Цель: повышение психологической культуры воспитанников старшей группы, формирование здорового социально-психологического климата в группе.
Материал и оборудование: шар или мяч, два стакана с водой, магнитофон, запись песни детского ансамбля «Барбарики» — «Дружба», композиции (на выбор педагога или музыкального руководителя) лёгкой инструментальной музыки, как фона, на протяжении всего тренинга.
Ход мероприятия
Участвует от 6 до 10 детей.
Упражнение «Доскажи словечко»
Цель: способствовать психическому и личностному росту дошкольников; развивать чуткость, доброжелательность.
Дети сидят полукругом на стульчиках, педагог предлагает досказать слово, поиграть в рифму.
• Растает даже ледяная глыба, от слова тёплого… (спасибо).
• Оживает старый пень, когда услышит… (добрый день).
• Мальчик вежливый и умный, говорит, встречаясь… (здравствуйте).
• Когда нас ругают за наши шалости, говорим… (прости, пожалуйста).
• И в России и в Дании, на прощание говорят… (до свидания).
Словесная игра «Просьба»
Цель: учить детей формулировать просьбу и благодарить, строить конструктивный диалог, воспитывать психологическую культуру общения.
Все дети по очереди обращаются к педагогу, с какой — либо просьбой, если по выполнению просьбы ребёнок забывает благодарить ведущего, он выбывает из игры.
— Откройте, пожалуйста, дверь — обращается ребёнок.
— Я открыла дверь, — произносит педагог.
— Спасибо, — отвечает ребёнок.
Далее в игру вступает следующий участник, дети сами придумывают просьбу.
Игра «Ручеёк»
Цель: развитие умения вхождения в контакт, определение эмоционально — значимого выбора.
Дети произвольно разбиваются на пары, выстраиваются ручейком, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тому, кто остался без пары, нужно пройти через «ручеёк» и выбрать себе партнёра. Новая пара становится сзади, а участник, освободившийся — ищет себе нового партнёра (игрока).
Игра «Надувала кошка мяч»
(Можно использовать, как физкультминутку в середине тренинга.)
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Педагог предлагает детям выйти на ковёр, расположиться удобно и изобразить сдувшиеся шарики, при этом произносит слова:
Как-то кошка надувала шар,
Но котёнок ей мешал.
Подошёл и лапкой — топ,
И у кошки шарик — лоп!
На фразу «надувала кошка шар» — ребята выпрямляются и надувают щёки. По сигнала «лоп» — шарики со звуком сдуваются и возвращаются в и.п.
Игровое упражнение «Мост дружбы»
Цель: повышение психологической культуры детей, оптимизация взаимоотношений группе.
Педагог показывает детям мяч (шар) и говорит:
«Это мост дружбы. Давайте постараемся удержать мост лбами. В это время мы будем говорить друг другу что-то хорошее, говорить друг о друге что-либо приятное».
Взрослый и ребёнок удерживают мяч либо шар лбами и говорят друг другу что — либо хорошее, начинает взрослый, (далее варианты диалога):
— Мне очень нравится стоять так, и я хотел бы с тобой держать шарик столько сколько смог бы.
— У тебя добрые глаза.
— Твой голос, как песня.
— Ты так хорошо читаешь стихи наизусть.
— Ты трудолюбивый, хорошо дежуришь, по столовой.
— Мне нравится с тобой играть, ты интересно придумываешь сюжеты игры и т.д.
Если ребёнок не идёт на контакт «лоб в лоб», то сначала можно удерживать мяч (шар) ладонями, большими пальцами, можно при этом закрыть глаза.
Упражнение «Стакан с водой»
Цель: развитие взаимопонимания между детьми, оптимизация отношений в группе.
Дети усаживаются на стульчики кругом или полукругом и молча передают друг другу стакан с водой. В ходе выполнения упражнения развиваются способы коммуникации:
· поиск рук партнёра, до момента передачи стакана;
· предупреждение о передаче прикосновением;
· переживание за соседа, чтобы он не пролил воду и т.д.
Игра «Дерево дружбы»
Цель: оптимизация взаимоотношений в группе. Повышение психологической культуры дошкольника, преодоление нерешительности, развитие эмпатии.
Педагог предлагает детям встать в круг. Ребёнок, которого выбирают считалкой — дерево, он стоит на месте, а игрок с другого бока, всех ведёт по кругу, постепенно закручивая всех вокруг него. При этом педагог произносит следующие слова: «Вы чувствуете, как тепло, когда вас нежно обнимают, и как плохо, когда обижают. Давайте бережно хранить дружбу, строить мосты дружбы, сажать деревья дружбы, ведь дружбы много не бывает.
Релаксация «Дружба»
Детям предлагают танцевать и подпевать, просто послушать любимую песенку.
Песня в исполнении детского ансамбля «Барбарики» — «Дружба».