Левая психология. Часть 11.
Человек должен учиться видеть и создавать красоту. Отсутствие этого умения может приводить к самым разным негативным последствиям: от хандры у отдельно взятой личности до войн между странами.
Учиться видеть и создавать красоту означает не столько эстетическое воспитание, сколько именно всестороннее развитие: и интеллектуальное, и духовное, и физическое. А это, как известно, непосредственная и главная задача коммунизма.
Только всесторонне развитый человек способен видеть прекрасное в самых, казалось бы, обыденных объектах и явлениях жизни. В части № 10 я приводил цитаты, посвященные красоте. Несколько цитат взяты мною из романа И. Ефремова «Туманность Андромеды».
В нем описывается общество будущего, построенного на философии коммунизма. В этом обществе живут гармонично развитые люди, которые прекрасны и интеллектуально, и духовно, и физически. Красота в этом мире будущего является фундаментом, основным критерием для оценки и ориентации жизни человека и всего социума.
Автор неслучайно использовал слова «красота» и «красивый» несколько десятков раз для описания жизни и характера этого общества. Устами своей героини автор прямо заявляет: «Красота в самом деле важнее, чем нам кажется. Она — счастье и смысл жизни».
Этой же точки зрения придерживаются многие лучшие мыслители человечества. «Красота – не только цель искусства, но и цель жизни», - говорил Н.А. Бердяев. «Человек формирует материю также и по законам красоты», - утверждал К. Маркс.
Я не устаю повторять, что, только глубоко познавая мир и конкретные объекты и проявления его, можно научиться воспринимать, понимать его красоту и научиться ей восхищаться.
Красота и знание не отделимы друг от друга. Это две стороны одной медали. Знание — дверь в мир красоты. Чтобы в чем-то увидеть красоту, необходимо это что-то хорошенько узнать и понять. Понимание — основа способности наслаждаться красотой. Без знания и понимания нет наслаждения и любви. Отсутствие понимания — это равнодушие, страх и неприятие. Чтобы наслаждаться красотой, любить, человек должен постоянно расширять свой кругозор.
Красоту шахматной партии может оценить только человек, разбирающийся в шахматах. Красоту математических формул может понять только человек, понимающий в математике. И так во всем: и в музыке, и в футболе, и в балете, и в молекулярной биологии. Поэтому чтобы видеть красоту окружающего мира, необходимо его понимать, а для этого его надо изучать и исследовать.
Только коммунизм создает такие условия для человека, когда он может всесторонне развиваться. Когда у человека для этого есть все: во-первых, решены все бытовые проблемы; во-вторых, есть свободное время, необходимые средства, инструменты, институты образования и развития; в-третьих, есть методология и идеология постоянного развития.
Меня спрашивают, вот наступит коммунизм и что? Разве пропадет мещанство? Разве люди перестанут шкурничать, подличать, чтобы себе и своим деткам урвать лучший кусок? Как пример приводят СССР, который ушел в небытие во многом из-за заражения общества вирусом мещанства. Капитализм все равно победил.
При этом не учитывают важный фактор. Да, людям в СССР фактически создали основные условия для свободного и всестороннего развития: любой вчерашний деревенский паренек мог стать доктором наук и министром. Но главное людям не объяснили, а зачем им все это. Да я сыт, у меня есть жилье, бесплатная медицина, все стабильно. Да, я могу подняться по социальной лестнице и удовлетворить свои амбиции. А что дальше? Действительно, когда в доме тепло и сухо и набито брюхо, — не хочется думать о высоком. Это низшие потребности (физиологические и в уважении), которые можно удовлетворить и при капитализме, только "естественный отбор" капитализма делает этот процесс не таким "скучным", как в "совке". Поэтому постепенно все эти блага из средства превратились в цель.
На мой взгляд, не хватило самой малости: методологии и идеологии развития Человека. К сожалению, даже при СССР великой фразе В.И. Ленина: «Учиться, учиться, учиться», - не уделялось должного внимания, не придавался нужный вес, но именно в ней кроется ответ.
Да, учиться - это единственный путь. Через какое-то время, по законам диалектики, количество накопленных знаний переходит в качество. А качество знания — это, в первую очередь, понимание на эстетическом уровне. Когда ты не просто знаешь закон Ома, но видишь в нем отражение целесообразности, гармонии, то есть красоты окружающего мира.
Учиться, развиваться, чтобы воспринимать и создавать красоту в мире! Чтобы ей наслаждаться и чтобы ей восхищаться! Вот что следует добавить к описанию коммунизма.
Человек, научившийся видеть и создавать красоту в мире, никогда не вернется к мещанству.
При капитализме человеку некогда развиваться. Он занят выживанием, накоплением. Он отчужден. Отчужденный человек, прежде всего от самого себя и своих чувств, - это самое жалкое зрелище. Человек при капитализме — это выкидыш, недоразвитый эмбрион, которого, как при аборте, насильно по частям разрывают и выбрасывают на помойку. Когда целью существования является только капитал, это всегда плодит исключительно психологические и социальные уродства: наркомания, проституция, бандитизм, торговля людьми и человеческими органами и, конечно, война.
Коммунизм — это необходимый социально-экономический фундамент для формирования общества, в котором красота — это главная ценность и главный источник позитивных переживаний.
Дорогие читатели, а что вы думаете по поводу методологии и идеологии развития Человека?
Я предлагаю всем нам подумать именно над этим. А проще говоря, ответить на вопрос «Зачем?». Зачем человеку развиваться интеллектуально, духовно, физически?