриотов, фигли. Хорошо учащихся патриотов, слушающихся маму, чистящих зубы. Ведь куды ж детской литературе без дидактики? Ну в целом оно хорошо, наверно, только под наше время чутка не подходит. Тогда трудились за идею, а не за деньги, верили в коммунизм и даже стаканы из автоматов с газировкой не тырили. Почитаешь книги тех времён — дык там вообще не было ни алкашей, ни неблагополучных семей, и все такие трудяги-работяги, ведь тунеядство порицалось. А страна ж после войны восстанавливалась.
Но давайте по порядочку. Сегодня поговорим о первом томе четырёхтомника 1979 года. Выглядит он точно так же, как на вступительной картинке. Что мне в библиотеке дали — о том и буду говорить. Итак, что у нас там имеется.
Рассказы
Просто короткие рассказы. Прям все-все по порядку разбирать не буду, расскажу лишь общую идею. Большинство этих рассказов — про школьников. Как весело они живут, с приключениями. И большинство от этого большинства имеет двух ключевых персонажей: Кольку, от чьего лица это написано (уж не знаю, с себя автор писал или нет), и его друга Мишку. Вечно они что-то задумывают — то телефон разбирают, то бенгальские огни делают, то кашу варят. Из-за того, что они несколько неопытные дети, не всегда получается то, что задумано. И именно поэтому читать сие дюже ржачно. С юмором у господина Носова всё в порядке. Этому надо современным творцам поучиться — как без пуканья и пошлости сделать смешно. Мастер же! Помимо пестрящих идеями Кольки и Мишки, в рассказах встречается ещё куча других школьников и дошколят. Вон девочка помогает пионерам, вон мальчик снежную горку испортил (в конце, конечно, исправился и раскаялся). И из всего этого выбивается два рассказа — фанфик по Незнайке, где Винтик со Шпунтиком сделали пылесос, и «Бобик в гостях у Барбоса» (по нему есть мультик хороший, но о нём в другой раз когда-нибудь), где главное отличие в том, что животные имеют разум и разговаривают. Обычно Носов пишет про школьников, а тут вдруг про собачек. В общем, прикольные рассказы, смешные.
«Весёлая семейка»
Это уже не рассказ, а целая повесть. Про тех же незабвенных Кольку и Мишку. На сей раз они решили в домашних условиях вывести цыплят в собственноручно сделанном инкубаторе. Это сейчас можно купить инкубатор на алике и обвыводиться, я видела ютуб-ролики тех, кто этим занимался. А в те светлые времена всё самостоятельно, да без интернетов, по книжечкам. И эти самоотверженные героические ребята фиг знает зачем сами сделали бандуру с регулировкой температуры и каким-то образом совместили выведеие цыплаков с учёбой. И не ради денежек, а так прост! В современном мире, полном капитализма, это вообще фантастика. И данная книга нам показывает, что если загореться идеей — будешь ею увлечён полностью, и ничто не помешает, преодолевая трудности, идти к великой цели. Весьма мотивирующая книжечка. И с юморком.
«Дневник Коли Синицына»
Приблизительно в возрасте главного героя (11 лет) я тоже вела дневник, не пропуская ни одного дня. Это тоже было описание одного лета. Дык у меня неинтересно получилось. Тупо описание действий — вот я проснулась, вот пошла гулять, потом посмотрела «Зену королеву воинов», поиграла в комп, ура, папа купил арбуз. Главный герой же отжёг круче. Это повесть типа «Весёлой семейки», только на сей раз ребята выводят не цыплят, а пчёл. И Коля подробно описывает в дневнике, как они это делают, заодно украшая произведение своими мыслями. Жалко, я в том возрасте не догадалась, что можно ещё и мысли описывать — у меня интереснее были. К слову, при чтении данного произведения моё восхищение Носовым достигло предела. Откуда он, блин, всё это знает?! То про устройство инкубатора интересно рассказывает, то про пасеку. Школьники-то ладно, им всё равно кроме учёбы делать нечего, а взрослый автор-то когда успел всё это изучить? Произведение безумно интересное и для общего развития весьма полезное, даже если не собираешься разводить пчёл. Мне, кстати, жалко трутней. Какого фига их выгоняют?
«Витя Малеев в школе и дома»
А эта повесть ярко описывает суровые школьные будни двух юных долбоящеров. Гуманитарный склад ума Вити плохо умеет в математику, а его друг Костя Шишкин совершенно не шарит в русском языке (кажется, его потомки заполонили интернет, лол). Ну и нам показывают, как они сначала друг у друга списывают, а потом встают на путь исправления и исправляются. А параллельно увлекаются то тем, то другим — в роли коня выступают, собачку дрессируют. Хорошо жить без интернета — всё успеваешь. Но эта повесть своей идеей мне понравилась не очень. Нет, не потому что у мальчишек получилось, а у меня нет. Просто одна из издержек советских времён — это сование носа в чужие дела. И книга этому активно учит. Там прям русским по белому говорится, что если твой друг идёт не туда — надо заставить его идти куда надо. Ну чорт, я сама была такою триста лет тому назад. А теперь как бы понимаю, что жизнь у каждого своя, и нефиг свой мыслительный процесс друзьяшкам навязывать, пока их жизни и здоровью ничего не угрожает. Да и кто сказал, что именно этот вот конкретный человек живёт правильно? Катились бы в баню добрые нравоучители со своей помощью.
А объединяет эти все произведения одна большая дружба. Там у всех прям товарищество-товарищество. Тоже издержки советских времён — коллектив является одним большим организмом. С одной стороны, оно хорошо и дружно. С другой — личность теряется во всех этих коллективах. Словом, мне близок Незнайка со своей яркой личностью. Не понимаю, почему в советских книгах индивидуальность — это что-то плохое. В общем, пойду-ка я в библиотеку за следующим томом. Надеюсь, что там будет Незнайка.
26.11.2018