Рассказ Распутина “Уроки французского” изучается в 6 классе на уроках литературы. Герои рассказа близки современным детям разнообразием характеров и тягой к справедливости. Перед анализом произведения “Уроки французского” следует ознакомиться с биографией автора. В нашей статье вы сможете узнать, каковы тема, идея и проблематика рассказа. Это значительно облегчит работу на уроке, а также пригодится для подготовки к творческим и тестовым работам.
Краткий анализ
Год написания – 1973.
История создания – впервые рассказ был опубликован в 1973 году в газете “Советская молодёжь”.
Тема – доброта, неравнодушие, значение учителя в жизни ребёнка, моральный выбор.
Композиция – традиционная для жанра рассказа. Имеет все составляющие от экспозиции до эпилога.
Жанр – рассказ.
Направление – реализм.
Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в 1948 году, был написан в 1973 году. Опубликован в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Автор посвятил рассказ Копыловой Анастасии Прокопьевне, матери близкого друга Распутина, драматурга Александра Вампилова, которая работала учителем в сельской школе. Валентин Распутин уважал её за мудрость и доброту. Но героиней рассказа является другая учительница.
По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, его детские впечатления легли в основу сюжета. После окончания четырёхлетней школы в своей деревне будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для одиннадцатилетнего мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность нормально одеваться и питаться, неприятие одноклассниками. В рассказе описываются реальные события, именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – главный период в формировании не только характера, но и таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Из детства он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.
В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча. С особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился этот замечательный рассказ.
Тема
В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.
Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.
Деньги, которые получал главный герой рассказа в “честной” игре с педагогом, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему теперь можно было не участвовать в уличных играх, где за честность и мастерство в игре его избивали мальчишки. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил в первых строках произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что, помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность рассказа Распутина для всех возрастных категорий.
Композиция
Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных личных деталей.
Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?
Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее, о чём мы узнаём, – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии учительница умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.
Главные герои
Рассказчик
Главным героем рассказа В. Распутина «Уроки французского» является одиннадцатилетний деревенский мальчик, которому после переезда в райцентр и поступления в новую школу пришлось быстро повзрослеть и научиться самостоятельно решать бытовые проблемы. Характеристика главного героя позволяет понять, с какими невзгодами сталкивались дети в тяжёлые послевоенные годы. Мальчик жил в нищете, постоянно недоедал, однако он с честью переносил все трудности ради своей цели — получить достойное образование.
Краткая характеристика
Полное имя — не указано.
Возраст — 11 лет.
Род занятий — школьник.
Семья — мать, младшие брат и сестра.
Социальное положение — крестьянин.
Происхождение — родом из бедной семьи колхозников.
Воспитание — в семье его воспитали честным и порядочным человеком.
Образование — окончил начальную деревенскую школу, поступил в 5 класс городской школы.
Внешность — худой от постоянного недоедания 11-летний мальчик, одетый в старую, поношенную одежду.
Характер — мужественный, настойчивый, терпеливый, ответственный, целеустремлённый, робкий, стеснительный, справедливый, скромный, замкнутый, упрямый, добросовестный, гордый.
Положительные черты — умный, смышлёный, старательный, ответственный, добросовестный, настойчивый, целеустремлённый, терпеливый, смелый, с чувством собственного достоинства.
Отрицательные черты — излишне робкий, стеснительный, замкнутый, упрямый.
Произведение — «Уроки французского».
Автор — Валентин Распутин.
Мать мальчика
Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районном центре, передавала еду и иногда – немного денег.
Лидия Михайловна
Главной героиней в рассказе В. Распутина «Уроки французского» является молодая учительница французского языка Лидия Михайловна. Только благодаря её неравнодушию и доброму сердцу способный ученик из бедной семьи смог подтянуть свои знания по предмету и почувствовать поддержку вдали от родных. Характеристика Лидии Михайловны наиболее полно раскрывается во взаимодействии с главным героем. Узнав, в каком тяжелом положении оказался мальчик, она сразу пришла ему на помощь, не ущемляя при этом его чувство собственного достоинства.
Краткая характеристика
Полное имя — Лидия Михайловна.
Возраст — 25 лет.
Род занятий — учительница французского языка.
Семья — не указано.
Социальное положение — интеллигенция.
Происхождение — из простой советской семьи.
Воспитание — прекрасно воспитана.
Образование — получила педагогическое образование.
Внешность — красивая молодая женщина с правильными чертами лица, чуть косящими глазами и короткими черными волосами.
Характер — добрая, отзывчивая, великодушная, чуткая, терпеливая, настойчивая, весёлая, беззаботная, открытая, ответственная, деликатная, рискованная.
Положительные черты — добрая, чуткая, деликатная, терпеливая, весёлая, ответственная, настойчивая, искренняя, отзывчивая, смелая, уверенная в себе.
Отрицательные черты — отсутствуют.
Произведение — «Уроки французского».
Автор — Валентин Распутин.
Жанр
Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунуться в воспоминания и раскрыть внутренний мир персонажей – всё это превратило произведение в маленький шедевр, глубокий, трогательный и правдивый.
Исторические особенности времени также отразились в рассказе, они даны глазами мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, более сытая жизнь горожан. Этот рассказ реалистический, автора обычно относят к так называемым “писателям-деревенщикам”. Деревенская проза была распространена в 60-80-ые годы XX века. Писатели этого направления раскрывали особенности деревенской жизни, подчёркивали её самобытность, поэтизировали и в чём-то идеализировали деревню. Также в прозе этого направления показаны свойственные народу традиционные моральные ценности, утраченные в последнее время. Ещё в литературе “деревенщиков” отражены проблемы разрухи, упадка и обнищания деревни, тревога за будущее села
Ресурс: https://obrazovaka.ru/sochinenie/uroki-francuzskogo/analiz-proizvedeniya-rasputina.html