Найти тему
NEWS.ru

В России разбился очередной военный самолет. Огонь по своим, ракета ВСУ или техническая неисправность: вся правда о крушении Ту-22М3

Оглавление
Сергей Булкин/NEWS.ru
Сергей Булкин/NEWS.ru

19 апреля 2024 года в Ставрополье потерпел крушение сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3, погибли двое членов экипажа. Что известно об этом инциденте, есть ли след Украины, когда ранее и почему Ту-22 терпели крушения на территории России?

Что произошло с самолетом

О крушении Ту-22М3 в Ставропольском крае стало известно ранним утром 19 апреля 2024 года. Информацию о ЧП в своем Telegram-канале подтвердил глава региона Владимир Владимиров.

«Получены уточненные данные по происшествию с российским военным самолетом в Красногвардейском округе. К глубокому сожалению, третий член экипажа погиб. Выражаю соболезнования его родным и близким. Поиски четвертого летчика продолжаются», — писал Владимиров.

По словам главы региона, летчикам перед крушением удалось катапультироваться.

«Угрозы для жизни двоих летчиков, с которыми работают краевые медики, нет. Врачи делают все необходимое. Пациентов в ближайшее время перевезут в военный госпиталь, который находится за пределами нашего региона», – сообщил губернатор.

По последней информации, погибли двое членов экипажа.

«Первый — командир экипажа, он принудительно катапультировал помощника, штурмана-навигатора и штурмана-оператора. А сам остался в кабине и до последнего уводил бомбардировщик от жилых построек. Второго члена экипажа нашли мертвым. Угрозы для жизни ещё двоих летчиков, нет. С ними работают краевые медики. В ближайшее время их перевезут в военный госпиталь за пределами региона», - пишет SHOT.

По информации Telegram-канала Mash, предварительной причиной крушения Ту-22М3 в Ставропольском крае стала потеря тяги одного из двигателей. В Минобороны России указали на технические неисправности у ракетоносца. При этом в ведомстве уточнили, что в момент падения боекомплекта на борту не было.

При чем тут Украина

В то же время на Украине начали распространять информацию, что якобы именно ВСУ сбили Ту-22М3 в Ставрополье. Так, агентство «РБК-Украина» сообщало, что крушение бомбардировщика является результатом операции Главного управления разведки Минобороны Украины. Агентство добавило, что самолет разбился в 300 километрах от украинской границы. Согласно сведениям СМИ, после крушения Ту-22МЗ другой бомбардировщик, летевший за ним, развернулся. Командующий Воздушными силами Украины Николай Олещук в Telegram-канале также написал об уничтожении Ту-22М3. Он утверждает, что самолет сбили зенитные ракетные подразделения. Минобороны РФ это никак не комментировало.

Версию о причастности Украины к крушению бомбардировщика опроверг военный эксперт Анатолий Матвийчук. По его словам, самолет является неуязвимым для ПЗРК вероятных диверсантов. В беседе с NEWS.ru он напомнил, что регион находится слишком далеко от зоны СВО для ЗРК ВСУ.

«ВСУ не могут быть причастны к падению Ту-22М3, так как это Ставропольский край. А Ту-22М3, насколько я знаю, летают на такой высоте, куда ни один ЗРК ВСУ не достанет — слишком далеко от зоны СВО, тем более глубоко в российском тылу, не говоря уже про ПЗРК. Так что, версию диверсии ВСУ я бы исключил полностью», — считает Матвийчук.

С экспертом полностью солидарны авторы Telegram-канала «Война с фейками». Как отмечает ресурс, у Украины банально не было никакой возможности сбить Ту-22М3 в Ставропольском каре, а причиной крушения стала техническая неисправность.

«Самолет упал на расстоянии более 400 километров от линии фронта. ВСУ просто не имеет зенитных ракетных комплексов, которые могут поражать цели на таком расстоянии. ЗРК Patriot, самая дальнобойная система ПВО украинской армии, может поражать воздушные цели на максимальном расстоянии 120–150 километров. Из всех ЗРК в мире на 400 километров может стрелять только российский С-400, которого, естественно, у Украины нет», — подчеркивается в соответствующей публикации.

Список аварий и катастроф с участием Ту-22М3 на территории России

Подобные инциденты с этим бомбардировщиком происходили и ранее. В общей сложности с 2000 года сообщалось о двух катастрофах и трех авариях Ту-22М3 (без учета крушения на Ставрополье 19 апреля 2024 года).

Так, 8 июля 2004 года дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3 840-го тяжелого бомбардировочного авиаполка ВВС России потерпел крушение при заходе на посадку на аэродроме Сольцы (Новгородская область). Погибли все четверо членов экипажа: майор Олег Тяпкин, капитан Илья Ласков, майор Николай Толстов и капитан Александр Иванов. Причиной катастрофы стали технические неполадки энергоснабжения — самолет оказался обесточен, в результате прекратилась подача топлива и не сработали катапультные системы.

Еще происшествие такого рода произошло 16 июня 2016 года. Тогда Ту-22М3 (бортовой номер «10 красный», регистрационный - RF-94146) 6950-й авиабазы командования Дальней авиации ВКС России при посадке на аэродроме Веретье (близ города Остров, Псковская область) выкатился с полосы и был серьезно поврежден. Экипаж не пострадал.

Через год с небольшим, 12 сентября 2017 года, Ту-22М3 (бортовой номер «20 красный», регистрационный номер RF-94233) 326-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии (аэродром Белая, Иркутская область) ВКС РФ по техническим причинам выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы на аэродроме Шайковка (Калужская область). Экипаж не пострадал, самолет получил повреждения.

Куда серьезнее ЧП случилось 22 января 2019 года, когда при заходе на посадку на аэродроме в Оленегорске (Мурманская область) потерпел катастрофу бомбардировщик Ту-22М3 (бортовой номер «35 красный», регистрационный RF-94159) 40-го смешанного авиационного полка дальней авиации ВКС России. Как сообщалось, приземление прошло «с повышенной перегрузкой», в результате чего самолет разрушился и загорелся. На месте погиб помощник командира корабля майор Константин Мазунин, позднее от полученных ранений скончались командир экипажа майор Алексей Гурьев и штурман-оператор капитан Виктор Грейф. Штурман-инструктор подполковник Максим Рылков был госпитализирован в состоянии средней тяжести. В Минобороны РФ сообщали, что рассматривают все возможные версии катастрофы, в том числе техническую неисправность самолета.

По данному делу велось длительное расследование. В августе 2023 года Мурманский гарнизонный военный суд вынес обвинительный приговор бывшему командиру войсковой части полковнику запаса Владимиру Алесенко и экс-руководителю полетов майору запаса Владимиру Степанову в связи с крушением бомбардировщика Ту-22М3 на аэродроме в Оленегорске. Алесенко получил 4 года лишения свободы за «халатность, повлекшую по неосторожности смерть трех лиц, причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также особо крупного ущерба», Степанов – 3 года и 6 месяцев за «нарушение правил полетов». Все сроки условные.

При этом гражданские иски к фигурантам суд решил удовлетворить частично. Так, в пользу Минобороны России с Алесенко взыскано 2,5 млн рублей, со Степанова — 2 млн рублей. Кроме того, с Минобороны в пользу родственников погибших летчиков взыскано по 750 тыс. рублей в качестве моральной компенсации.

Еще один инцидент с участием Ту-22М3 произошел 17 декабря 2019 года. Тогда бомбардировщик ВКС РФ, выполнявший плановый полет, из-за отказа двигателя произвел аварийную посадку на грунт в Астраханской области. В Минобороны РФ сообщили, что экипаж отвел машину от населенного пункта, в ходе посадки летчики не пострадали. Командование ходатайствовало перед министром обороны РФ о представлении членов экипажа к государственным наградам.