Танакиль Леклер должна была стать одной из балетных легенд XX века. О ней бы снимали фильмы, писали бы книги - и вполне научные, и бульварные, как о Матильде Кшесинской или Рудольфе Нурееве. Она была просто создана для славы - не только талантливая, но и фантастически красивая и немного загадочная хрупкая девушка.
Танакиль родилась 2 октября 1929 года в Париже в семье француза и американки. Американское происхождение матери помогло семье перебраться в Нью-Йорк в 1932 году, когда в Европе разразилась война.
Танни, как её называли родители, была от природы фантастически гибкой и грациозной и с детства проявляла интерес к танцам. Первые уроки она брала в студии Михаила Мордкина (бывшего танцовщика дягилевской труппы), к тому времени прочно обосновавшегося в Нью-Йорке и создавшего собственную балетную школу. Танакиль была невероятно талантлива, что не могло не привлекать балетных специалистов того времени, и в скором времени девочке была предложена стипендия на обучение в престижнейшей "Школе американского балета", которую возглавлял Джордж Баланчин. Когда Танакиль было 15 лет, Баланчин пригласил ее танцевать с ним на благотворительном вечере.
Дебютное выступление в дуэте с мэтром не стало последним для Танакиль. Баланчин приглашает Леклерк в свою труппу, став её наставником и воспитав в ней танцовщицу, отвечающую требованиям его хореографии. В свои семнадцать Танакиль танцует практически все главные партии в труппе Баланчина. Вероятно, Баланчин так выдвигал ее и так вдохновлялся ей, потому что она была фактически его созданием, его ученицей, воплощавшей все, чего хотел от своих балерин, без каких-либо посторонних влияний. Зрители любят её за индивидуальную манеру танца, удачно совместившую в себе французский шарм и утончённость с американской экспрессивностью. А против её необычной красоты и вовсе невозможно устоять!
Она вдохновляла не только Баланчина. Джером Роббинс сочинил для нее одно из самых знаменитых своих творений - его собственную версию "Послеполуденного отдыха фавна". Мерс Каннингем тщетно уговаривал Танакиль оставить и Баланчина, и Роббинса ради творческого союза с ним.
Вскоре между Баланчиным и Танакиль начался роман. Баланчин тогда был женат на своей предыдущей музе Марии Толчиф. Его увлечение юной Танакиль не прошло не замеченным и приводило к многочисленным драмам. В конце концов Баланчин развелся с Марией, и она покинула труппу.
Несмотря на разницу в 25 лет Баланчин делает ей предложение в рождественскую ночь 1952 года. И 1 января она выходит за него замуж, став его четвёртой женой.
Какой была их совместная жизнь, доподлинно неизвестно. Ее предшественница Мария Толчиф вспоминала о своем браке с Баланчиным, что в нем было очень мало романтики и страсти, так как их обоих слишком поглощал танец. Надо полагать, с Танакиль было то же самое. В своих многочисленных женщинах Баланчин видел прежде всего муз.
В 1956 году труппа Баланчина New York City Ballet гастролировала в Европе. В Копенгагене Танакиль почувствовала себя плохо, но все же смогла станцевать все свои спектакли и только затем отправилась в больницу, где ей был поставлен диагноз - полиомиелит. По легенде, Танакиль заразилась в Венеции, когда решила попробовать на вкус воду из канала.
Пока она лежала в больнице в тяжелейшем состоянии, Баланчин проводил долгие часы в русской церкви в Копенгагене и молил Бога вернуть ему Танни (как Танакиль любовно называли родные и друзья). Неизвестно, помог ли Бог или мастерство датских врачей, но Танакиль сначала была полностью парализована, однако со временем вернулась подвижность верхней части тела.
Подвижность нижней части тела не вернется никогда. В 27 лет Танакиль Леклерк, привыкшая выражать себя через движение, оказалась прикована к инвалидной коляске.
Баланчин долго оставался преданным мужем. Он взял годичный отпуск, чтобы постоянно быть рядом с Танакиль и помочь ей привыкнуть к новому состоянию. Наверное, это способствовало тому, что в конце концов она смирилась с судьбой и нашла себе другие занятия. Ей нравилось фотографировать. Она писала книги. У нее их вышло две - "Балетная поваренная книга" (сборник любимых рецептов танцовщиков) и "Мурка. Автобиография кошки" - о любимом питомце Баланчина. Иногда Танакиль репетировала с молодыми артистами, показывая партии из своего инвалидного кресла с помощью одних лишь рук.
Но, к сожалению, их браку приходит конец в 1969 году, когда в жизни Баланчина появляется новая муза Сюзан Фаррелл, и он развелся с Танакиль, которая смогла смириться и с этим и остаться друзьями с бывшим мужем. Однако, его предложение руки и сердца было отвергнуто Сюзан, которая предпочла выйти замуж за другого.
Жизнь Танакиль Леклер прожила довольно долгую - умерла в 2000 году, в возрасте 71 года от пневмонии, большую часть жизни проведя наполовину парализованной. Но навсегда оставшись в памяти балетоманов уникальной танцовщицей и музой великого Баланчина.
Ставьте лайки, подписывайтесь.
Впереди ждет много интересных историй)