Русский философ Николай Бердяев в своей книге "Философия Свободного Духа" говорит, что Бог есть не "что-то", а – "ничто". От себя могу добавить: как - ни-что, так и - не-что, т.е. нечто, или же - сверх-что. Потому что о "чем-то", о “что-то” мы имеем земные природные представления, а “ничто” невозможно описать. Однако, если Бог – ничто, то это не значит, что Его вовсе нет! Ничто может также означать и Сверхчто, т.е. то, что выше значения слова “что-то”, так как о “что-то” мы всегда можем сказать, какое оно – теплое или горячее, низкое или высокое, смешное или грустное, и т.д., а о Боге мы почти ничего не можем сказать, кроме того, что он Благ, и есть - Любовь! (Это уже мои были добавления!)
Бердяев критикует великого католического средневекового философа Фому Аквинского за то, что тот всю жизнь пытался познать Бога с помощью прямой логики, минуя мистику. Самое известное доказательство Фомы Аквинского – это Доказательство Бытия Бога! Звучит - смело и удивительно, восхитительно, но для Бердяева - это не аргумент для восторженности или восхваления Аквинским. Вот, главным образом, почему! Потому что, он считает, что Бога нельзя познать логикой, или Чистым Юмовским Разумом (Дэвид Юм - английский философ-скептик 18-ого века), потому что Бог – вне логики, Бог не поддается логике, так как Он полон противоречий! Все наши представления о Боге – земные, а Бог – это Внеземная Сущность, Внеземной, если хотите, Разум (Духовный Разум!), поэтому наши представления о нем – ошибочны. Бог выражается в этот мир через символы, поэтому Бердяеву нравится идея символизма во всем, что нас окружает, во всех сферах жизни – и в искусстве, и в философии, и в быту, и, что самое главное, в Духовной Жизни, т.е. в Богопознательстве. И еще - как мы, люди, - живые, - как природа - жива, так и Бог – живой, Он - не статичен, Он постоянно находится в движении – и Отец, и Сын, и Святой Дух, “который веет, где хочет”. Бог - иррационален, а то, что - иррационально, не может быть логично, оно - за гранью разума! Хотя отсюда добавлю, что я не совсем с ним в этом согласен. Мне, лично, кажется, что-то подсказывает мне, что Бог - как может быть нелогичен, так и может быть логичен, и в этом тоже есть свое противоречие. То, что Он, по-моему, и - логичен, и - нелогичен, - говорит о том, что Он все-таки скорее нелогичен, но только с точки зрения подхода человеческой логики, где 2X2 всегда = 4.
У Бога не всегда дважды два четыре, как и не всегда дважды два - пять! Скорее, где-то между, скажем – 2x2 = 4,5 с бесконечным количеством нулей! Но это уже литература, а не философия, поэтому я постараюсь оставаться немного более ясным для вас в своей логике развития, мои читатели, и поэтому давайте опять вернемся к главной теме сего трактата!
Бог, скорее, не - нелогичен, а - таинственен. У него другая логика, которая вне понимания человеческой жизни, а значит она есть – тайна, как и Сам Бог! Бог – есть тайна, а тайна познается только внутри жизни Духа, к которому каждый из нас может приобщиться. Бердяев утверждает, что все мистики, святые, и гении искусств прежних веков для нас гораздо важнее, чем все философы, так как их шедевры, их святая жизнь гораздо больше доказывают простому человеку о существовании Бога, в то время как философы только лишь двигали социум вперед своей опережавшей социум мыслью, но, так как, доказательство Бога для человека куда важнее, с точки зрения духовности, чем устройство того или иного социума, то и художники и святые, поэтому, важнее философов и догматических сухих схоластических богословов. Подлинное Христианство, по Бердяеву, есть религия свободы, а не строгого догмата, хотя и он важен, так как и он символичен изначально, когда появляется в этом мире, когда в него приходит. Подлинное Христианство познается с помощью личного духовного и жизненного опыта, а не по учебнику, не по слепой вере в одеревеневший, спустя какое-то время, догмат. Бог разговаривает с человеком символами, и поэтому, они становятся для человека священными. Поэтому, все значимые события в человеческой жизни, которые с нами случаются, становятся знаковыми для нас, становятся символичными, таким образом!
То, что Бог есть "ничто", называлось Отрицательным Богословием, и одним из его ярчайших представителей был немецкий философ и теолог Николай Кузанский. А другое богословие, которое утверждает уверенно, что Бог – есть "что-то", соответственно, наоборот, называется Положительным. Бердяев утверждает, что Положительное Богословие, в итоге, и привело Западную Цивилизацию к краху веры и появлению сначала Агностицизма, а потом и Атеизма. Постольку-поскольку, пыталось понять Бога не мистическим путем, а рациональным, присущим этому природному миру! Да, даже богословие мыслило рациональными терминами, так как боялось понятия Бесконечности Бога, которое принес в мир Христос. Само понятие, что Бог – бесконечен и вечен, не умещалось в природный ум, поэтому его боялось официальное богословие многие века на Западе, оно вызывало у него страх, и от этого – неприятие. От себя добавлю, что, то, что мы не можем понять, вызывает у нас волнение и страх, а значит, оно становится таинственно для нас. То, что мы не можем понять разумом, мы можем понять только лишь с помощью символа или мифа. Символ как-бы скрепляет между собой два мира – видимый и невидимый, а не противопоставляет одно другому. Природа человека не противопоставляется природе Бога, так как человек – есть Его же создание, подобие, и образ. То, что представляет собой материя, есть - прямое следствие Божьего Дыхания в этом мире, в этот мир - его создания, его творчества!
Многие западные европейские философы Нового Времени ставили во главу угла только разум, ум, а не мистику или чувства, как было в Средневековье, или не только мистику или духовность. Такими были, и Лейбниц, и Декарт, и, отчасти, Кант, и Вольтер, и также Дидро. Но были и другие, которые были больше мистиками, чем логиками – это и Якоб Беме, и Парацельс, и, отчасти, Шеллинг. Поэтому западная философская мысль не так однозначна, как может сначала показаться – там были и логики, и мистики, - и, поэтому, нельзя сказать, что Запад, в отличии от России – во всем логичен и практичен. Немцы – еще те романтики, как и французы – о-ля-ля! Англичане, в этом плане, более практичны, больше приземленны к жизни, что, собственно, и выражается в том, что они правят миром в первую очередь первыми, главными из европейских народов, а не французы или немцы. Фраза “Время – деньги!” придумана англосаксом Бенджамином Франклином. Практика была такова, что многие английские философы были отрицателями Божественного Существования, как такового. Это такие имена, как: Дэвид Юм, Фрэнсис Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, и Бертран Рассел. Англичане - куда большие практики, они не любят отвлеченную философию, потому что она не приносит им прибыли, а прибыль - это власть, а власть, разрастаясь, становится глобальной, к чему они и пришли в итоге к 21-ому веку. Англичане больше верят в науку, и что странно - в колдовство, а не в христианство - если брать отдельных индивидуумов, а не людские народные массы - потому что, одно другому, получается, и не противоречит вовсе. По-моему, в науке тоже присутствует что-то магическое, иначе невозможно понять - как она так зачаровывает людей, что уводит их полностью от Бога. Но многие европейские ученые также верили и в Бога, и поэтому все не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Наука не виновата в том, что в нее одну уверовало современное прогрессивное человечество. Наука тут ни при чем! Но, однако, уйдем от практичных англичан, и вернемся к нашему Богопознанию! (Так как, я - не англичанин, а - русский, хоть и наполовину - а с русскими, как известно - Бог!) :)
Я, в отличии от Бердяева, считаю, что Бог и - нелогичен, и - логичен одновременно, что уже является противоречием, т.е стоит вне логики, так как, одно не может быть одновременно и - одним, и - другим, вторым. Так, кажется, говорится в логических построениях! В этом смысле, вот почему многие люди не могут понять Троичность Бога в Святой Троице – это не поддается их логике, и эта Троичность – вне разумения, она – есть символ, как и все в Христианстве. И Грехопадение, и Воскресение – есть символы. Христианство символично и, поэтому – мистично, подлинное Христианство, подлинная жизнь в Духе. Бог Троичен, так же, как огонь, который, и греет, и обжигает, и дает свет. Три составляющих, но все это один и тот же огонь - в виде костра, например! Или вот говорят поговоркой: ”и хочется, и колется!” Человек тоже ведь есть нелогичное существо, противоречивое. В нем есть, и тело, и душа, и Дух – три в одном. Его тянет, как к низкому, так и к высокому – в этом его и трагичность, и счастье – что снова вне компетенций одной сухой логики. Человека тянет и в грязь порой, но и тот же самый отдельный человек может в какое-то время совершить геройские поступки, даже ценой своей смерти - как говорила Жанна д'Арк.
Если бы мы знали всю Правду, мы бы не были людьми! Только Бог знает всю Правду, а мы можем начать познавать ее только лишь тогда, когда начнем к Богу приближаться в нашей духовной жизни.
Если уж человек нелогичен, то что уж говорить о Боге, который нас создал, и который есть – целое, в то время как мы есть - малое или частное. Бог – есть Любовь, а Любовь, она – вне логики, ведь любят не за что-то, а - просто так! Справедливость – вот тут, да, она - логична, и потому она есть - человеческое понятие. Справедливость уступает любви по всем категориям! А значит логичное всегда уступает внелогичному, так же, как материя уступает, по преимуществу значения, Духу! Потому, и человек – нелогичен, так как он есть - не одна лишь материя, он есть - природное и духовное существо. Так же, и у животных, есть душа и своя степень сознания, как и у растений!
Огонь, который я описывал, как природу Троичности Бога, как и сам Бог - и - логичны, и - нелогичны, он - ни логичен, в отдельности, ни нелогичен, в отдельности – и оба эти понятия не противоречат друг другу, они оба логичны друг для друга. Так как, и в математике есть тот же итог у обеих задач: минус на минус всегда дает плюс, как и плюс на плюс: например, 1+2=3. -1-2=3. Логика и мистика – это вещи разных порядков, поэтому они не могут быть тождественны друг другу, они не могут обозначаться одинаковыми цифрами, поэтому здесь, допустим, логика – это 1, а мистика – это 2. Так как 2 больше 1-ого, то и мистика у меня больше, чем сухая просто логика! Ну я просто решил их так поставить, в такой очередности, для лучшего доказательства своей теории!)) Но, даже, если они суть не одно и то же - сумма их вместе является присутствием ни того, ни другого, в отдельности! Повторение, как говорится, мать учения!))
Огонь – есть явление природы. Также и Бог – есть явление Духа или Абсолюта. Бог есть - Cверхявление, и Находится в Cверхреальности!
Поэтому, Бог гораздо реальнее, чем сам человек с его природной реальностью, так как сначала был Бог, а потом родился человек, Бог был первопричиной, человек – следствием, и никогда меньшая часть не может быть больше большей, никогда частное не может перевесить общее, хотя это и та же сухая строгая человеческая логика, но куда мне до нечеловеческой логики, я не настолько мистик... еще пока!))
Человек – есть частное, а Бог – общее, хотя Бог, при этом, куда большая личность, чем человек, так как земной человек - конечен, а Бог – бесконечен. Конечное не может быть больше бесконечного!
Бог как Солнце! Мы можем греться в Его лучах, но, если мы подойдем слишком близко к Нему – мы сгорим. Мы сгорим из-за того, что мы слишком еще греховны и темны. Греховность не позволяет нам видеть Свет, исходящий от Бога, мы к Нему не приспособлены! А в Раю, говорят, очень светло! Сможем ли мы воспринять Тот Свет или нет, зависит от нас самих, уже здесь создающих, творящих свою судьбу!
Логика Бога (еще раз добавлю!) – она просто другая, она отличается от логики человека! Бог часто дает нам то, что нам нужно, через боль и страдания, а сами мы, ведь, никогда не желаем себе боли и страданий! Человек, который желает себе боли, считается обществом логиков - сумасшедшим, садомазохистом – он вышел из человеческого желания себе постоянного позитива, а значит, как ему кажется, - блага. В боли он находит позитив, как в физической, так и в душевной, однако, таких людей не так много, и это считается уже патологией! Все же современная Капиталистическая Модель Экономики приучила нас к мысли, что в жизни нужен сплошной позитив, т.е. поиск различных удовольств, т.е. все направлено на восхваление человека, что приводит к гордыне, к тому, что человек – обожествляется. Но в истории был только один Богочеловек – это надо понять, и им был Христос! Истинное благо - не то, что мы видим изначально, а то - что дается нам Свыше, т.е. Богом, и в этом Его Любовь к нам проявляется! Не то, что дается сначала, а то, что дается потом! Бог - есть, в первую очередь, Любовь, и это надо помнить всем нам, тогда нам станет проще жить на земле!!! Аминь!!!