Лучше так: Вероятность возникновения полномасштабного вооружённого конфликта между Арменией и Азербайджаном
Несмотря на то, что Россия предпринимает все возможные дипломатические усилия для нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, вероятность нового полномасштабного вооружённого конфликта между этими государствами остаётся достаточно высокой. На это прямо указывают представители России и западного мира.
Причин делать подобные выводы несколько.
Основными из них являются следующие.
1. Последствия территориального спора за Нагорный Карабах (азербайджанское наименование), Арцах (армянское).
История данного конфликта берёт своё начало в Российской Империи. Война между Россией и Персией (1804-1813) закончилась включением Карабахского ханства в состав Российской Империи. В 1868 она вошла в состав Елизаветпольской губернии.
В 1921, решением Кавбюро ЦК РКП (б) от 05.07.21 эти территории были включены в состав Азербайджана. Решение было мотивировано необходимостью укрепления мира в регионе между мусульманами и армянами. В 1923 НКАО являлась автономной областью АзССР.
В конце восьмидесятых, воспользовавшись слабостью центральной власти СССР, на территории Нагорного Карабаха начались активные действия по присоединению этих земель к АССР. За несколько дней до развала СССР здесь состоялся референдум, на котором практически 100% населения проголосовало за присоединение к Армении.
Правительство Азербайджана пыталось нормализовать ситуацию. В период с 1992 по 1994 года здесь шли полномасштабные военные действия между Ереваном и Баку.
ВС Армении захватили территорию НКАО и несколько населённых пунктов, которые в неё не входили. Под контролем Азербайджана осталось менее 15% территории. В 1994 открытое военное противостояние заморозили. Начались попытки мирового сообщества и России решить конфликт путём переговоров.
По итогам 1 Карабахской войны была создана НКР, которую не признало ни одно государство, включая Армению.
До 2020 года происходили постоянные вооружённые стычки по линии соприкосновения войск. Баку предпринимал все возможные усилия для мирного урегулирования проблемы и возврата захваченных территорий. Его позиция поддерживалась международным сообществом. В частности, ООН было принято несколько резолюций по этому вопросу.
27.09.2020 воспользовавшись изменением политической ситуации в регионе (Пашинян существенно ослабил поддержку Армении со стороны двух ведущих региональных игроков, России и Ирана), включая сотрудничество в области обороны, и переориентировался на США и ЕС, Баку, в тесном взаимодействии с Турцией, перевооружил свою армию и начал силовой возврат собственных территорий (2 карабахская война, 27.09.20-19.11.20).
Ему удалось восстановить контроль над значительной частью Карабаха и прилегающих территорий. С целью скорейшего завершения конфликта и защиты мирного населения, 09.11.20 на оставшиеся под контролем НКР территории вошли российские миротворцы.
За период с 2020 по 2023 годы под контроль Баку перешли ещё несколько спорных территорий.
13.09.23 Никол Пашинян официально подтвердил, что признаёт Нагорный Карабах территорией Азербайджана.
Всё это время армянская и азербайджанская сторона регулярно обвиняют друг друга в геноциде и оккупации территорий. В населённых пунктах со смешанным населением, постоянно возникают конфликты между азербайджанцами и армянами.
Всё это привело к массовой миграции армян и азербайджанцев на свои исторические территории. В ходе конфликтов погибли десятки тысяч людей с обеих сторон.
Память об этом живёт и у армян, и у азербайджанцев, что может вылиться в очередной вооружённый конфликт от малейшей стычки на границе.
2. Стремление Азербайджана «пробить» Зангезурский коридор.
Длившийся десятилетиями конфликт между Баку и Ереваном оказывал существенное влияние на торгово-экономическую и геополитическую ситуацию в данном регионе, значительно осложняя региональную логистику.
В рамках шагов, предпринимаемых Азербайджаном для возврата Нагорного Карабаха, активно продвигалась идея создания «Зангезурского коридора», который должен был соединить территорию основного государства с Нахичеванской АО (смотри карту), пройдя по территории Сюникского района (армянское наименование).
Вопрос неоднократно поднимался ещё в СССР. Но отношение к нему было неоднозначным, как у Баку, так и у Еревана. Первый опасался, что строительство железной и автомобильной дороги через эту территорию инициирует процессы интеграции населения Карабаха в Армению. Второй заявлял о том, что Азербайджан будет использовать данный проект для экспансии.
Кроме этого, строительство коридора наталкивалось на стойкое противодействие Ирана. Для Тегерана, стремящегося повысить статус регионального игрока, его реализация означала, что Иран будет полностью отрезан от черноморского побережья, что поставит крест на транзите.
Кроме этого, Тегеран теряет статус основного транзитного партнёра Азербайджана, что снижает влияние на политику Баку.
После 1 войны за Карабах, попасть в Нахичевань можно стало исключительно через Грузию, вариант, через Турцию (1200 км). Иной маршрут – через Иран (700 км), вместо 70 км напрямую. Наличие коридора расширяло возможности Баку в торговле со странами ЕС.
Однако результаты 2 Карабахской войны, событий 2023 года заставили Иран существенно пересмотреть подходы к данному вопросу и переориентироваться на Баку.
В частности, им был предложен Азербайджану проект «Араксского коридора» (альтернативное наименование, «Иранский путь»). Транспортные маршруты проходят по территории Ирана и незначительно длиннее варианта Зангезурского коридора. Проект полностью поддержала Турция.
Данное решение более выгодно Баку в экономическом и политическом плане. В совокупности с тем, что его реализация абсолютно не учитывает интересы Армении, можно говорить о том, что Зангезур с повестки дня снимается. Его более можно не рассматривать как возможный повод к вооружённому конфликту.
России, в экономическом плане, Зангезурский коридор был бы более выгодным решением, позволяющим создать прямой маршрут выхода на Ближний Восток. Однако, данную проблему удалось обойти, формируя прямые сухопутные маршруты с Ираном, минуя Баку (коридор «Север-Юг»). Поэтому, с учётом существенного ухудшения армяно-российских отношений, Россия поддерживает предложение Ирана.
3. Незавершённость процесса демаркации и делимитации государственной границы между этими странами.
Незавершённость процесса демаркации и делимитации государственной границы между этими странами.
С одной стороны, оба государства признали территориальную целостность друг друга в рамках границ Армянской ССР и Азербайджанской ССР. С другой, в отдельных районах существуют споры о принадлежности тех или иных населённых пунктов Баку или Армении. Процессы демаркации границ являются общепризнанной мировой практикой и решаются, в подавляющем большинстве случаев, за столом переговоров. Но для этого обе договаривающиеся стороны должны проявлять добрую волю.
Прямых переговоров, по официальным версиям сторон, по данному вопросу пока не ведётся. Однако 19.03.24 процедуры демаркации и делимитации практически начались. Пашинян заявил, что Ереван вынужден был пойти на эти контакты, чтобы избежать новой полномасштабной войны.
Азербайджан уже потребовал от Армении передачи ему дополнительно восьми приграничных сёл. Вице-премьер Армении, Мгер Григорян, заявил, что подобные вопросы даже не рассматриваются. А к официальным переговорам по делимитации Ереван будет готов приступить только после достижения договорённостей с Баку по правовым, социально-бытовым принципам и вопросам безопасности.
В то же время, со стороны руководства Армении звучала информация о готовности передать Баку часть территории Тавушской области. При этом Армения, в качестве встречных претензий, заявляет о незаконной оккупации Азербайджаном 31 села.
Решение о возврате 8 населённых пунктов прямо увязывается с возвращением Еревану этих 31. Основным препятствием является согласование статуса Арцвашена (армянское наименование) / Башкенда (азербайджанское).
Население спорных приграничных армянских сёл требует от Пашиняна официально отказаться от их передачи Азербайджану. В противном случае, обещает перейти к партизанским военным действиям.
Активизация в регионе миссии ЕС и представителей НАТО не способствует достижению устойчивого и долгосрочного мира в регионе. При этом позиции России стремятся всемерно ослабить, полностью выдавив её из переговорного процесса.
Выводы
Анализ ситуации, складывающейся во взаимоотношениях Еревана и Баку, позволяет говорить о сохраняющейся высокой вероятности возникновения открытого вооружённого конфликта между Ереваном и Баку.
7500
----
Подписывайтесь на канал, будет интересно