Найти в Дзене
Ирина Барабанова

Дом архитектора в России конца XIX – XX века

Вероятнее всего данная тема предполагает, чтобы разговор шел непременно о работах таких великих русских архитекторов, как Федор Осипович Шехтель (особняк в Ермолаевском переулке) или Лев Николаевич Кекушев (удивительное здание на Остоженке с фирменным знаком мастера на крыше - львом). Разумеется, период конца XIX – XX века - это время расцвета изысканного, утонченного и вместе с тем практичного стиля модерн. Явления в мировом культурном пространстве, которое наряду с техническим прогрессом захватило не только Европу, но и по особому проявилось в России. Нашло у нас свое воплощение и получило особый характер. Не стало прямым копированием или прямым подражанием работам западных коллег, а открыла свой путь, обратившись к русским сказкам, народному зодчеству и фантазиям на тему «древней старины» (см. Избушка на курьих ножках в Абрамцево или Храм в «древне-русском» стиле там же).

Со своей стороны я очень люблю этот стиль. Для меня он начинается уже с работ моего любимого мастера Сандро Боттичелли (изящная тонкая линия, декоративность, приглушенный зеленый цвет, цветы и природа, как элементы художественной выразительности). Продолжается у Климта и Мухи (прерафаэлитов я пропускаю из-за очевидности, чтобы избежать банальности) и «вспыхивает» у нашего Билибина. То, что потом проявится в работах российских архитекторов как сочетание таких стилистических особенностей, как акцент на подражании природе (отличный пример - «морской мир» в особняке Рябушинского), асимметрия, отсутствие повторяющихся элементов, вплетение древне-русских мотивов в современный контекст, пастельные тона, использование цветов натуральных материалов, обилие стекла (в т.ч. витражей), кованного железа и др. Все это непременно найдет свое отражение у архитекторов, как в работах под заказ, так в постройках для собственных нужд.

Однако мне бы хотелось сделать шаг в сторону и поговорить о том, что и как строили архитекторы за пределами столицы. Например, в Казани. В которой, надо отдать должное, есть свои достопримечательности стиля модерн (правда, с элементами неоготики) - это так называемый Дом Кекина, построенный в 1903 -1905 годах Генрихом Рушем. Кстати, он же возвел в 1880-х годах знаменитый пассаж для купца Александрова в стиле эклектики (модерн + необарокко).

Дом Кекина, Казань, ул.Горького, 8/9
Дом Кекина, Казань, ул.Горького, 8/9

А мне посчастливилось прожить все свое детство в удивительном особняке (известный как Дом Лихачева), построенным архитектором Петром Григорьевичем Пятницким в 1834 году в стиле классицизма. Тем самым архитектором, по проекту которого в 1825 году было возведено знаменитое главное здание Казанского императорского университета. И из-за которого Петру Григорьевичу пришлось пережить много унижений и обвинений в непрофесионализме со стороны коллег, упрекавших его в отсутствии современного мышления и, как сказали бы в наши дни, нежеланию следовать тренду.

Заказчиком «моего» дома выступил Андрей Федорович Лихачев (1832 - 1890) известный ученый, краевед и коллекционер. Дом находится на углу улиц Большая Красная и Карла Фукса. Это двухэтажное здание с фасадной стороны и трехэтажное с внутренней (нижний и верхний для прислуги, а второй для хозяев). Высокие окна второго этажа выделены с боков пилястрами, нижний этаж рустованный, окна арочные. Внимание привлекает кованный балкон с растительным орнаментом и «венецианскими» окнами над ним по бокам.

Старожилы рассказывали, что в бараке напротив располагался хозяйский гараж и конюшня. В подвале дома, где новые жильцы советской эпохи хранили зимой овощи и соленья, еще оставались росписи (фрески) изящных лебедей и цветов. На втором этаже были 5-ти метровые потолки с лепниной. Здесь проходили танцевальные четверги и встречи представителей культурного кружка города.

Здание по своей структуре гармоничное, целостное по художественному замыслу и, как ни странно, несмотря на четкую атрибуцию (отнесено к стилю классицизма) все-таки, содержит в себе и элементы стиля модерн. Такие, как разноформатность и равновеликость окон, дверных проемов, наличие природного орнамента в украшении (фасад + кованный балкон), утраченных витражей и др.

Архитектор закончил свои дни в 1855 году в собственном имении в старинном русском селе Шармаши Тюлячинского района (Татарстан). Его собственный дом не сохранился, но вполне возможно предположить, что, если бы архитектор располагал средствами, то он бы выглядел как тот, что он построил для богатой семьи Андрея Лихачева.

Подводя итог, мне бы хотел сказать, что несмотря на расцвет стиля модерн в России в конце XIX и начале XX веков, были архитекторы, которые продолжали сохранять верность и классицизму, и даже барокко, успешно «смешивая» их в художественном «флаконе», который получил название «Эклектика».

На фото «Дом Лихачева», Казань, ул. Б. Красная, 15/9
На фото «Дом Лихачева», Казань, ул. Б. Красная, 15/9